Rambler's Top100

АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ РАБОТА СО СМИ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ > АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ РАБОТА СО СМИ


ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В СМИ И ИНТЕРНЕТ
РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
ГЛАВА 2
ГЛАВА 3
ГЛАВА 4
ГЛАВА 5
ГЛАВА 6
ПРИЛОЖЕНИЯ (ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ТЕСТОВЫЕ МЕТОДИКИ, ТРЕНИНГ)
ИЛЛЮСТРАЦИИ (COREL DRAW)
 

ГЛАВА 3

Глава 3. Подростковая агрессия как фактор, предрасполагающий к аддиктивному поведению.

Агрессия представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного обращения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, 1997). Данное определение позволяет уточнить ряд параметров, характеризующих агрессию, как поведенческий паттерн: это всегда целенаправленное, умышленное действие, нацеленное именно на причинение вреда, агрессия прямо или косвенно направлена на живые объекты, и вред в конечном счете наносится именно им, жертвы агрессии не стремятся стать таковыми, пассивно или активно противодействуя агрессору.

На современном этапе агрессию рассматривают с различных позиций: (1) теория инстинкта рассматривает агрессивное поведение как неотъемлемое свойство всех живых существ, реализующееся в борьбе за жизнь; (2) теории побуждения подразумевают, что для осуществления агрессивного поведения необходим внешний стимул, например – фрустрация; (3) теории смещенной агрессии утверждают, что для реализации агрессии выбирается заведомо безобидный объект, что всегда расширяет рамки агрессии, проецируя ее вовне, например, если вас обидит сильный, то значительно проще отыграться на тех, кто слабее вас, чем вступать с ним в борьбу; (4) когнитивные теории предполагают о наличии своего рода когнитивно-аффективного маховика, когда характер интерпретации индивидом чьих-либо действий оказывает решающее влияние на его эмоции и поведение, в свою очередь, негативные аффективные реакции ведут к смещению когнитивных процессов в соответствующую плоскость и т.д., например, если вы сочтете, что коллега умышленно обрызгал вашу блузку чернилами, это возмутит вас, и вы будете впредь настороженно относиться ко всем его действиям, возможно, что тогда вы заметите немало провоцирующего в его поведении, и не желая оставаться в долгу (можете продолжить на свое усмотрение); (5) теории социального научения рассматривают агрессивное поведение как совокупность ранее усвоенных моделей поведения, например, в раннем действии ребенок в песочнице усваивает, что в драке со сверстниками куда легче добиться соблюдения своих прав, а то и навязать им свои правила игры, подросток после просмотра фильма о войне обращает внимание, что нарочито грубый тон офицера, раздающего приказания, помог решить важную боевую задачу. В отличие от вышеизложенных концепций, теории социального научения рассматривают агрессивное поведения как реакцию на соответствующую социальную обстановку, подразумевая тем самым, что изменение социальных условий автоматически меняет и характер агрессивного поведения, возможно устраняя его целиком.

Ниже приводятся несколько ситуаций, обсудив которые с аудиторией, можно сделать выводы об отношении слушателей к проблеме агрессивного поведения в целом. Попросите ваших слушателей прокомментировать поведение персонажей и дать оценку: можно ли его считать агрессией. Используйте эти ситуации для проведения семинаров с родителями и придумайте свои! ·

Муж, застигнув жену в постели с любовником, избивает обоих. ·

Девушку, которая в первый раз пришла на дискотеку, и привлекла всеобщее внимание своей красотой, постоянные обитательницы заведения подняли на смех и довели до слез. ·

Водитель, не справившись с управлением на скользкой трассе, сбил двух пешеходов. Экспертиза показала, что он был пьян. Он искренне раскаивается в случившемся. ·

Хирург вскрывает фурункул без анестезии, успокоив пациентку, что сделает надрез быстро и без боли. ·

Кошка, желая поймать птицу, промахивается и падает с балкона на асфальт, ломает лапу. ·

Охотник стреляет в зверя, но промахивается. Его маленькие дети останутся сегодня без ужина. ·

Шеф увольняет сотрудника, не выполнившего ответственную работу, на которую была отведена целая неделя, хотя хватило бы и трех дней. Их фирма понесла огромные убытки. Впоследствии выяснилось, что как раз за неделю до этого у проштрафившегося сотрудника умерла мать.

Агрессия у подростков.

Принято считать, что подростковая агрессия значительно превосходит агрессию взрослых. Чаще всего это объясняют необходимостью самоутверждения, которая стоит перед каждым подростком. Например, статистика подростковой преступности насчитывает ежегодно более тысячи убийств, несколько сот изнасилований, десятки тысяч телесных повреждений и других правонарушений с очевидным агрессивным подтекстом. Более того, за последние десять лет все отчетливее обнаруживается их рост, притом, что общее количество правонарушений, совершенных подростками, уже три-четыре года имеет тенденцию к снижению.

Большинство исследователей уже давно сделали следующие выводы: (1) подростковая агрессия имеет непосредственные корни в семье и ближайшем окружении подростка (например, в школе). Взрослые люди более самостоятельны, и зависимость их поведения от семейных и рабочих отношений относительно менее выражена; (2) наиболее агрессивны подростки, за поведением которых никто не следит, которые предоставлены сами себе (испытывают дефицит внимания) и те, кто подвергается суровым наказаниям; (3) агрессивное поведение во многом определяется непосредственным окружением подростка: друзьями, учителями, СМИ; (4) дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением сверстников, поведение взрослых для них менее значимо; наиболее агрессивные дети отвергаются большинством в своей группе, поэтому они находят друзей среди агрессивных сверстников, что лежит в основе формирования молодежных групп с выраженным асоциальным поведением: однажды отвергнутые, но сильные, они готовы бросить вызов всему обществу; (5) средства массовой информации играют существенную роль в формировании агрессии у подростков, однако, речь не может идти о всех СМИ в целом, но лишь о конкретном издании, публикации, фильме и т.д. (6) агрессивное поведение подростков, как правило, сопровождает плохое развитие социальных и когнитивных навыков, при ликвидации социального и когнитивного разрыва со сверстниками оно снижается, как это происходит, в частности, у лиц с пограничными формами умственной отсталости, которые резко отличаются от сверстников в школьные годы, но по достижении 18-22 лет приобретают профессию, вступают в брак, приобретают социальные навыки; (7) агрессивное поведение в подростковом возрасте имеет различное продолжение в зрелости: социально обусловленные формы агрессии обычно убывают, в то время как биологически обусловленная агрессия возрастает; (8) одной из форм псевдокомпенсации агрессивного поведения является аддикция, в первую очередь – употребление ПАВ.

В работе с подростковой аудиторией педагогу и психологу всегда приходится учитывать особенности агрессии у подростков. Ниже приводится несколько ситуаций, которые могут послужить хорошими примерами для дискуссий. ·

Девочки порвали сверстнице модное платье. ·

Ученик, обидевшись на учителя за несправедливую оценку, подложил ему на стул иголку. ·

Группа подростков, праздно проводящих время в подъезде, избила жильца дома, сделавшего им замечание. ·

Несколько подростков ограбили сверстника, а он в отместку поколотил их всех поодиночке. ·

Мальчик пошел в секцию бокса, чтобы отомстить со временем своему обидчику.

Педагог и подростковая агрессия.

Большинство педагогов сталкиваются с проявлениями подростковой агрессии ежедневно. И ежедневно вынуждены разрешать вопросы, порождаемые ей. Ряд педагогов отрицают существование проблемы, либо в целом, либо в тех подростковых коллективах, с которыми им приходится работать. Существует несколько типичных заблуждений в отношении подростковой агрессии: (1) подростковая агрессия - неизбежна; разумеется, агрессия присуща человеку как биологическому объекту, и подросткам в частности, однако следует помнить, что в социально неблагополучных условиях она приобретает совершенно иной характер и более брутальные формы, поэтому отрекаться от профилактики подростковой агрессии нелепо; (2) подростковая агрессия – всегда следствие психической патологии; это далеко не всегда так, и, как правило, подростковая агрессия следствием психических расстройств не является; исследования показали, что наиболее опасные формы (насилие, убийства, терроризм) подростковая агрессия принимает в качестве извращенных реакций адаптации; механизм развития аномальных адаптационных реакций можно представить в виде следующей схемы: совокупность психотравмирующих факторов®напряжение адаптационных ресурсов®прорыв барьера психической адаптации (термин предложен Ю. А. Александровским) ®дистресс®смещение компенсаторных механизмов из “социальной” в “витальную” плоскость®аномальное реагирование, направленное на уничтожение травмирующего фактора; (3) в нашей школе (нашем классе, отряде) этой проблемы не существует; увы, но даже самые благополучные коллективы не могут избежать межличностных конфликтов, в рамках которых формируется иерархия организованной группы; в такой группе всегда появляются лидеры и аутсайдеры, первые стремятся удерживать свое положение, вторые - исправить свое; как правило, большая часть коллектива (это и есть, собственно, показатель дружного класса или отряда) следует за лидерами, в результате чего аутсайдеры оказываются в изоляции, являющейся психотравмирующим фактором, провоцирующим агрессивное поведение; в роли аутсайдеров неизбежно оказываются новички, дети с нарушением развития и дети-инвалиды, дети из неблагополучных семей; (4) проблема детской агрессии - проблема родителей, недостаток воспитания; скорее дело обстоит наоборот, поскольку в любой семье ребенок находится в более комфортных условиях, чем в подростковом коллективе, следовательно и факторов, провоцирующих его агрессивное поведение в рамках семьи меньше; многие родители диву даются, читая в дневниках записи о поведении их детей в школе, поскольку в домашних условиях их дети никогда так себя не ведут; (5) подростковая агрессия - результат дурного влияния СМИ, подражания агрессивным персонажам фильмов и книг; увы, но это не подтверждается масштабными исследованиями; опыт показывает, что, например, после просмотра боевика шансы подростка совершить акт агрессии действительно выше, чем у его сверстников, но через 2-3 часа «готовность к агрессии» сравнивается со средними возрастными показателями.

Подростковая агрессия и родители.

Большинство родителей сталкиваются с проблемой агрессии в подростковой среде тогда, когда их дети оказываются в роли жертв. Если же ребенок удачно избегает неблагоприятных ситуаций, либо сам ведет себя агрессивно в отношении сверстников, вне семьи, проблема минует их внимание или, по крайней мере, не находится в его фокусе.

Большинство родителей косвенно одобряют поведение своих детей, когда те проявляют агрессию по отношению к сверстникам: советуют «давать сдачи» обидчику, отстаивать свои права и «если надо – драться», провоцируют недоверие к детям из неблагополучных семей («с ними не дружи, у них родители - алкоголики») и нередко - межнациональную рознь.

Формально осуждая агрессивное поведение, они, однако, делают естественное исключение для собственного ребенка. Тем более их удивление, когда ребенок, достигнув подросткового возраста и вступив в естественную ситуацию смены референтной группы (мнение родителей и педагогов теперь становится менее веско, чем мнение подросткового коллектива), воспроизводит в своих отношениях внутри семьи давно выработанные стереотипы агрессивного поведения. Задача педагога в данном случае - быть наставником и советчиком для родителей, однако первым условием в данном случае является его высокая компетентность и авторитет.

Родители должны знать основные аспекты проблемы в первую очередь, со слов педагога, непосредственно работающего с их ребенком. Известные им аспекты поведения ребенка должны получить грамотную психологическую трактовку. В большинстве случаев рекомендуется проводить с родителями специальные семинары (не реже раза в месяц) и индивидуальные встречи (по крайней мере, раз в неделю). Это очень существенная нагрузка для педагога, если он будет действовать в одиночку. Чаще всего для проведения занятий рекомендуется приглашать специалистов, которые консультируют детей в данной школе, классе, но индивидуальные беседы с родителями должен проводить сам педагог. В ряде случаев можно сократить беседу и до непродолжительного телефонного разговора, но главное - поддерживать с родителями постоянный контакт.

В ходе семинаров занятие строится по следующей схеме: (1) обозначение темы, вводное изложение материала по проблеме (обзор концепций, разбор примеров, анализ методов профилактики и коррекции); (2) выбор примера; для этой цели лучше всего использовать дневники, которые ведут родители; дневник состоит из двух граф, в которые ежедневно вносятся факты поведения ребенка, настораживающие родителей, а также предшествующие и последующие события; опыт показывает, что у большинства родителей за месяц накапливается 3-5 подобных записей; (3) общее обсуждение примера, совместная выработка рекомендаций родителям; (4) выбор темы для следующей встречи.

Вот лишь краткий перечень тем для подобных занятий: физическая агрессия подростков (драки, спорт), отношение к наказаниям, деструктивное поведение (вандализм), употребление алкоголя и наркотиков, подростковые организации и т.д.

Необходимо рекомендовать родителям обращаться с ребенком ежегодно за консультацией к психологу и психиатру, даже если поведение ребенка примерное, а в школе есть психолог. Это обусловлено тем фактом, что специалисты, сталкивающиеся с ребенком впервые, как правило, более насторожены, чем штатные школьные психологи, работающие с ребенком на протяжении долгого периода.

Куда идти с подростком, если нужна помощь?

В настоящее время есть много специалистов, которые могут оказать индивидуальную помощь или весьма результативно вмешаться в жизнь целого коллектива. Здесь мы кратко разъясним, чем занимается каждый из них.

Врач-психиатр - это врач, имеющий высшее медицинское образование, полученное в медицинском институте (университете, академии), срок обучения в котором не менее 6 лет, прошедший затем специализацию по психиатрии (интернатуру в течении 1 года, ординатуру - 2-х лет). У врача-психиатра имеется сертификат МЗ РФ по специальности “Психиатрия”, подтверждающий его право заниматься практикой. У частнопрактикующих врачей должна быть лицензия. У врачей, работающих в медицинских учреждениях, лицензии может не быть, т.к. она имеется у медицинского учреждения, а они являются наемными сотрудниками. Только врач-психиатр имеет право ставить психиатрический диагноз, назначать лечение, выписывать рецепты, проводить психотерапевтические процедуры.

Врач-психиатр-нарколог это врач, имеющий высшее медицинское образование, полученное в медицинском институте (университете, академии), срок обучения в котором не менее 6 лет, прошедший затем специализацию по психиатрии и наркологии (интернатуру в течении 1 года, ординатуру - 2-х лет). У врача-психиатра-нарколога имеется сертификат МЗ РФ по специальности “Психиатрия и наркология”, подтверждающий его право заниматься практикой. Психиатром-наркологом может работать врач-психиатр, прошедший дополнительную подготовку по наркологии. У частнопрактикующих врачей должна быть лицензия. У врачей, работающих в медицинских учреждениях, лицензии может не быть, т.к. она имеется у медицинского учреждения, а они являются наемными сотрудниками.

Врач-психотерапевт - это врач-психиатр, прошедший дополнительную подготовку по психотерапии. У него имеется сертификат МЗ РФ. Психотерапия - это метод лечения в психиатрии. Практиковать ее имеет право только врач-психиатр! Осторожно! Очень многие шарлатаны используют эту «вывеску»!

Психолог - это специалист, имеющий высшее психологическое образование, полученное в университете (институте), срок обучения в котором не менее 5 лет. Психолог исследует высшую нервную деятельность человека, определяет степень сохранности высших нервных функций (памяти, воли, эмоциональной сферы, интеллекта, мышления), оценивает поведенческие механизмы. Психолог не является врачом. Он не имеет права лечить людей, в том числе - не имеет права самостоятельно практиковать психотерапию. В то же время использование коррекционных методик, методов интенсивного обучения – входит в прямые задачи психолога. Многие врачи хорошо знакомы с методами психологической диагностики.

Психоаналитик - это модное слово, принесенное с Запада. Психоаналитиком может стать каждый, кто закончил институт психоанализа (не менее 2-х лет). Психоаналитику лучше доверять тогда, когда он является врачом по своей основной специальности. За этой «вывеской» очень часто скрываются шарлатаны!

Профилактические игровые методики.

Здесь мы приведем несколько простых игровых методик, специально разработанных для применения в школе. Средняя продолжительность игры, включая объяснение учащимся правил и подведение результатов занимает 45 минут (1 академический час). Цель данных игр – формирование у подростков социально приемлемых механизмов поведения в субъективно сложных жизненных ситуациях, криминогенных ситуациях и в условиях угрозы их жизни и благополучию.

Игра 1. «Конструктор».

Для игры необходимы: листы большого формата, наборы для рисования (по числу команд). Заранее подготавливаются задания. Задание представляет собой специально приготовленный текст или выдержку из книги, журнальной публикации, подробно описывающую сцену насилия. Таких заданий должно быть больше, чем играющих команд, поскольку иногда команды не могут справиться с одним из вариантов и его требуется срочно заменить. В заранее подготовленном тексте выделяются (шрифтом, маркером) ключевые слова – это слова, несущие выраженный семантический оттенок агрессии (ударил, убил, выстрелил, проткнул и т.д.). В каждом задании число ключевых слов должно быть одинаково.

Группа делится на несколько команд по 6-9 человек (класс можно разделить по формальному признаку – по рядам; прежде, чем подростки войдут в класс, их просят сесть не на свои обычные места, а кто с кем хочет). Каждой команде вручается лист и все необходимые принадлежности для работы. По жребию команды получают задания, к выполнению которых они приступят по сигналу ведущего. Командам объясняются условия игры: они должны ознакомиться с содержанием текста, и создать к нему иллюстрацию, заменяя ключевые слова противоположными им значениями. На выполнение задания командам отводится не более 15 минут. Затем все рисунки собираются, а каждая команда выбирает двух игроков, один из которых будет защищать свой “проект”, а другой – искать изъяны в “проектах” других команд. Команда имеет право помогать своим представителям.

По очереди команды защищают свои проекты. Они должны доказать, что их рисунок полностью отражает содержание исходного текста, и в нем заменены все ключевые слова. В ходе дискуссии представители других команд ищут в работе изъяны, а команде, защищающей проект, приходится экспромтом искать объяснения. На поиск объяснения отводится не более минуты. Потом подводится подсчет очков, набранных каждой командой: очки начисляются за каждое устраненное ключевое слово. Побеждает “проект”, набравший больше очков.

Игра 2. «Корзинка».

Для игры необходима корзина (ваза, шляпа) или мешочек, откуда будет вытягиваться задание-жребий. Задание представляет собой картинку, изображающую сцену насилия. Игрок, вытянувший картинку, получает от ведущего задание, в ходе выполнения которого должен так изменить ситуацию, чтобы насилие было исключено из контекста. Например, участник вытянул картинку, изображающую драку двух подростков, и продемонстрировал ее всем играющим; ведущий тут же дает ему задание: что надо сказать, чтобы ребята помирились? Участник отвечает: “предложить им сыграть в футбол” и передает ход следующему игроку. Когда очередной игрок не сможет быстро придумать решения, настанет его очередь тянуть задание из корзинки, а предыдущий игрок сделается ведущим.

Преимущества игры в том, что в нее можно играть и с небольшими группами, она достаточно увлекательна и может продолжаться достаточно долго. Игра может выполнять функцию разминки в ходе большого тренинга. В ходе игры участвуют все подростки, из них легко выбрать наиболее активных, чтобы использовать в ходе тренинга. Игра также не подразумевает формальной оценки успешности играющих, что полезно для недавно сформированных групп.

Игра 3. «Телефон».

Для игры необходим мяч или любой предмет, который можно легко перебрасывать друг другу. Играющие усаживаются в круг. Ведущий выбирает первого игрока (“абонента”), тот указывает, с кем он собирается “разговаривать по телефону”, отходит в сторону и подбрасывает мяч, так, чтобы он упал в середину круга. Игрок, поймавший мяч, становится “телефонной станцией”. Абонент и телефонная станция отходят в сторону, и ведущий сообщает абоненту тему для разговора, например “вчера в нашем городе взорвали бомбу”. Абонент должен сообщить на ухо телефонной станции подробности происшедшего, после чего “станция” жестами пересказывает историю “собеседнику” абонента. Если тот с трех попыток угадывает смысл сообщения, все трое остаются в игре, иначе – выбывают.

Задача игры – развивать у подростков способности к коммуникации, к эмпатии, к сопереживанию, умение невербально передать свои чувства, выделить главные детали и дать им эмоциональную трактовку.

План тренинга

«Трансформация агрессивного поведения и деструктивных действий»

Тренинг «Трансформация агрессивного поведения и деструктивных действий» предназначен к проведению профессиональными тренерами и психологами. Продолжительность тренинга может варьировать от нескольких часов до нескольких дней, однако следует предварительно провести тренинг небольшой продолжительности, прежде чем приступать к длительным тренингам-марафонам.

Этап подготовки группы. Группа должна быть по силам тренеру. Если Вы собираетесь проводить тренинг без помощников, не стоит брать группу более 16 человек. Сколько бы людей Вы не взяли, их число должно быть кратно 4, тогда Вы без труда сможете делить группу на 2 и 4 команды. Если у Вас будет помощник (для выездных тренингов он просто необходим), Вы можете брать группу в 24 человека. Максимально возможный размер группы (после работы с такой группой нужно брать отпуск) составляет 40 человек. Работать с ней должны по крайней мере четверо.

Состав группы не должен быть случайным. Просто так взять давно существующий коллектив (например, школьный класс) – значит подвергнуть тренинг существенному риску провала. Прежде чем решить, кого Вы возьмете на тренинг, определитесь с числом участников и числом команд, на которые они в ходе работы будут делиться. Для того, чтобы выбрать участников, всех претендентов необходимо протестировать. Батарея тестов должна включать общие и специальные тренинг-ориентированные методики.

Среди общих методик необходимо провести: (1) тест на личностные особенности (лучше всего использовать сокращенный вариант MMPI); в группу нельзя включать больше истериков и эксплозивных личностей, чем будет в ней рабочих подгрупп (команд), потому что иначе в борьбе за лидерство они совершенно забудут о целях и задачах, которые необходимо решать в ходе тренинга; (2) тест интеллекта (IQ) – например, тест Векслера; в группу нельзя включать подростков с низким интеллектом, они существенно исказят работу группы; для детей и подростков с пограничными формами интеллектуальной недостаточности (IQ=100 или менее) необходимо создавать отдельные группы и использовать адаптированные методики; (3) тест диагностики межличностных отношений Т. Лири; в группу надо с осторожностью включать авторитарных, эгоистических и агрессивных личностей – совсем избегать их не надо, но помните, что авторитарные личности будут претендовать на лидерство, а эгоистичные склонны к формированию оппозиции, поэтому не берите их больше 3-4 человек; (4) включите тесты, которые на Ваш взгляд, точнее отразят общую обстановку в группе; полезны социометрические методики, особенно основанные на семантическом дифференциале, позволяющие выявлять и анализировать очень тонкие отношения в коллективе; не берите заведомо отверженных группой подростков, в ходе тренинга ситуация изменится мало.

Тренинг-ориентированные методики должны выполнять две функции: проведя их до тренинга, Вы определите приоритетные направления работы (с какими формами агрессии Вам надо работать, сколько среди участников тренинга склонны к реализации агрессии и в каких формах), а проведя их после тренинга, оцените его результативность по изменению картины ответов. Используйте несколько методик – тест уровня агрессивности А. Ассингера, шкалу А. Басса и А. Дарки, многофакторное исследование личности Р. Кеттела и др.

Этап подготовки тренинга. Этап должен быть очень коротким. Старайтесь действовать очень оперативно. Состав группы объявляйте только тогда, когда все приготовления к тренингу будут завершены. Если тренинг планируется выездным, на сборы можно дать один день. Предварительно решите все организационные вопросы с родителями подростков – те, кто отобран Вами, должны принять участие в тренинге. На всякий случай имейте несколько запасных кандидатур.

Предварительно необходимо решить все материальные вопросы. Однодневный тренинг можно провести и в школе. Тогда все затраты будут исчерпываться питанием и расходами на канцелярские товары. Многодневный тренинг в школе лучше не проводить. Просто, когда участники тренинга после занятий расходятся по домам, картина отношений в группе распадается, а на следующий день вновь начинается установление внутригрупповых отношений, в результате чего динамика групповой работы практически отсутствует и успех тренинга маловероятен. Для многодневного тренинга необходим выезд – в лагерь, на турбазу, на чью-то дачу и т.п. Это обусловливает дополнительные расходы – путевки, транспорт и т.д. Зато и возможностей для работы с группой при многодневном тренинге несоизмеримо больше. Так что, цель оправдывает вложенные средства.

Когда Ваша группа собрана, приступайте к формированию программы тренинга. На один рабочий день планируйте около 6-8 часов тренинговых занятий. Всегда учитывайте перерывы на обед и кофе – после них придется повторять разминки. С учетом 8 часов тренинговых занятий ежедневно и двух перерывов, на каждый день придется: разминок – 3 (каждая по 10 минут, итого – 30 минут), больших игр – 2 (каждая по 2 часа, итого – 4 часа) малых игр – 2 (каждая по 1 часу, итого – 2 часа), подведения итогов дня – 1 (30 минут), перерывов – 2 (первый 20 минут, участники пьют кофе и грызут печенье, второй 40 минут – обед). При таком графике Ваше расписание будет достаточно емким, и в то же время не утомительным. Например, Вы начинаете утром в 9 часов. Следуют разминка (9:10) – большая игра – (11:10) – перерыв (11:30) – разминка (11:40) - большая игра (13:40) – малая игра (14:40) – перерыв (15:20) – разминка (15:30) – малая игра (16:30) – подведение итогов дня (17:00). Потом останется время на разговоры, дискотеку и поход в театр (для подростков) и на анализ работы и внесение корректировки в планы (для Вас).

Состав тренинговых занятий. В составе тренинговых занятий надо предусмотреть: разминки (утренние – подвижные, чтобы все проснулись, дневные – интеллектуальные, чтобы кровь отлила от желудков), игры – для многодневных тренингов надо предусмотреть одну многодневную игру, к которой команды будут обращаться ежедневно, а Вы будете использовать ее для модификации отношений в группе, корректируя условия игры; несколько двухчасовых игр, и много коротких игр – как подвижных, так и требующих напряженной интеллектуальной работы, формы обратной связи – анкеты, тесты, которые будут использоваться при подведении итогов дня.

Разминки. Это кратковременные активные упражнения, используемые для того, чтобы группа настроилась на рабочий лад. Физические упражнения (бросание мяча, игра в салочки, приседание, хлопки в ладоши и т.д.) хороши для утренней разминки. Вот самые распространенные и простые из них: (1) комплименты: все по очереди приветствуют друг друга: «Привет! Ты самый красивый!» – «Доброе утро! Мне нравится, что ты улыбаешься!» - «Ты сегодня очень хорошо выглядишь!» и т.д.; по мере того, как участник сказал комплимент и получил комплимент в ответ, он занимает свое место, ведущий тем временем следит, кто и кому шлет комплименты, кому комплименты достаются в первую очередь, а кому напоследок; (2) считалочки – использовать можно любую считалочку, а можно их менять, водят по очереди, предыдущий ведущий занимает свое место, а чтобы он не скучал, отвечает на короткую анкету обратной связи; (3) игра в города, страны и т.д. в сочетании с перебрасыванием мяча (отвечать надо, пока мяч летит, кто не успел, получает штраф – допрыгать до своего места на одной ноге, дойти «гусиным шагом» и т.д.).

Интеллектуальные разминки надо использовать после перерывов, либо если Вы видите, что группа устала, участникам надо переключиться. Вот самые распространенные и простые упражнения: (1) крестики-нолики на бесконечной доске (до пяти в линию) – блиц-турнир; (2) «муха» – надо перемещать мнимую муху по доске 3 Х 3 клетки или более; выпустивший муху за пределы доски выбывает из игры; игру можно перевести в трехмерную, усложнить правила, по мере того, как игроки к ней привыкнут; (3) шарады; (4) «балда» – к исходному слову прибавляют по одной букве, чтобы получались другие слова; как правило, не допускаются чтение по диагонали и пересечения.

Подобных игр очень много и их можно выдумывать самим. Не стремитесь, чтобы игра была очень сложной – для разминки этого не требуется. Пусть игра будет просто разминочной, не насыщайте ее никакой рабочей нагрузкой!

Большие игры. Это самая главная рабочая часть Вашего тренинга. К большим играм надо готовиться особенно тщательно. Для многодневного тренинга приготовьте одну многодневную игру. Идеальны игры в государство, в необитаемый остров, в экспедицию на Марс и т. д. Во всех этих играх ведущая идея – существование общности подростков и их контакты с другими подростковыми группами. Если Ваши команды создадут свои государства, Вы можете заниматься как формированием внутригрупповых отношений («Сегодня в наших государствах выборы! Ваше государство – конституционная монархия. Вы выбираете парламент. Ваше государство – республика. Вы выбираете президента.»), так и модификацией отношений между группами («Государство А не удовлетворено тем, что государство В добывает рыбу в его территориальных водах. Конфликт обостряется тем, что недавно рыбаки из государства В задержаны пограничниками А. Им грозит смертная казнь за браконьерство» и т.д.) – пускай они придумывают гуманные методы ведения войны, садятся за стол переговоров, изобретают санкции друг против друга. Особенно интересным этот этап бывает, когда на предыдущей игре государства договорились о взаимовыгодных торговых отношениях. Словом, в данной ситуации для Вас открыты широкие перспективы моделирования отношений.

В рамках больших игр решается главная задача тренинга – обучение подростков социально-приемлемым формам поведения, отработка навыков мирного решения конфликтов, обучение терпимости, взаимоуважению, чувству собственного достоинства и пониманию чужих мнений, устремлений, прав. Не стесняйтесь при подведении итогов высказывать собственную оценку и постарайтесь быть на высоте! В процессе обсуждения (а дискуссии должны занимать одно из ведущих мест в ходе групповой работы) не забывайте мягко манипулировать ходом группового творчества, иногда для этой цели вводите специальные условия (никогда не говорить категоричного «Да» и «Нет», не использовать слов, несущих вербальный агрессивный подтекст, учитывать мнения всех членов команды в общем командном заявлении и т.д.). В качестве больших игр хорошо использовать ролевые игры по мотивам известных литературных произведений. Попытайтесь «переписать» какой-нибудь роман с печальным сюжетом (спасите Анну Каренину или Владимира Ленского).

Двухчасовые игры лучше использовать для решения конкретных задач. Лучше всего, чтобы каждая такая игра завершалась получасовой дискуссией. В ходе игр желательно использовать работу индивидуально, в парах, в группе в целом. Игры могут подразумевать победу одной из команд, либо неизменно будут завершаться ничьей, либо (если Вам надо подстегнуть работу групп) подразумевают обоюдное поражение. Вот пример такой игры (только ни за что не играйте в нее с бизнесменами!).

Игра «Деловые переговоры». Группа делится на 2-4 команды. В каждой команде должно быть игроков вдвое больше, чем других команд, плюс один. Например, если команд 3, то игроков в каждой должно быть 5, если 4 – то 7. В каждой команде выбирают название их фирмы и товар, которым они будут торговать. Каждой команде «вручается» 10 единиц товара и 10 единиц денег. Команда выбирает «генерального директора» (если Вам надо дезактуализировать негативное влияние лидеров, то это самой хороший способ) и формирует группы переговоров – по два человека в каждой. Затем группы едут на переговоры: каждая команда должна продать свой товар и купить товар у других команд. На переговорах составляются договоры – в них обязательно надо отразить неустойку за недопоставку товара или невыплату средств за купленный товар. Группы, ведущие переговоры могут консультироваться с директором. Консультация стоит 1 единице денег. После того, как все договоры составлены, идет подсчет средств на счету команд. За каждую непроданную единицу товара команде начисляется пеня – 1 единица.

Например, команда А продала команде В 6 единиц товара за 6 единиц денег, а команде С 4 единицы товара за 4 единицы денег, купила у команды В 5 единиц товара за 5 единиц денег и у команды С – 8 единиц товара за 8 единиц денег. Провела 2 консультации с директором. Их ожидаемый результат 10 единиц минус 2 (за переговоры) плюс 10 (получено за товар) минус 13 (уплачено за покупки) – 5. Как выяснилось в дальнейшем, команда С недопоставила им 3 единицы товара. Команде С уплачено 5 (вместо 8) единиц денег и получено с команды С 3 единицы неустойки. Итоговый результат команды – 11.

Команда В продала команде А 5 единиц товара за 5 единиц денег и команде С 3 единицы товара за 5 единиц денег, купила у команды А 6 единиц товара за 6 единиц денег и у команды С 5 единиц товара за 6 единиц денег, провела 1 консультацию. Их результат 10 единиц минус 1 (за переговоры) плюс 10 (получено за товар) минус 11 (уплачено за покупки) минус 2 (пеня за непроданный товар) – 7.

Команда С продала команде А 8 единиц товара за 8 единиц денег, команде В 5 единиц товара за 6 единиц денег, купила у команды А 4 единицы товара за 4 единицы денег, у команды В – 3 единицы товара за 5 единиц денег. У команды не имеется 13 единиц товара. Дешевле (это решение принимает директор) недопоставить товар команде А. Проведено 3 переговоров. Их результат 10 единиц минус 3 (за переговоры) минус 3 (неустойка) плюс 5 (от команды А вместо 8) плюс 6 (от команды С) минус 9 (уплачено за товар) – 2 .

Если хотите, чтобы команды проиграли – увеличьте пени, неустойки и стоимость переговоров с директором.

Малые игры – решают короткие прикладные задачи. Примеры подобных игр приведены выше в рубрике «Профилактические игровые методики».

Обратная связь и подведение итогов тренинга (круглый стол) – служат для оценки эффективности Вашей работы и оценки работоспособности группы и групповой динамики. Для контроля за состоянием группы лучше использовать тесты самооценки, например САН (самочувствие-активность-настроение). Внимательно следите за динамикой каждого участника тренинга и поддерживайте его по ходу работы.

В конце тренинга необходимо предусмотреть круглый стол, где будут подведены окончательные итоги. Всем участникам на прощание стоит сделать памятные подарки.

Если перед тренингом Вы проводили собрание с родителями подростков, проведите его через месяц после возвращения детей домой. Проанализируйте с родителями изменения в поведении подростков (см. раздел «Подростковая агрессия и родители»).

Скрининговая методика диагностики форм агрессии.

Многие ситуации (профессиональное ориентирование, подбор групп (команд) для участия в спортивных и иных соревнованиях, проведение групповых тренингов, в частности – выездных многодневных тренингов, специальных тренингов) требуют определения уровня и формы реализации агрессии у подростка. Сложные диагностические методики доступны только профессиональному психологу, и в то же время во многих случаях столь глубокое исследование не является необходимым. Поэтому мы предлагаем простую и эффективную скрининговую методику, с которой может работать любой педагог или социальный работник, а при желании – и родители подростков.

Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и Д. Арки (адаптация А. К. Осницкого) включает определение (1) физической агрессии – агрессии, выражающейся в непосредственном физическом воздействии на людей (драки, нанесение телесных повреждений, убийство, терроризм); (2) вербальной агрессии – агрессии, выражающейся в брани, крике, сплетнях, клевете и т.д. (3) косвенной агрессии – агрессии перенесенной на неживые предметы, животных; (4) негативизма – чувства противоречия, отвержения, отторжения общественных стереотипов и принятых в обществе форм поведения; (5) раздражительности – скорости развития агрессивных и защитных реакций; (6) подозрительности; (7) обиды – внутреннего переживания ущемления собственных реальных или мнимых прав; (8) чувства вины – переживания собственного положения в качестве ущемляющего права иных лиц.

Показатели по всем шкалам в норме не должны превышать 50 баллов. Высокий уровень физической агрессии в норме может встречаться у спортсменов, охотников, уровень физической агрессии у девушек в среднем ниже, чем у юношей. Настораживающими являются показатели физической агрессии более 70. Такому подростку необходима консультация патопсихолога и психиатра. Высокий уровень вербальной агрессии чаще встречается у девушек. У юношей вербальная агрессия появляется в качестве компенсации при невротических расстройствах, нарушении половой идентичности, в частности – при воспитании в семьях, лишенных отцов, при низком уровне самооценки, невысоком рейтинге в группе. Такие юноши дистанцируются от группы, избегают контакта со сверстниками, склонны к совершению необдуманных, антисоциальных, брутальных поступков. Высокий уровень косвенной агрессии свидетельствует о фрустрированности подростка и его попытках сдержать свои агрессивные проявления, которые в итоге переносятся на неодушевленные предметы и третьих лиц, как правило – лиц ближайшего окружения, например, родителей, учителей. Негативизм свойственен подросткам в силу их психологических особенностей, однако высокий его уровень (более 70) должен настораживать, поскольку высокий уровень негативизма сопровождает эндогенные психозы и расстройства личности. И те и другие состояния – высокий риск по агрессивным и криминальным поступкам. Раздражительность не является показателем собственно агрессии, но, выражаясь физиологическим языком – реактивности организма в плане агрессии, отражает степень готовности к агрессивным действиям. В сочетании с высоким уровнем физической или косвенной агрессии – это очень опасный показатель. Подозрительность, обида и чувство вины отражают невротические реакции, служат показателем общей нестабильности отношений индивидуума с окружающими. Их высокие показатели (особенно более 80) – повод для обращения к психологу и психиатру за консультацией.

Автоматизированную диагностическую версию этой методики можно скачать на нашем сайте «Трудные дети» www.otrok.ru

Аутоагрессия. Суицидальное поведение.

С точки зрения современных психологических теорий, аутоагрессивное поведение является проекцией агрессии на собственную личность. Аутоагрессия, по-видимому, проявляется в различных формах, в частности – в форме самоуничтожающего поведения (употребление алкоголя, наркотиков, рискованные виды спорта, провоцирующее поведение) и в форме самоповреждения и суицидального поведения.

Ниже мы более подробно остановимся на профилактике самоубийств у подростков. Причины самоубийств, как правило, следующие: (1) депрессивные состояния - самоубийство играет роль избавления от отчаяния, безнадежности, неудовлетворенности собой, мрачного и бесперспективного будущего; (2) бредовые расстройства в рамках шизофрении или других психозов; (3) прием токсических и наркотических веществ, когда возникают ошибочные, иллюзорные представления, например, о способности летать; (4) акт мести окружающим (“вот погодите, как вы будете меня жалеть”); (5) подражание, приводящее, в частности, к расширенным суицидам.

При малейшем подозрении о планах на самоубийство необходимо вести очень осторожную, но активную работу с подростком. Не стоит бояться задать в доверительной беседе вопросы, косвенно выясняющие намерения подростка: “Ты когда-нибудь хотел умереть?”, “Ты доволен жизнью?”, и если будет настораживающий ответ, корректно поинтересоваться, есть ли у подростка какие-либо планы, приготовлены ли средства для осуществления суицида. Не следует думать, что ваши вопросы подтолкнут подростка к суициду! Следует различать мысли о самоубийстве (в том числе - навязчивые), ложные угрозы, симуляцию суицидальных попыток, и собственно суицид. Однако, если у вас возникли опасения, вы должны немедленно принять меры.

В пользу высокого риска самоубийства свидетельствуют: (1) попытки самоубийства в прошлом, по различным данным до 60% завершенных суицидов - повторные; к тому же повторные попытки чаще заканчиваются смертью; интервал между первой и второй попытками составляет, как правило, около 3-х месяцев; (2) депрессивное состояние, особенно, если присутствует выраженная тревога или ангедония (утрата способности испытывать удовольствие, удовлетворение); (3) психотические расстройства, особенно при высокой подозрительности, бреде преследования, при устрашающих зрительных и слуховых галлюцинациях, императивных галлюцинациях, в том числе - галлюцинациях, возникающих после приема наркотических средств; (4) наркомания и алкоголизм; (5) предменструальный синдром, особенно у девочек с неустойчивым менструальным циклом.

Среди социальных факторов риска самоубийства доминируют: (1) низкий образовательный уровень; (2) возраст 15-19 лет, особенно у юношей, у девушек риск самоубийства в 2-3 раза ниже, однако суициды случаются и в более раннем возрасте, обычно после 12 лет; опыт показывает, что на 1 попытку самоубийства среди юношей приходится 3 попытки среди девушек, но на 1 завершенное самоубийство девушек - три среди юношей; (3) риск самоубийства очень высок в семьях, где уже случались самоубийства, даже если ребенок не был знаком с суицидентом; (4) большинство подростков, покончивших с собой, на протяжении нескольких месяцев, предшествовавших суициду, активно искали помощи у друзей, педагогов и врачей, но им не было уделено внимания, поэтому любые подозрения о готовящемся самоубийстве должны вас насторожить и подвигнуть на диалог с подростком.

Если в диалоге с подростком вам удалось выявить следующие признаки, вы должны немедленно обратиться за психиатрической помощью: (1) социальная изоляция, потеря связей с родителями, друзьями, педагогами, отсутствие доверительных отношений с кем-либо из ближайшего окружения; (2) наличие четкого плана самоубийства; (3) психоз с галлюцинациями, требующими покончить с собой, воссоединиться с умершим; (4) мысли о смерти, несмотря на вмешательство родителей, друзей, врачей, педагогов, благоприятное изменение жизненных обстоятельств; (5) депрессии, особенно с идеями вины, чрезмерным чувством стыда, самоуничижением; (6) попытки самоубийства в прошлом, утверждения, что самоубийство - единственный выход.

