Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Авторитарное воспитание

Авторитарное воспитание, воспитат. концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя. Подавляя инициативу и самостоятельность, А. в. препятствует развитию активности детей, их индивидуальности, ведёт к возникновению конфронтации между воспитателем и воспитанниками. А. в. преобладает в условиях господства авторитарных, тоталитарных форм правления и полит, режима.

Выступления против А. в. начались в эпоху перехода от средневековья к новому времени (см. Возрождение). В 18 в. в противовес А. в. Ж. Ж. Руссо выдвинул концепцию естественного воспитания, основанную на идее естеств. права человека на свободу и свободное развитие. В России в 18 в. противниками А. в. были И. И. Бецкой, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев. Для рус. демократов 19 в. (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев) выступления против авторитаризма в воспитании явились ор-ганич. частью их борьбы против крепостничества, за воспитание граждан, стремившихся к освобождению народа.

Элементы А. в. характерны для ряда педагогических систем. В системе "воспитания джентльмена" Дж. Локка А. в. господствует до тех пор, пока у ребёнка не сформирована самостоят, воля. В теории Гербарта на авторитарном подходе построен раздел "управление", где трактуются пути и средства подавления "дикой резвости" ребёнка. В 20 в. идеи А. в. получили широкое распространение в странах с фаш. режимами, культом "вождизма" и "избранности" отд. рас и народов.

В СССР распространению А. в. способствовала обстановка культа личности и утверждение авторитарно-бюрократич. формы управления гос-вом. Крупные сов. педагоги Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский и др. выступали против А. в. А.. С. Макаренко характеризовал "авторитет подавления" как "самый страшный сорт авторитета". Совр. движение педагогов-новаторов противопоставляет А. в. педагогику сотрудничества.

Лит.: Добролюбов Н. А., О значении авторитета в воспитании, Избр. пед, соч., М., 1986; Макаренко А. С., Лекции о воспитании детей, Пед. соч., т. 4, М., 1984.

А. И. Пискунов.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета