Rambler's Top100

АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ РАБОТА СО СМИ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ > АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ РАБОТА СО СМИ


ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В СМИ И ИНТЕРНЕТ
РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
ГЛАВА 2
ГЛАВА 3
ГЛАВА 4
ГЛАВА 5
ГЛАВА 6
ПРИЛОЖЕНИЯ (ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ТЕСТОВЫЕ МЕТОДИКИ, ТРЕНИНГ)
ИЛЛЮСТРАЦИИ (COREL DRAW)
 

Глава 4

Глава 4. Аддикция и преступность несовершеннолетних.

 

         Статистический и криминологический анализ преступности за 2000-2003 гг., проведенный в МВД РФ, убедительно продемонстрировал, что в то время, как общие показатели преступности в России имеют устойчивую тенденцию к снижению, преступность несовершеннолетних растет в среднем на 15% ежегодно. Сегодня каждое десятое преступление в России совершается несовершеннолетними либо с участием несовершеннолетних (Долгова А. И., 2004).

         Целью нашего исследования явился анализ социальных факторов, приводящих к росту числа преступлений в подростковой и молодежной среде, выявление социальных закономерностей и внутренних связей, обеспечивающих рост числа правонарушений, совершенных лицами, не достигшими 18 лет.

Исследование было проведено на базе ГНЦ ССП им. В. П. Сербского. В исследовании анализировались данные 198 несовершеннолетних правонарушителей, из которых 53 человека являлись воспитанниками специальной школы для подростков с девиантным поведением г. Анна Воронежской области, 24 – несовершеннолетние правонарушители, осужденные судами г. Москвы к различным срокам заключения (условно), обследованные в рамках программы «Педагог на допросе несовершеннолетнего», 99 – воспитанники Центра временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей ГУВД г. Москвы, 22 – подростки, проходящие реабилитационную программу в АНО РЦКП «Сломанный цветок» (г. Москва). Контрольную группу (116 человек) составили школьники сопоставимого возраста, не совершавшие правонарушений (кроме административных).

Использовались клинико-психопатологический, клинико-социологический, статистический, криминологический методы. Статистическая обработка материала осуществлялась в два этапа. На первом этапе осуществлялся сбор информации, ее кодирование, составлялась база данных. На втором этапе проводилась статистическая обработка данных с использованием батареи стандартных статистических методик в соответствии с ГОСТ 11.004-74 и ГОСТ 11.006-74.

Для статистического анализа ведущим был выбран возрастной фактор, что позволило оценить динамику развития факторов, провоцирующих криминальное поведение. В соответствии с возрастом несовершеннолетние правонарушители были разделены на три группы: в первую группу вошли несовершеннолетние, возраст которых составил от 10 до 12 лет (40 человек, далее – группа 1), во вторую – от 13 до 14 лет (108 человек, далее – группа 2), в третью – старше 14 лет (50 человек, далее – группа 3). Группы сравнения, сформированные по тому же принципу, составили 47, 43 и 26 подростков соответственно.

Средний возраст по группам составил 11,6, 13,5 и 15,5 лет (в группах сравнения – 11,6, 13,5, 15,4 лет соответственно). Преобладали мальчики (100%, 96,3%, 83,3% по группам соответственно, в группах сравнения – 89,4%, 90,7%, 96,2%, различия не достоверны). Большинство подростков проживали в городах (доля сельских жителей составила по группам 12,5%, 15,7%, 16,7%). Среди подростков-правонарушителей высоким был показатель сиротства (9,4%, 21,3%, 16,7% по группам 1-3). Состав семей несовершеннолетних по группам отражен в таблице 1.

Обращает на себя внимание наибольшее социальное неблагополучие в семьях несовершеннолетних правонарушителей групп 1 и 2, т.е. среди подростков в возрасте до 14 лет. В основном это подростки из многодетных семей, как правило, средние и младшие дети. Не исключено, что в данном случае мы имеем дело с деградацией семьи, как таковой, когда изначально социально адаптированная семья разрушается, что сказывается прежде всего на средних, и в меньшей степени – младших детях. В подобных семьях старшие дети успевают вырасти в условиях относительного благополучия, средние рождаются и воспитываются в условиях семейного кризиса, младшие рождаются непосредственно перед распадом семьи, как социальной структуры, часто заботу об их воспитании берет на себя государство.

 

Таблица 1. Состав семей несовершеннолетних правонарушителей.

 

Показатели

семьи

Подростки-правонарушители

Контрольная группа

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Группа 1К

Группа 2К

Группа 3К

Число детей

2,0*

2,17*

1,53

1,1

1,2

1,23

Старшие братья у

34,4%*

49,1%*

11,1%

нет

7,0%

11,5%

Старшие сестры у

40,6%*

32,4%*

11,1%

6,4%

4,7%

7,7%

Младшие братья у

9,4%

18,5%

13,9%

4,3%

4,7%

7,7%

Младшие сестры у

12,5%

20,4%

19,4%

нет

4,7%

нет

Полная семья у

34,4%*

36,1%*

47,2%

78,7%

67,4%

76,9%

Нет отца у

56,3%*

60,2%*

50,1%*

19,1%

32,6%

23,1%

Нет матери у

9,4%*

22,2%*

27,8%*

нет

нет

3,8%

Сироты

9,4%*

21,3%*

16,7%*

нет

нет

нет

Детдомовцы

6,3%*

12,0%*

11,1%*

нет

нет

нет

Беспризорные

3,1%

9,3%*

5,6%

нет

нет

нет

 

* - достоверное отличие от группы сравнения (t ³ 2, P £ 0,05)

 

Отношения с членами семей у подростков, проживающих в семьях, носили, как правило, негативный характер. Хорошие отношения с отцом имели 25,0%, 30,5%, 36,1% несовершеннолетних правонарушителей (по группам 1-3 соответственно), в то время как во всех контрольных группах сравнения этот показатель составил около 50%. На хорошие отношения с матерью указывали 50,1%, 40,7%, 58,3% подростков в группах 1-3, в контрольной группе этот показатель составил 76,6%, 90,7%, 80,8% (различия статистически достоверны, t ³ 2, P £ 0,05). Плохие, нетерпимые отношения со всеми без исключения членами семьи устанавливались в группах 1-3 у 37,5%, 37,0%, 22,2% соответственно, в контрольной группе данный феномен не отмечался. Характер воспитания в семьях отражен в таблице 2. Обращает на себя внимание преобладание в контрольных группах обычного, очень строгого воспитания и гиперопеки, а в семьях несовершеннолетних правонарушителей – гипоопеки и отвержения.

 

Таблица 2. Характер воспитания в семьях несовершеннолетних (в процентах).

 

 

Формы воспитания в семье

Обычное

Гипоопека

Гиперопека

Отвержение

Оч. строгое

Группа 1

25

56,3*

3,1

6,3*

9,4

Группа 2

33,3

51,9*

2,8

13,0*

2,8

Группа 3

47,2

30,6*

13,9

2,8

2,8

Группа 1К

78,7*

2,1

10,6

нет

6,4

Группа 2К

81,4*

4,7

9,3*

нет

4,7

Группа 3К

80,8*

нет

7,7

нет

11,5*

 

* - достоверное отличие от группы сравнения (t ³ 2, P £ 0,05)

 

         Большинство несовершеннолетних правонарушителей подвергались в семье и вне семьи различным формам насилия. Парадоксальной является ситуация, что вне семьи, в условиях проживания на улице, на вокзале, в полукриминальных молодежных сообществах многие из несовершеннолетних сталкивались с более низким уровнем насилия. Вероятно, именно поэтому часть из них убегали из дома, бродяжничали, зарабатывали себе на жизнь попрошайничеством и воровством. Особенно это проявилось среди самых младших несовершеннолетних правонарушителей в группе 1. Высокий уровень физического насилия в семье в контрольной группе вызван широкой практикой физических наказаний. Высокий уровень сексуального насилия вне семьи в старших группах несовершеннолетних правонарушителей – результат занятия проституцией.

 

Таблица 3. Насилие над несовершеннолетними (в процентах).

 

 

Насилие в семье

Насилие вне семьи

Физическое

Моральное

Сексуальное

Физическое

Моральное

Сексуальное

Группа 1

59,4*

9,4*

3,1

31,3*

6,3

нет

Группа 2

32,4*

9,3*

0,9

37,0*

19,4*

9,3**

Группа 3

19,4*

8,3

нет

33,3*

16,7*

8,3**

Группа 1К

8,5

нет

нет

8,5

2,1

нет

Группа 2К

11,6

нет

нет

7,0

нет

нет

Группа 3К

11,5

3,8

нет

7,7

нет

нет

 

* - достоверное отличие от группы сравнения (t ³ 2, P £ 0,05)

** - достоверное отличие семейного и внесемейного насилия (t ³ 2, P £ 0,05)

 

         Уровень образования в группах несовершеннолетних правонарушителей был значительно ниже, чем в контрольных группах, в которых все подростки имели образование, соответствующее возрасту. Многие подростки, формально имевшие образование, соответствующее возрасту, на самом деле имели запас школьных знаний на уровне 1-2 класса. Налицо (см. таблицу 4) ухудшение ситуации с образованием в младших группах 1 и 2 в сравнении с группой 3. Отмечается тенденция к получению несовершеннолетними только начального образования (навыки чтения, счета, письма).

 

Таблица 4. Уровень образования несовершеннолетних правонарушителей (в процентах).

 

 

Уровень образования несовершеннолетних

Знания=образ.

Не учился

Всп. школа

Начальное

По возрасту

Группа 1

31,3

12,5

9,4

84,4

нет

Группа 2

17,6

6,5

7,4

77,8

12,0

Группа 3

13,9

нет

2,8

33,3

63,9

 

При сравнении показателей образования и других показателей социального статуса, проведенных методами корреляционного и кластерного анализа, выявлен ряд закономерностей в ходе получения образования подростками различных возрастных групп. Из распределения данных при кластерном анализе следует, что образовательный процесс проходит через три этапа: успеваемости, кризиса, обрыва. Их динамика по группам 1-3 отражена на схеме (рисунок 1).

Подростки, наблюдавшиеся нами в возрасте 15-16 лет в основном успешно обучались в школе в младших классах, их успеваемость начинала снижаться к 5-6 классу, в 7-8 классе они продолжали числиться среди учащихся, хотя реально многие вовсе не посещали школу, после 9 класса они получали аттестат о неполном среднем образовании. Реально их уровень школьных знаний соответствовал 4-5 классу.

Подростки, наблюдавшиеся в возрасте 13-14 лет, в 6,5% не посещали школу совсем. Большинство из них успешно обучались в начальной школе, однако их успеваемость резко снижалась уже в 3-4 классах, а в 5-6 классе они бросали учебу. Их уровень школьных знаний приблизительно соответствовал 3 классу.

Подростки, наблюдавшиеся в возрасте 10-12 лет, в 12,5% не посещали школу совсем. Большинство из них формально закончили 3-4 класса, затем бросили школу. Уровень школьных знаний у них ограничивался элементарными навыками чтения, счета, письма.

 

           

Как следствие подобного развития событий в семье и школе среди подростков-правонарушителей отмечался рост криминального поведения. Лишь незначительная часть несовершеннолетних добывали себе средства к существованию трудом, большинство – попрошайничеством и криминалом. Источники доходов несовершеннолетних в группах 1-3 отражены в таблице 5.

 

Таблица 5. Источники доходов несовершеннолетних правонарушителей (в процентах).

 

 

Источники доходов

Некв. труд

Квал. труд

Криминал

Попрошайн.

Иные

Группа 1

9,4

2,3

56,3*

31,3

0,7

Группа 2

12,0

0,9

54,6*

32,0

0,5

Группа 3

27,8

2,8

38,9

19,4

11,1

 

* - достоверно отличается от других источников дохода (t ³ 2, P £ 0,05)

 

         Также высокий уровень алкоголизма родителей в семьях несовершеннолетних прямо коррелировал с возрастом начала употребления  алкоголя и других психоактивных веществ (прежде всего – клея, бензина, растворителей). Пренатальные и ранние постнатальные факторы в совокупности с интоксикациями, травмами, социальными факторами обусловливали формирование у несовершеннолетних психических расстройств, прежде всего – личностной патологии, органических поражений головного мозга, расстройств адаптации. В результате формировался своего рода «порочный круг», который включал в себя социальное неблагополучие в семье и школе, что влекло за собой уход из школы и семьи, криминализацию, формирование алкогольной (токсической) зависимости, развитие психических расстройств, личную (индивидуальную) дезадаптацию. Упрощенная схема этого «порочного круга» представлена на рисунке 2.

 

 

В зарубежной и отечественной литературе многократно указывается на необходимость воспитательной, профилактической и коррекционной работы с несовершеннолетними правонарушителями (Попов Ю. В., 1991, 1998, Ремшмидт Х., 1996, 1998, 2001, Гурьева В. А., 1996, 2000, Вострокнутов Н. В., 1998, 2000, 2002 и многие другие). Это положение закреплено в России и законодательно (Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», 1999).

         В качестве выводов из изложенного материала, учитывая данные других исследователей, можно сформулировать следующие положения:

Противоправное поведение подростков является специфическим этапом социальной дезадаптации. По мере взросления делинквентность закрепляется в качестве поведенческого паттерна и продолжается во взрослой жизни в форме криминальной активности. Формирование делинквентного поведения обусловлено фактором ранней десоциализации (в основном за счет семейной депривации и влияния асоциального окружения). В основе формирования делинквентного поведения лежат механизмы депривации, конфликтно-стрессового вытеснения (отторжение от школы, социализированных сверстников) и идентификации с подражанием и фиксацией стереотипов асоциального поведения. Для комплексной оценки делинквентного поведения необходимо учитывать: социальную ситуацию и десоциализирующие факторы, механизм формирования делинквентного поведения, клинические факторы, клинико-психопатологические факторы, включая возрастной и динамический аспекты, социальный прогноз. С учетом комплекса выявленных факторов необходимо проводить реабилитационные мероприятия. Реабилитационные мероприятия должны проводиться в рамках учреждений не медицинского профиля, а социального при участии врачей-психиатров в качестве консультантов.

         Среди современных реабилитационных программ можно условно выделить 5 типов (Ремшмидт Х., 1996). Они весьма удачно соответствуют социальным типам, наблюдаемым среди подростков с асоциальным поведением. (1) Программы творческой реализации. Их задача – демонстрация подросткам их индивидуальности и ценности для общества через творческую реализацию. Эти программы хороши для детей с сохранным интеллектом и без выраженных нарушений внутрисемейных отношений. Эти программы направлены на подростков из благополучных семей. (2) Программы трудовой реализации. В рамках этих программ основной упор делается на приобретение подростками трудовых и профессиональных навыков. Они более всего подходят для подростков со сниженным интеллектом и с выраженной органической церебральной патологией. При этом социальная работа с подростками требует вмешательства со стороны психиатра, который должен вести лечебную работу параллельно с программой социальной реабилитации. (3) Программы социальной реализации. Они наиболее оптимальны для подростков, составляющих группу риска по совершению криминальных актов. Эти подростки нуждаются в вовлечении в социальные мероприятия на уровне школы, клубов по интересам, спортивных клубов и т.д. (4) Программы ресоциализации. Включают в себя 2 этапа. На первом этапе решаются в основном педагогические и медицинские задачи, на втором – задачи в рамках программ 1 и 2. В программы ресоциализации целесообразно включать подростков с нарушениями семейных отношений, грубой педагогической запущенностью и стойкой криминальной активностью. Следует включать в эти программы несовершеннолетних с поведенческими нарушениями, вызванными психическим расстройством. На первом этапе подростки получают лечение и приобретают навыки обучения. На втором этапе в отношении подростков с личностной патологией личности реализуется программа творческой реализации, в отношении подростков с интеллектуальной недостаточностью – программа трудовой реализации. (5) Комплексные программы ресоциализации. Используются в отношении подростков, страдающих наркоманиями и алкоголизмом, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание и т.д.

 

 

 

 

 

Данный материал включен в программу дистанционного обучения педагогов и школьных психологов МО РФ. Его разрешено копировать и использовать в некоммерческих целях. При перепечатке текста или его фрагментов ссылка на авторов и источник обязательна. Вы можете стать участником программы дистанционного обучения педагогов, зарегистрировавшись на сервере www.antipav.ru


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ К ДЕТСКОМУ ВРАЧУ-ПСИХОТЕРАПЕВТУ д.м.н. ПЕРЕЖОГИНУ Л. О. 8-495-695-0229 (регистратура)