Изнасилование. Преступник и жертва. Профилактика и реабилитация.

Хотя изнасилование - понятие не медицинское и не педагогическое, а сугубо правовое, с точки зрения медицины и педагогики это событие с далеко идущими последствиями. Ниже мы остановимся на основных характеристиках личности сексуального преступника, профилактике сексуальной агрессии, реабилитации жертв.

На современном уровне знаний о проблеме половых преступлений намечаются ряд новых тенденций в планировании профилактических мер, направленных на предотвращение сексуальных преступлений. Традиционно за рубежом основная роль в этом процессе отводится общественным организациям, психологам, службам “доверия”, службам экстренной психологической помощи. Большинство этих структур ведут деятельность независимо друг от друга, либо создают негосударственные координационные комитеты. В России большая роль отводится педагогическим учреждениям, специализированным медицинским центрам.

Насилие совершают прежде всего лица, относящиеся к следующим группам риска: (1) лица, в семье которых имеются душевнобольные, либо родители страдают алкоголизмом или наркоманией; (2) подростки, воспитывающиеся без надзора, употребляющие алкоголь и наркотики; (3) лица, совершавшие в детстве или в раннем подростковом возрасте сексуальные “проступки”; (4) лица с аномалиями психики и педагогически запущенные дети; (5) лица с проявлением гиперсексуальности, склонные к перверсным действиям; (6) лица, совершавшие попытки самоубийства по сексуальным мотивам; (7) лица, склонные к насильственным действиям, обнаруживающим некоторые сексуальные черты; (8) лица ранее привлекавшиеся к ответственности за правонарушения сексуального характера .

Таким образом, половину указанных в качестве групп риска категорий населения составляют дети и подростки, что еще раз доказывает необходимость начинать профилактическую работу со школьного, а возможно, более раннего возраста. Для осуществления полноценной деятельности по профилактике сексуальных преступлений на этом этапе необходима согласованная деятельность педагогов, психологов, родителей (там где это возможно), социальных работников, и, если это необходимо, службы охраны правопорядка.

Американские авторы, исследуя волнообразно нарастающее число эпизодов насилия в США, в качестве профилактических мер предлагает следующее: (1) контроль за здоровьем родителей, специальные обучающие программы для родителей, выявление склонных к насилию детей в раннем возрасте (12 лет) с последующим наблюдением за ними, вовлечением в реабилитационные программы, создание специальных “групп помощи” при школах, организациях, выявление групп риска, широкое вовлечение общественности и СМИ, создание благотворительных обществ; (2) создание специальных учебных программ для студентов медиков и педагогов, проведение широких статистических и эпидемиологических исследований во всех слоях общества, совершенствование законодательства в данной области, развитие медицинской и реабилитационной помощи жертвам насилия; (3) консолидация сил на научном исследовании проблемы, в том числе - вне рамок научно-исследовательских центров; (4) формирование идеологии в обществе, осуждающей насилие во всех его проявлениях, создание соответствующих законодательных актов, норм, регулирующих СМИ, телевидение и киноиндустрию, индустрию игр и т.д. (это в “демократических” США!).

Наиболее важное направление профилактики по мнению многих исследователей - контроль за уровнем насилия в целом, поскольку психологические круги в США склонны отождествлять насилие сексуальное и насилие как социальное явление. Ряд авторов, причиной изнасилования считают скорее агрессию в общем виде, чем сексуальные мотивы. По-видимому это предположение может быть верным и являться механизмом аномального сексуального поведения в группе лиц, не страдающих сексуальными расстройствами.

В качестве мер профилактики сексуального насилия со стороны подростков и молодых людей предлагается программа, включающая: (1) патронаж над подростками, осужденными условно; (2) создание программ сексологической подготовки в школах; (3) патронаж над жертвами сексуального насилия; (4) создание специальной системы лечения и реабилитации подростков, склонных к насилию в целом и к сексуальному насилию в частности, с привлечением психологов, психиатров, педагогов, активистов - родителей; (5) обеспечение специальное обучение сотрудников милиции.

Обобщая положения двух вышеизложенных программ, можно сформулировать предварительные рекомендации для системы образования. Это обязательное наличие психолога/психиатра в штате образовательных учреждений, сексологическая подготовка высокого уровня (циклы лекций, читаемые специалистами, учебные фильмы, программы), создание многоуровневой системы реабилитации и лечения “трудных” подростков.

По данным Специального комитета по насилию над детьми (Торонто, Канада), сексуальному насилию подвергается каждая 4 девочка и каждый 8 мальчик в возрасте до 18 лет. Рекомендуемые канадскими исследователями профилактические меры имеют несколько односторонний характер и включают: (1) ознакомление педагогов, полиции, др. общественных и официальных структур с проблемой насилия над детьми; (2) побуждение взрослых относиться к рассказам ребенка с доверием и отвечать на них адекватным реагированием; (3) обучение детей приемам личной безопасности; (4) изменение идеологических установок относительно детей, женщин, распределения половых ролей и т.д.

Обращают на себя внимание меры по обучению личной безопасности, как детей, так и взрослых. Сегодня имеются два основных подхода к данной проблеме: создание алгоритмов действия, предполагающих выполнение несложного поведенческого стереотипа, обучение дифференцированному подходу, основам психологии межличностных отношений с возможностью качественной оценки ситуации и выбора адекватных действий. Как правило, первый тип программ используется для обучения детей в возрасте до 12 лет, второй - для подростков и взрослых.

Подводя итог, можно указать следующие основные направления развития профилактики сексуальных преступлений: (1) создание служб социального и медицинского контроля за здоровьем семьи, выявление психических и собственно сексуальных расстройств, вплоть до организации подворовых обходов, служащих выявлению контингента, входящего в группы риска, приближение психиатрической помощи к населению, например, создание психиатрических кабинетов при поликлиниках; (2) создание программ по борьбе с распространением наркомании и алкоголизма; (3) создание учебных программ, включающих специальное сексологическое образование, основы безопасного общения, охватывающих детей и подростков, родителей, педагогов, сотрудников служб социальной защиты и милиции; (4) активное привлечение подростков к работе, создание служб занятости для подростков; (5) реабилитационная работа с лицами, привлеченными к уголовной ответственности, создание психологических и психиатрических служб при ИТК, ВТК, широкое внедрение образовательных программ, адекватное лечение лиц, которым рекомендовано амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра в рамках ст. ст. 22, 99 УК РФ; (6) создание специализированных сексологических лечебно-реабилитационных центров с достаточным врачебным, психологическим и педагогическим штатом (например, на базе женских консультаций, поликлиник); (7) активная работа в СМИ.

Таким образом, возможно достичь значительного снижения уровня сексуальных преступлений. Однако, если преступление уже имело место, профилактика уступает ведущую роль реабилитационным мероприятиям. Для этого прежде всего необходимо знать, что: (1) изнасилование - сильнейшее психотравмирующее событие, нарушающее индивидуальную адаптацию; (2) реакция на изнасилование обычно включает 4 стадии: предчувствия, когда человек явно ощущает опасность ситуации, столкновения, сопровождающаяся всеми признаками психологического срыва, включая шоковые реакции, недоверие к окружающим, аномальное поведение, преобладанием чувства вины и стыда, отдачи, когда постепенно восстанавливаются нормальные эмоции, самоконтроль, восстановления, когда меняются взгляды на будущее, возвращается вера в себя; две последние стадии протекают более гладко, если пострадавшей оказывается помощь; (3) у четверти жертв сексуального насилия развивается острая реакция на психотравму (реактивный синдром изнасилованных), требующая психиатрической помощи; (4) особенностью реакции на изнасилование у детей и подростков заключаются в увеличении (или возникновении) эпизодов ночных кошмаров, недержания мочи, формировании панических реакций при виде насильника или места изнасилования, появлении страха перед половой жизнью.

Задачи реабилитации можно условно разделить на две группы: неотложные и отсроченные. К неотложным задачам относятся: обеспечение личной безопасности пострадавшего подростка, обеспечение постоянной дружеской и профессиональной психологической поддержки, прежде всего - на уровне семьи, а если в семье изнасилование воспринято негативно по отношению к подростку (“сама виновата, надо было юбку покороче носить”) - необходимо разъяснение родителям сложности ситуации, помощь пострадавшему подростку в скорейшем возвращении к привычному ритму жизни, наблюдение за состоянием и немедленное реагирование на возникновение признаков психических расстройств. К отсроченным задачам относятся: формирование уверенности в собственных силах и перспективах на будущее, предотвращение и преодоление конфликтов в семье и по месту жительства, учебы, создание установок на нормальные сексуальные отношения в будущем.

Терроризм. Жертвы террористических актов и катастроф.

В данном контексте мы будем рассматривать понятие “терроризм” заведомо шире, чем предполагается Уголовным Кодексом РФ.

Психологический портрет лиц, совершающих акты терроризма, выглядит, исходя из многочисленных (в основном зарубежных) исследований следующим образом: (1) это лица, не нашедшие собственной общественной роли, трудно адаптирующиеся к общественным устоям и правилам, уверенные в собственном превосходстве над окружающими, и испытывающие желание получить признание, славу; террорист – всегда одиночка, даже если ему удалось в какой-то период создать слаженную и активно действующую группу; (2) большинство террористов обнаруживают расстройства личности, с высоким уровнем косвенной агрессии; механизм реализации террористического акта, как правило, включает в себя аффектогенную мотивацию, психопатическую самоактуализацию и развивается по схеме: утрата связей с обществом®оппозиция обществу®переживание общественного давления, фрустрация®желание лидерства “вопреки” ®месть обществу за отвержение (с точки зрения психологических концепций исламских фундаменталистов, произведших ряд взрывов на территории США надо считать не террористами, а диверсантами, выполнявшими боевое задание в партизанской войне); (3) лица, совершающие террористический акт, ставят главную цель - продемонстрировать собственную силу, а не нанесение реального ущерба; наиболее громкие террористические акты отмечены, как правило, многочисленными жертвами, что, собственно, и создает в обществе страх (т.е. признание силы, опасности) перед террористом, что и служит компенсацией, которую террорист получает со стороны общества и питает его амбиции; (4) террорист не стремится к безымянности, он всегда охотно берет на себя ответственность за свои действия (в Ирландии ИРА сообщила полиции специальные условные коды, которые будут оставляться на месте террористических актов, чтобы никто не спутал (!), что это - дело рук ИРА); (5) личность террориста характеризуется сочетанием истерических и эксплозивных черт, высоким уровнем невротизма, высокой фрустрированностью, приводящей к прорыву барьера социальной адаптации, выраженной диссоциальностью; далеко не всегда террористы обнаруживают высокий уровень физической агрессии (более характерной для лиц, совершающих преступления против личности, как-то убийства, изнасилования); (6) в детском и подростковом возрасте будущие террористы обнаруживали высокий уровень притязаний, завышенную самооценку, отличались склонностью к фантазированию, занимали выраженную внешнеобвиняющую позицию, требовали к себе повышенного внимания педагогов; уровень их школьной успеваемости не отличался от среднего, часто они обнаруживали избирательную склонность к одному-двум школьным предметам; как правило, они были отверженными среди сверстников, нередко имели явные или скрытые физические дефекты; жестокости в их поведении не обнаруживалось, однако они часто совершали акты вандализма.

Жертвы террористических актов – как правило, ни в чем не повинные мирные люди. Совершение террористического акта делает их товарищами по несчастью и обусловливает развитие довольно стереотипных реакций. Анализ поведения жертв террористических актов показал, что они по многим параметрам сближаются с жертвами стихийных бедствий и техногенных катастроф.

По различным классификациям выделяются разные фазы поведенческих реакций. Объединяя данные многих исследователей, можно обозначить: (1) фазу предвоздействия, когда испытывается чувство грозящей беды, беспокойство, ощущение угрозы; эта фаза особенно актуальна, если террористические акты осуществляются систематически, либо им предшествуют угрозы; с другой стороны, нередко угроза игнорируется; на фазе предвоздействия среди населения отмечаются единичные невротические расстройства, с выраженным психогенным компонентом и паническим радикалом; (2) фаза воздействия – непосредственно период действия разрушительного фактора; как правило, это минуты и часы, реже – дни; доминирующей эмоцией в этот период является страх; (3) героическая фаза – длится также несколько часов или дней, сопровождается подъемом, воодушевлением, всплеском альтруизма, желанием помочь пострадавшим спастись и выжить; (4) фаза “медового месяца” сопровождается чувством гордости за то, что опасность преодолена, уверенностью в том, что в скором времени проблемы будут решены; (5) фаза разочарования – длится до полутора лет, сопровождается чувством разочарования, гнева, негодования и горечи, крушением личных надежд; (6) фаза восстановления развивается через полтора-два года, сопровождается осознанием необходимости налаживать жизнь, брать на себя ответственность за решение насущных проблем.

В профилактике агрессивного поведения подростков возможности интернета очень широки. Этому способствует главный фактор – коммуникативная роль сети. В ряде случаев (для жертв насилия, например) крайне важным является фактор анонимности, возможностей дистанционного консультирования, метаперсонификации (хотя обычно мы воспринимаем его как негативный). Определяющим условием в работе с несовершеннолетними в рамках сети является выбранная тактика реабилитационной программы (творческая реализация, повышение коммуникационных резервов, информирование) и грамотный терапевтический подход.

Данный материал включен в программу дистанционного обучения педагогов и школьных психологов МО РФ. Его разрешено копировать и использовать в некоммерческих целях. При перепечатке текста или его фрагментов ссылка на авторов и источник обязательна. Вы можете стать участником программы дистанционного обучения педагогов, зарегистрировавшись на сервере www.antipav.ru


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ К ДЕТСКОМУ ВРАЧУ-ПСИХОТЕРАПЕВТУ д.м.н. ПЕРЕЖОГИНУ Л. О. 8-495-695-0229 (регистратура)