Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Конгреганистские школы

Конгреганистские школы, нач. уч. заведения, руководимые конгрегакистами - членами религ. орг-ций, возглавляемых католич. церковью. Возникли в 17-18 вв. в католич. странах Европы в ходе Контрреформации. Заменяя собой традиц. приходские школы, К. ш. ставили задачей дать элементарное образование и строгое религ. воспитание детям из бедных семей. Первые школы такого типа организовал, опираясь на решения Тридентского собора (1545-63), миланский архиепископ Карло Борромео. Позднее созданием таких школ активно вани-мался орден пиаристов. Наиб, успехов в этой области достиг "Союз братьев христ. школ", осн. в 1684 Ж. Б. де Ла Салем во Франции. К. ш. как бы дополняли коллегии иезуитов и продолжали их принципы обучения и воспитания на уровне нач. школы. Они были бесплатными, в случае необходимости обеспечивали своих учеников одеждой, питанием и учебниками. Гл. внимание уделялось обучению чтению и письму, к-рое продолжалось 3 года и было разделено на 9 этапов (проходились строго последовательно). Наряду с этим преподавалась арифметика и изучались приёмы составления документов. Преподаватели К. ш. унаследовали и развили ряд общих пед. принципов: воображение составляет основу усвоения знаний и развития ума; перед детьми нужно постоянно ставить новые задачи, содействующие познават. активности; в часы отдыха необходимо организовывать подвижные игры на воздухе, заботиться о здоровье и гигиене детей. Преподавание велось на родных языках. Применялись передовые для того времени методы: одноврем. обучение чтению группы учеников, введение в преподавание игровых элементов. Много внимания уделялось правильной технике письма и развитию внимания учеников. В воспитании главным считалось формирование религ. сознания. Поведение в школе и на уроках строжайшим образом регламентировалось. Ученики организованно, в строгом порядке входили в школу и покидали её, на уроках устанавливалась абс. тишина, сидеть надлежало в точно определённой позе, обращаться к учителю не вслух, а опустив долу глаза и сложив руки. Учитель также отдавал команды ученикам не вслух, а при помощи спец. сигнальной железной палочки и особого кода из разл. стуков. Класс был поделён на 3 части - для лучших, средних и отстающих учеников; каждая сидела в соответствующей части помещения, особое место было отведено для новичков. Для лентяев существовала "скамья невежд". Существовал строгий взаимный контроль учеников, целая иерархия "офицеров", к-рые следили за порядком в классе. Хотя телесные наказания порицались, за мелкие проступки учеников били по рукам, за серьёзные - розгами, причём ученик на коленях должен <5ыл поблагодарить бога и учителя за наказание. Пед. практика и принципы К. ш. оказали большое влияние на развитие католич. системы нач. образования в 18-20 вв.

Лит.: Adamson J. W., Pioneers of modern education. 1600-1700, Camb., 1905; B l a n с M., Essai sur l'enseignement pri-maire avant 1789, Forcalquier, 1954; С h a r-tier R., Julia D., Compere M.-M., L'education en France du XVIе au XVIIIе siecle, P., 1976. M. В. Дмитриев.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета