Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Кукольный театр

Кукольный театр, театр к у кол, вид театр, представлений, в к-рых действуют куклы, приводимые в движение актёрами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей.

По способу управления различают 5 осн. видов ("классич. техник") кукол: марионетки, перчаточные, тростевые, на палке, теневые. Марионетка - кукла, ходящая по полу; к её голове, ногам и рукам прикреплены нити, с помощью к-рых её водит актёр, находящийся над ней, на спец. помосте. Кукол перчаточных, трос-тевых и на палке называют верховыми: актёр здесь держит кукол над собой. Перчаточная кукла надевается непосредственно на руку, с тростевой актёр работает двумя руками: одной держит корпус куклы, второй управляет тростями, прикреплёнными к рукам куклы. Ноги у таких кукол двигаются только в отд. случаях. Актёр, перемещая куклу в пространстве, может давать ей определённый ритм движений. Теневая кукла - это плоское изображение живого существа, отбрасывающее тень на экран, к-рый служит сценой теневого т-ра (его разновидность - силуэтный т-р, в к-ром изображение - силуэт плотно прижатой к экрану куклы).

В совр. К. т. разных стран изобретено также много новых техник и приёмов кукловождения. Пластич. изображением живого существа может служить предмет (кубик, шарик, палочка, чайник, фотоаппарат и т. п.), рука человека; кукла может быть маленькой или соответствовать по своим размерам актёру, к-рый двигается с ней по обычной театральной сцене. Иногда актёр в маске или без неё выступает в театр, действии равноправным партнёром куклы. В результате этого обновления и усложнения средств в нек-рых странах стали употреблять вместо определения "т-р кукол" определение "т-р фигур".

Мнения специалистов об истоках К. т. более едины, чем о первоначальной его истории. Театр, кукла берёт начало от куклы-символа, куклы предмета. Куклы-символы и т. п. действовали в разл. языч. ритуалах и обрядах в Др. Египте, Др. Индии, в антич. Европе. Нек-рые учёные считали родиной К. т. Китай (первые свидетельства относятся к 7 в.) или Индию, откуда он мог через М. Азию перекочевать в Европу. Мн. учёные придерживаются мнения об оригинальном происхождении К. т. на разных территориях. Самыми старыми часто признаются куклы стран Азии.

В совр. К. т. этих стран сохранились многие издавна сложившиеся традиц. формы. В Турции - это т-р теней Карагёз, названный так по имени гл. комич. героя, к-рый славился эротизмом и острыми шутками в адрес власть имущих. В Китае - спектакли перчаточных кукол по сюжетам ср.-век. романов, напр. "Путешествие на Запад". В Японии - т-р Бун-раку, в к-ром больших, в 2/3 человеческого роста кукол водят видимые зрителю 3 кукловода, а текст произносит сидящий на спец. помосте актёр - декламатор и певец, аккомпанирующий себе на струнном щипковом муз. инструменте сямисене (иногда аккомпанируют неск. музыкантов). Мн. представления тросте-вых кукол в Индии и сегодня связаны с храмовыми праздниками.

Европ. К. т. зародился как часть культуры Средиземноморья. Упоминания о театр, куклах встречаются у Геродота, Ксенофонта, Горация, Апулея и др. В ср. века в Европе кукол использовали бродячие комедианты (в Центр. Европе их называли "шпильманами"), а в 16 в. сформировался рыцарский репертуар К. т. (инсценировки популярных и актуальных для того времени рыцарских сказаний). Он сохранился до наших дней в формах 19 в. в представлениях сицилийских и белы, кукольников. В 16 - 17 вв. в странах Европы распространился мистериальный К. т., хорошо изученный по сохранившимся до 18-19 вв. формам, популярным в Германии, Франции, Бельгии. Близкие, часто влиявшие друг на друга типы этой драмы были в Польше (шопка), Белоруссии (батлейка), на Украине и в России (вертеп). Сцена в них представляла 2- или 3-ярусный переносный ящик, в к-ром ярусы - это "Небо", "Земля", "Ад". Кукол, посаженных на палочки, водил через прорези в полу яруса стоявший за ящиком кукольник. Евангельские сюжеты в этом виде К. т. стали уже на ранних этапах его существования насыщаться "земным" содержанием, комедийно-бытовыми и са-тирич. мотивами.

Самое раннее док. свидетельство о существовании К. т. в России - рисунок в записках А. Олеария о его путешествии в Московию и Персию (1636), воспроизводящий бродячего кукольника, к-рый даёт представление с перчаточными куклами на площади под аккомпанемент гусляра,

Петрушка как герой подобных представлений появился в 18 в., когда в Европе сформировалась т. н. уличная комедия с постоянными популярными персонажами. Считается, что одна из масок комедии дель арте - Пульчинелла могла перейти в кукольную и дать начало представлениям с этим же персонажем в Италии, с Полишинелем во Франции, с Панчем в Великобритании, с Петрушкой в России. У этих персонажей было много общего - огромный крючковатый нос, гнусавый голос (его "искусственность" достигалась с помощью спец. инструмента, к-рый исполнитель держал во рту и к-рый в России наз. пищиком), неуживчивый характер, создававший комедийные ситуации. В отличие от этих персонажей, нем. Ган-свурст и Кашперль и чеш. Кашпарек не создали своей комедии, а играли в др. пьесах, среди к-рых были выдающиеся произв. кукольного репертуара 18-19 вв. чфауст" и "Дон Жуан". Постоянные кукольные герои существовали в неизменном виде до нач. 20 в. Только Полишинеля во Франции в сер. 19 в. сменил ткач Гиньоль. Образы К. т. возникали в произв. Г. Клейста, Э. Т. А. Гофмана (Германия), Стендаля, Т. Готье, Жорж Санд, А. Франса (Франция). Популярность традиц. героев на рубеже 19 и 20 вв. резко упала. К. т. предрекали гибель, объясняя это разл. причинами - отсталостью традиц. К. т., погубленным индустриализацией воображением, конкуренцией кино. К. т. терял публику или менял её. Никогда до того не предназначавшийся специально для детей, он получил их в качестве гл. зрителей. В Мюнхене был создан (1858) первый адресованный детям театр марионеток. Его руководитель Л. Шмидт ратовал за дет. репертуар в противоположность традиционному. В нач. 20 в. педагогов мн. стран привлекли особые возможности К. т. в воспитат. работе с детьми. В то же время пластич. силу куклы открыли для себя мн. известные художники (П. Пикассо, П. Клее, X. Миро, М. В. Добужинский, В. А. Фаворский и др.). Образ куклы присутствует в муз. произведениях (напр., "Петрушка" И. Ф. Стравинского, "Полишинель" С. В. Рахманинова). Из этих разнородных опытов в Европе сформировался новый К. т., у начал к-poro стояли В. Под-рекка (Италия), И. Скупа (Чехословакия), С. В. Образцов (СССР). Спектакли Подрекки опирались на пародийную силу куклы; Скупа создал К. т. постоянных юмористич. героев папы Спейбла и сына Гурвинека; Образцов в своих оригинальных "романсах с куклами" утверждал лирико-иронич. стихию куклы. Спектакли Центр, т-ра кукол под руководством Образцова развили са-тирич. и романтич. возможности театр, куклы. Подрекка и Скупа использовали европ. марионетку, а Образцов - более популярную в России перчаточную куклу, называвшуюся петрушечной (по имени осн. героя). Позже в спектаклях его т-ра появилась кукла, изобретённая Н. Я. и И. С. Ефимовыми на основе обнаруженных ими в музеях кукол с в. Ява (отсюда др. название тростевой куклы - яванская).

Репертуар К. т. в РСФСР состоял из 3 типов пьес. Агитац. группы и т-ры (напр., т-р "Рев. Петрушка") играли в годы Гражд. войны пьесы, где действовал традиц. герой ("Война карточных королей", "Петруха и разруха" и др.). Открытые в 1918 Т-р петрушек и теней художников Ефимовых в Москве и Т-р марионеток под руководством Л. В. Шапориной-Яковлевой в Петрограде инсценировали для детей произведения рус. классич. лит-ры (басни И. А. Крылова в Т-ре Ефимовых, "Сказка о царе Сал-тане" А. С. Пушкина в Т-ре марионеток) и нар. сказки ("Мена" в Т-ре Ефимовых). С возникновением Т-ра Образцова (1931) начался новый этап в развитии сов. К. т., выразившийся прежде всего в создании новой драматургии. Появились оригинальные пьесы, созданные авторами в процессе совм. работы с т-ром. Такие из них, как "Гусёнок" Н. В. Гернет и Т. Е. Гуревич, "По щучьему велению" Е. Я. Та-раховской, "Волшебная калоша" Г. И. Матвеева, "Маугли", "Волшебная лампа Алладина" Гернет, "Конёк-горбунок" В. В. Курдюмова, стали отеч. "кукольной классикой". С 40-х гг. театры кукол в СССР ставили пьесы для взрослых зрителей, однако произведения дет. репертуара игрались наиб, часто. Значит, влияние на облик К. т. оказало творчество художников Б. Тузлукова, В. Ан-дриевича и др., актёров Е. В. Сперанского, 3. Е. Гердта, С. С. Самодура и др.

Дет. репертуар К. т. в республиках СССР в 60-80-е гг. обогащался поисками и открытиями новых пластов фольклорных источников, отеч. и мировой лит-ры. Создавались и оригинальные пьесы для К. т. С 60-70-х гг. в К. т., наряду с произведениями Е. Л. Шварца, С. Я. Маршака, Т. Г. Габбе, Гернет, Г. Л. Владычиной, шли пьесы Г. В. Сап-гира, Г. М. Циферова ("Хочу быть большим" и "Ты для меня"), В. Н. Тихвинского ("Катькин день"), В. А. Лифшица, И. Н. Кичановой ("Алёнушка и солдат", "Кот Васька и его друзья"), Ю. Н. Елисеева ("Сэмбо" и "Два мастера"), С. Л. Прокофьевой ("Часы с кукушкой"), В. Н. Коростылёва ("Айболит"), Е. В. Сперанского ("Краса ненаглядная" и "Солдат и ведьма"); в репертуар включались пьесы польск. автора Я. Вильков-ского ("Медвежонок Римцимци" и "Тигрёнок Петрик" (в соавторстве с Г. Яну-шевской), чеш. автора В. Поспшпиловой ("Принцесса и эхо"), болг. авторов Р. Мос-ковой ("Куда ты, жеребёнок"), Н. Иорда-нова ("Волк и семеро козлят"). Среди названий, появившихся на афишах К. т. в 80-е гг., - "Гадкий учёнок" (по X. К. Андерсену) В. С. Синакевича, "Тридцать восемь попугаев", "Привет Мартышке" Г. Б. Остера, "Дядя Фёдор, Пёс и Кот" Э. Н. Успенского, "Лошарик" Сапги-ра; пьесы чеш. авторов: "Сказка о незадачливом драконе" И. Пержиновой и "Прыгающая принцесса" Л. Дворского. В 70-80-х гг. К. т. расширил рамки традиц. дет. репертуара, включив в него произв. т. н. большой лит-ры и драматургии; приобрели большую известность постановки пьесы "Дракон" Е. Л. Шварца в Магнитогорском т-ре, инсценировки по повести "Белый пароход" Ч. Айтматова в Башкирском т-ре. Спектакли Челябинского К. т. "Карьера Артуро Уи" Б. Брехта и "Мёртвые души" Н. В. Гоголя отмечены Гос. пр. РСФСР. Яркие спектакли на лит. и изобразит, фольклорной основе создали кукольники Литвы, Грузии, России. Серьёзно и интересно поставлены проблемы совр. детства в спектаклях Эст. т-ра кукол (напр., "В нашем доме" франц. автора Р. Пило). Взаимодействие и взаимовлияние нац. культур, воспитание зрителей в уважении к ним были важным фактором творчества гос. т-ров кукол (к нач. 90-х гг. их было 150), работавших в СССР на 25 языках. К крупнейшим т-рам, наряду с Гос. ака-демич. центр, т-ром кукол под руководством Образцова (Москва), относится ленингр. Большой т-р кукол, к-рый в кон. 50-х - в 60-е гг. возглавлял M. M. Королёв, а в 70-х - нач. 80-х гг. - В. Б. Су-дарушкин. Со времени создания (1959) кафедры т-ра кукол в Ленингр. ин-те т-ра, музыки и кинематографии в стране началась (по инициативе Королёва) подготовка специалистов для К. т. В нач. 90-х гг. она велась также в театр, вузах Ярославля, Екатеринбурга, Ташкента, Тбилиси, Харькова, Минска и в средних театральных учебных заведениях Нижнего Новгорода, Саратова, Иркутска, Днепропетровска.

