Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Корчак

Корчак (Korczak) Януш (псевд.; наст, имя и фам. - Генрик Гольдшмит) [22.7.1878 (1879?), Варшава, - 6.8(7). 1942, Треблинка], польск. педагог, дет. писатель, публицист и обществ, деятель. В 1905 окончил мед. ф-т Варшавского ун-та по специальности врач-педиатр. 8 лет работал врачом в дет. больнице в Варшаве, одновременно вёл активную обществ, и лит. деятельность (кн.: "Совр. школа", 1905, "Школа жизни", 1908, и др.), работал воспитателем в дет. летних колониях (впечатления отражены в кн. "Моськи, Йоськи и Срули", 1910, и"Юзьки, Яськи и Франки", 1910). В 1911 директор "Дома сирот" в Варшаве. Осмысливая современную ему практику семейного и обществ, воспитания, опирался на педагогику, психологию, социологию и медицину. К. вырабатывал. собств. концепцию детства и путей формирования ребёнка как личности. Концепция К. изложена в его кн. "Как любить детей", написанной во время 1-й мировой войны на фронте (2-я ч. этой книги "Интернат" издана в СССР в 1922 с пре-дисл. Н. К. Крупской). После окончания войны и возвращения в Варшаву К. руководил дет. приютами ("Дом сирот" и "Наш дом"), преподавал в Ин-те спец. педагогики, Свободном польск. ун-те, пед. уч-ще, выступал как эксперт в суде по делам несовершеннолетних, сотрудничал в разл. журналах, редактировал дет. газ. "Малый обзор", выступало беседами по радио и т. д.

К. выпустил ряд книг о воспитании, в т. ч. "Воспитательные моменты" ("Мо-menty wychowawcze", 1919), "О шк. газете "("О gazetce szkolnej", 1921), "Право ребенка на уважение "("Pra wo dziecka do szacunku", 1929), "Правила жизни" ("Рга-widta zycia", 1930), "Шутливая педагогика" ("Pedagogika zartobliwa", 1939), а также много статей, опубл. в разл. пед. журналах, и худож. произв. для детей и о детях: "Король Матиуш I" (1923, рус. пер. 1924), "Король Матиуш на безлюдном острове" (1923), "Банкротство юного Джека" (1924, в рус. пер. "Джек-кооператор", 1929), "Когда я снова стану маленьким" (1925), "Кайтусь-волшебник" (1935), "Упрямый мальчик. Жизнь Л. Па-стера"(1938) и др. В период гитлеровской оккупации К. пытался сохранить "Дом сирот", к-рый в кон. 1940 был перемещён на терр. варшавского гетто. Там в 1942 он написал "Дневник". Отклонив предложения о побеге, К. в авг. 1942 вместе с 200 своими воспитанниками и всем персоналом "Дома сирот" погиб в газовых камерах концлагеря Треблинки.

Исходный тезис пед. концепции К. - ребёнок и его благо. Ребёнок - самостоятельная, независимая от другой воли личность. Вопреки представлению, что ребёнок - лишь будущий человек, а детство - подготовит. этап взрослой жизни, К. утверждал идеи полноценности ребёнка как человека, самоценности детства как подлинного, а не предварит, этапа "настоящей" жизни. Вытекающая отсюда равноценность ребёнка и взрослого означала признание права ребёнка быть тем, кто он есть, - права на индивидуальность, права на уважение его человеческого достоинства. А это требует полной и решит, ломки существующего неравноправного отношения к ребёнку, пренебрежения к нему, манипулирования его личностью, проявляющихся как в бесцеремонности родителей, так и в тотальной нивелировке детей гос-вом.

Цель воспитания - полное, свободное и гармоничное развитие внутр. сил и способностей каждого конкретного ребёнка, формирование его личности в духе идеалов добра, красоты и свободы, личности, обладающей внутр. самостоятельностью и чувством собств. достоинства. Необходимым условием этого является создание (в семье или в дет. коллективе) атмосферы доброжелательности, взаимной откровенности и доверия, гарантирующей защищённость ребёнка от насилия, стабильность его положения и свободу, удовлетворение его интересов и потребностей (особенно эмоциональных). Стержнем воспитат. системы К. было пробуждение в ребёнке потребности к самопознанию, самооценке, самоконтролю и воли к самоусовершенствованию. Ребёнок рассматривается как субъект воспитания: "воспитания без участия в нём самого ребёнка не существует". Условие и мощный фактор эффективности этого процесса - демократически организованный самоуправляемый дет. коллектив, обеспечивающий полноту жизни ребёнка; включение его в нормы коллективной социальной жизни, коррекцию его поведения (через обществ, мнение), направление его самовоспитания. Соответственно строилась и работа воспитателя, особое значение в к-рой имели умение наблюдать за ребёнком, понимать мотивы его поведения (вживаться в мир дет. переживаний), строить свои отношения с ним на основе разумной любви и уважения. В дет. коллективе усилия воспитателя направлены на организацию его на демокр. принципах, создание положит, психол. атмосферы, организацию воспитывающих ситуаций.

Соч.: Wybor pism pedagogicznych, t. 1-2, Warsz., 1957-58; Pisma wybrane, t. 1-4, Warsz., 1978; Mysl pedagogiczna J. Korczaka. Nowe zfodla, Warsz., 1983; в рус. пер. - Избр. пед. произв., М., 1966; Избр. пед. произв., М., 1979; Пед. наследие, М., 1990; Как любить ребенка, М., 1990.

Лит. - М а з у p П. И., Сердца, отданные детям: Я. Корчак и В. А. Сухомлинский, НШ, 1978, № 9; III а б а с в а М., Я. Корчак и его пед. теория, НО, 1978, № 11; III л ё н-закона А., Я. Корчак, пер. с польск., Варшава. 1978; E Андреева Е. П., Г у-р с в и ч В. М.], Пед. наследие Я. Кор-чака. Библиографич. указатель, М., 1978; № с w с r l у I., Zywe wia. zanie, Warsz., 19784; Binczycka J., Gorzelek K., O pedagogike jako nauke o czlowieku, Ka-towice, 1979; Lewin A., Tworcza konty-nuacja dzieta pedagogicznego J. Korczaka, Warsz., 1979; Mortkowicz-Olcza-kowa H., J. Korczak, Warsz., 1978'; W cito s z у n S., Korczak, Warsz., 1978; Wspom-nienia p J. Korczaku, Warsz., 1981; J. Korczak. Zycie i dzielo, Warsz., 1982; D e feil ick i K., Korczak z bliska, Warsz., 1985. M. H. Кузьмин.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета