Rambler's Top100

ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ


УЧИТЕЛЯМ
ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕДСТУПНОСТЬ
ПОЛОЖЕНИЕ ДИССОЦИАЛЬНОГО РАССТРОЙСТВА В КЛАССИФИКАЦИИ И КРИТЕРИИ ДИАГНОСТИКИ
ДАННЫЕ ПИЛОТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ НАСТОЯЩЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛИНИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
КРИМИНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ПСИХОЛОГИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ
КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ-ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ЛЕЧЕНИЮ
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К КОРРЕКЦИИ И ВОСПИТАНИЮ
ЧТО ТАКОЕ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ТАКСА
 

ДИССОЦИАЛЬНОЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ

Материалы и методы настоящего исследования

Материалы и методы настоящего исследования.

 

Исследование проведено на базе ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского. Анализ 292 случаев (все личные наблюдения), был проведен по 450 признакам, включенным в следующие блоки: персонографический, криминологический, патопсихологический, волевых расстройств, психопатологический, воспитания. Отдельно оценивалось соматическое состояние несовершеннолетних, которое в настоящем докладе не обсуждается.

Исследование проведено на 292 несовершеннолетних правонарушителях, из которых 53 составили воспитанники специальной школы для подростков с девиантным поведением г. Анна Воронежской области, 24 – несовершеннолетние правонарушители, осужденные судами г. Москвы к различным срокам заключения (условно), обследованные в рамках программы «Педагог на допросе несовершеннолетнего», 99 – воспитанники Центра временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей ГУВД г. Москвы. Контрольную группу (116 человек) составили школьники сопоставимого возраста, не совершавшие правонарушений (кроме административных) и не обнаружившие в процессе обследования признаков психических расстройств.

В соответствие с психическим состоянием данный контингент был разделен на 6 групп. Первую группу (далее – группа 1) составили 56 несовершеннолетних, обнаруживших признаки диссоциального расстройства личности (F 60.2 по МКБ-10). Вторую группу (далее – группа 2) составили 24 подростка с другими уточненными формами расстройств личности (F 60 – F 62 кроме F 60.2 по МКБ-10). В третью группу (далее – группа 3) вошли 17 детей с признаками умственной отсталости легкой степени выраженности, укладывающиеся в основном в диагностические рубрики F 70, F 70.1, F 70.8 по МКБ-10. В четвертую группу (далее – группа 4) были включены 42 правонарушителя с признаками органического поражения головного мозга различного генеза (раннего, травматического, интоксикационного). В пятую группу (далее – группа 5) были объединены 37 психически здоровых несовершеннолетних правонарушителя. Группа 6 – контрольная (подростки психически здоровы и не совершали правонарушений, преследуемых в рамках уголовного законодательства).

 

Таблица 1. Контингент обследованных подростков по группам.

 

 

Спецшкола

ЦВИНП

Осужденные

Контроль

Группа 1 (56)

14

35

7

-

Группа 2 (24)

5

12

7

-

Группа 3 (17)

6

10

1

-

Группа 4 (42)

13

25

4

-

Группа 5 (37)

15

17

5

-

Всего (292)

53

99

24

116

 

 Основным методом исследования был клинико-психопатологический. Оценивался анамнез, изучалась динамика состояния несовершеннолетних, анализировалось актуальное состояние, предшествующее правонарушению, в момент правонарушения, и в период проведения интервью. Сопоставлялись личностные особенности несовершеннолетнего с деталями криминального эпизода, учитывались типы реагирования в субъективно эмоционально значимых ситуациях.

Использовались также данные экспериментально-психологического метода. Учитывались данные методик, направленных на исследование памяти (запоминание 10 слов, опосредованное запоминание), мышления (сюжетные картины, классификация, исключение, сравнение понятий, понимание переносного смысла пословиц, пиктограммы), интеллекта (метод Векслера), личностных особенностей (MMPI, уровень притязаний, шкала Спилберга, метод Роршаха, ТАТ, методы Розенцвейга, Лири, Люшера и др.), агрессивности (шкала Басса-Дарки).

Для исследования волевых расстройств была использована «Нормированная шкала диагностики волевых расстройств» (Шостакович Б. В., Горинов В. В., Пережогин Л. О., 1999), вопросник которой был адаптирован для работы с несовершеннолетними. Весь спектр волевых расстройств был разделен на 7 категорий в соответствии с типологией, предложенной В. А. Иванниковым (1998). В раздел волевых действий вошли нарушения действий, направленных на удовлетворение потребности в будущем, на создание объективных ценностей, удовлетворяющих потребности общества и отдельных людей, удовлетворение требований ближайшего окружения и выполнение моральных норм (по С. Л. Рубинштейну, 1946). В раздел преодоления препятствий было включено преодоление физических преград, сложности действия, новизны обстановки, внутренних состояний (усталость, болезнь), конкурирующих мотивов и целей, выполнение социально заданных действий на пути к цели. К группе феноменов преодоления конфликта отнесены выбор между несовместимыми действиями, между целями, личными и социальными мотивами, желанием достижения цели и ее последствиями. К категории преднамеренной регуляции были отнесены регуляция параметров действия (темпа, скорости, силы, длительности), торможение неадекватных процессов, прежде всего - эмоциональных, организация психических процессов в соответствии с ходом деятельности, способность противостоять рефлекторным действиям (например, отведению руки от горячего предмета) (по Калину В. К., 1983). В категорию автоматизмов и навязчивостей вошли такие феномены, как навязчивые мысли и действия (без отчуждения и чуждые), выработка автоматизмов с потерей над ними волевого контроля (по L. Fields, 1996). В категорию мотивов и влечений были включены переживание влечений и побуждений, их осознание (по L. Fields, 1996), субъективное восприятие свободы волевого акта (по К. Ясперсу, 1913). Последнюю категорию составили прогностические функции. Для удобства заполнения шкалы и расчета нормированных показателей был создан вопросник, включавший 75 вопросов по 7 вышеперечисленным категориям. Ответы на вопросы анкеты фиксировались в процессе беседы с несовершеннолетним. Подростки, составившие контрольную группу, заполняли анкеты самостоятельно под контролем экспериментатора. Вычисленные по анкете нормированные показатели по категориям заносились в базу данных и подвергались статистической обработке стандартным набором методик.

Статистическая обработка материала осуществлялась в два этапа. На первом этапе осуществлялся сбор информации, ее кодирование, составлялась база данных. На втором этапе проводилась статистическая обработка данных с использованием батареи стандартных статистических методик в соответствии с ГОСТ 11.004-74 и ГОСТ 11.006-74.

Для идентификации параметров Тестового Автоматизированного Комплекса Стратегии Адаптации (ТАКСА) использовались корреляционный анализ и расчет погрешности корреляций. Использовалось стандартное значение значимых корреляций – 0,7 по модулю, при условии, если показатель превышал свою погрешность в 2 и более раз.

 

ПОДРОСТКОВЫЙ ПСИХИАТР НА ДОМ 773-93-06 БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ONLINE - ПИШИТЕ!


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ К ДЕТСКОМУ ВРАЧУ-ПСИХОТЕРАПЕВТУ д.м.н. ПЕРЕЖОГИНУ Л. О. 8-495-695-0229 (регистратура)