Rambler's Top100

ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИЯ?

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИЯ?


[an error occurred while processing this directive]
УЧИТЕЛЯМ
ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИЯ
ВСТУПЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА
ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ
ПОДХОДЫ К АГРЕССИИ
АГРЕССИЯ И АГРЕССИВНОСТЬ
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АГРЕССИИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ АГРЕССОРЫ
ДЕСТРУКТИВНЫЕ ХАРАКТЕРЫ И СОЦИУМ
МЕХАНИЗМЫ И МОДЕЛИ АГРЕССИИ
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ
ТЕОРИИ АГРЕССИИ И АГРЕССИВНОСТИ/A>
СУТЬ И ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
ФОРМЫ И ИСТОКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ
ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ И АГРЕССИВНОСТЬ
СРЕДА И АГРЕССИВНОСТЬ
ЛЕЧЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ
ОБ АВТОРЕ
 

МЕХАНИЗМЫ И МОДЕЛИ АГРЕССИИ

В поисках причины появления и проявления агрессии проводились многочисленные исследования, которые условно можно подразделить на биологические, социальные и психологические, каждая из которых представляет свои модели формирования агрессии. Многие исследователи отмечают изменения медиаторного обмена, характерные для агрессивного поведения; некоторые авторы связывают агрессивность с морфологическими изменениями головного мозга, третьи выводят агрессивность из сугубо психологических механизмов и т.д.

Морфологическая модель агрессии. Экспериментальные исследования функций лобных долей, проведенные Kluver H. и Bucy P. C. (1934), показали, что при повреждении определенных участков головного мозга (амигдалы) наступали серьезные изменения поведения – обезьяны и кошки утрачивали агрессивные реакции. С другой стороны, повреждения вентромедиальных ядер гипоталамуса, вызывали торможение агрессии, приводили к состоянию перманентной агрессивности животных.

В обоих случаях речь идет о нарушении гомеостаза. То есть, надо предполагать, что имеют место две тенденции, совокупная деятельность которых обеспечивает их равновесие. Однако, это «равновесное состояние» больше у одних индивидов, особей и меньше у других, что и определяет их поведение в обыденной повседневной жизни вне экстремальных ситуаций.

Исследуя методом компьютерной томографии и ядерно-магнитного резонанса склонных к насилию лиц, J.M. Tonkonogy выявил, что среди них части случаи с признаками органического поражения головного мозга. Доминировали поражения передненижнего фрагмента височной доли и миндалин, что интерпретируется автором как возможный нейроанатомический субстрат насилия. M.T. Wong et al. (1994) приводят результаты компьютерно-томографического и нейрофизиологического обследования 372 пациентов (независимо от диагноза) психиатрического госпиталя строгого режима, совершивших агресивно-насильственные общественно опасные действия. Авторы выявили коррелирующие с агрессией по степени выраженности органические изменения в височных долях головного мозга и изменения биоэлектрической активности (медленные и острые волны) аналогичной локализации (цит. по Антонян Ю.М. и соавт., 1999).

Нейрональная модель. Данная модель исходит из того, что природа человеческой агрессивности основана на том, что нарушения гомеостаза организма, вызывающие снижение порога электрической проводимости нейронных мембран, приводят к облегчению проведения импульса. Неоднократно повторяясь, это явление вызывает феномен «отрезания» (cut-off), в частности, нейронной сети, и согласованные ранее процессы протекают неадекватно (New A.S. et al., 1997).

Биологическая модель. В качестве механизмов агрессивности рассматриваются показатели и обмен тех или иных веществ – кортизола (Leyhausen P. 1965), серотонина (Norvell N., Worchell S. 1981). Изучая биологические механизмы агрессивности, Kalin N.H. (1999) смоделировал ее в эксперименте на макаках резус. Он выявил две категории агрессивности – защитная и атакующая, имеющие различные нейрональные механизмы формирования. Защитная агрессия, вызываемая страхом, связана с чрезмерной активностью правой лобной доли и высокой концентрацией кортизола. Импульсивная агрессия связана с низкой серотонинэргической активностью мозга, повышением уровня тестостерона и снижением уровня кортизола. Независимо от вида, агрессивность модулируется факторами внешней среды.

Вместе с тем, указывается на не специфичность выявленных изменений. Так, Levine S. et al. (1997) показали, что у людей такие соотношения кортизола выявляются и при депрессиях. Maguire K. et al. (1997) не установили существенных связей между агрессивным поведением и периферической серотониновой функцией.

Coccaro E.F. et al. (1997) исследовали обмен серотонина на тромбоцитарной модели у испытуемых различными расстройствами личности, склонных к импульсивному агрессивному поведению, и выявили изменение числа связывающих серотонин сайтов (5-НТ uptake sites), кoторое коррелировало со степенью выраженности агрессивности и агрессивных тенденций. Цитируемые авторы приводят данные о снижении агрессивности при применении антагонистов серотонина, полученные на животных моделях. C.E. Lewis (1991), обобщая в обзорной работе данные многих авторов за 1970-80-е годы, показывает наличие связи стойкого антисоциального поведения с выраженными нарушениями серотонинэргических механизмов центральной нервной системы (цит. по Ю.М. Антонян и соавт., 1999).

Некоторые авторы указывают на зависимость агрессивного проявления от биологических (сезонных) ритмов. Так, в частности Sitar J. (1997), изучив 2447 актов насилия (гетероагрессии) и 1028 актов самоповреждения (аутоагрессии), связал их с недельными, годовыми и лунными ритмами, а также с внезапными изменениями климата. Он обнаружил, что внезапные изменениями климата вызывают импульсивные расстройства поведения, обычно без материального и сексуального интереса. А кражи с взломом и изнасилованиями, не будучи зависимыми от климата, были связаны с лунным ритмом (так же как и острые сердечно-сосудистые кризы) и смертельные случаи. Автор указывает, что спад агрессивности вызывается полнолунием, хотя было принято считать наоборот.

Ретроспективный анализ протоколов клиники, проведенный Wynn R. (1996) показал наличие суточных и сезонных ритмов всплеска агрессивности.

Социально-психологическая модель. Основой для формирования агрессивного поведения является ряд интеллектуальных, социальных, личностных и других факторов. Интеллектуальная неполноценность Dawidson P.W. et al. (1996) представляется как основа для формирования агрессивного поведения, направленного не только во внутрь, но и во вне. Гиперактивность некоторых лиц (тип личности) способствует их повышенной агрессивности (Bloomquist M.L. et al., 1997).

На формирование нормативных представлений об агрессии и восприятии ее существенное воздействие оказывает городская культура. Это подтверждается сравнительными исследованиями эмигрантов и не эмигрантов, проведенными Souweidane V. и Huesman L.R. (1999). Большую роль в этом играют неблагоприятные семейные условия: сексуальные оскорбления в семье, химическая зависимость одного из родителей, подвергаемость детей сексуальным оскорблениям со стороны опекунов (Burton D.L. et al., 1997).

Алкоголизация и агрессия являются взаимосвязанными психосоциальными явлениями [201], о которых будет сказано дальше.

Психологическая модель. Авторы теории фрустрационной агрессии Dollard и Miller (1939) считали, что возникновение агрессивного поведения всегда обусловлено наличием фрустрации, и наоборот, наличие фрустрации всегда влечет за собой какую-нибудь форму агрессивности. Miller допускал, что фрустрация может вызывать множество различных реакций и что агрессивность лишь одна из них. Что такое фрустрация? Авторы предполагают, что это прекращение начатой целенаправленной деятельности и отрицание желания, вожделения, страсти. Ни одно дело в жизни не достигается без фрустрации. Люди ежедневно страдают, получают отказы, но при этом не проявляют агрессивности. Агрессивность вызывается не фрустрацией, а ситуацией, в которой присутствует элемент несправедливости (с точки зрения агрессора).

Важным фактором для прогнозирования фрустрации является характер индивида. От характера зависит, что вызывает фрустрация, и насколько интенсивно индивид будет реагировать на фрустрацию.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА ДОМУ. тел. (095) 773-9306


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ К ДЕТСКОМУ ВРАЧУ-ПСИХОТЕРАПЕВТУ д.м.н. ПЕРЕЖОГИНУ Л. О. 8-495-695-0229 (регистратура)