К. т. стран Вост. Европы с кон. 40-х гг. тесно взаимодействовал с сов. К. т., был близок ему по организац. структуре (гос. стационарные т-ры с большими труппами), по репертуару, по пед. принципам. Из сов. К. т. сюда пришла и тростевая кукла. В то же время т-ры Польши, Чехословакии, Болгарии, Румынии, Венгрии - самостоятельные и яркие страницы послевоен. европ. К. т., внёсшие большой вклад в его возрождение. В 60- 70-х гг. прославились своими дет. спектаклями польск. т-ры Лялька, Арлекин, Гротеска, рум. т-р Цэндэрикэ, венгерский Гос. т-р кукол, софийский Центр, т-р кукол. В 70-80-х гг. большой популярностью в мире пользовался чеш. т-р Драк из г. Градец-Краловы. Фестиваль "Матержинка" (от назв. дет. сада - "матерска школа"), к-рый проходит 1 раз в 2 года в разных городах, чеш. кукольники посвящают постановкам для зрителей самого мл. возраста.

Активно ищут новые совр. формы кукольники Зап. Европы. В 60-е гг. прославились И. Жоли (Франция), Стокгольмекий т-р кукол под руководством M. Мешке (Швеция), т-р "Бред энд Паппет" под руководством П. Шумана (США), позже труппа Ф. Жанти (Франция); в 80-е гг. - т-р "Треугольник", в к-ром работают cynj руги Бурвинкль (Нидерланды). Особый вид К. т. представляют т. н. кукольники-солисты. Наиб, крупным среди них является А. Розер (ФРГ). Зап.-европ. кукольники работают в осн. небольшими группами, часто семейными. Нек-рые из них продолжают старую традицию не только в разъездном способе жизни, но и в репертуаре. Многие работают специально для дет. садов и школ. Особой сферой действия театр, куклы на Западе стало её применение в области психотерапии.

В Рос. Федерации к кон. 80-х гг. возникло много проф. групп кукольников вне сложившейся системы государственных театров, напр. семейный т-р "Тень" (второй коллектив в Москве, работающий в технике теневой куклы и уже получивший известность).

Одной из форм обмена творческим опытом между кукольниками разл. стран являются междунар. фестивали, участниками и дипломантами к-рых не раз были и отеч. К- т. Воронежский К. т. за спектакль "Озёрный мальчик" П. Вежинова получил золотую медаль на междунар. фестивале болг. кукольной драматургии в Варне (1988). Укреплению контактов между К. т. всего мира способствует деятельность Междунар. союза деятелей т-ра кукол - УНИМА (Union International de la marionnette, UNIMA, осн. в 1929). Во мн. странах работают нац. центры УНИМА. Такой центр действует в Москве при Междунар. конфедерации театр, союзов. И. Н. Жаровцева. К. т. является одним из первых видов театра, с к-рым встречаются дети. Яркая зрелищность, откровенная условность иск-ва "играющих кукол", близкие потребностям дет. восприятия, делают увлекательным и доступным непростой для ребёнка процесс постижения действительности, особенностей человеческого характера, сложностей взаимоотношений между людьми. Синтетич. природа К. т. даёт ребёнку первые представления об особенностях худож. отражения действительности в иск-ве. Кроме законов собств. театр, иск-ва, образно-худож. строй кукольного спектакля вводит детей в мир лит-ры, живописи, музыки. В общении с К. т. дети на доступном им уровне знакомятся с эстетич. категориями прекрасного и безобразного, комического и трагического. Сильные эмоциональные впечатления, к-рые получает ребёнок на спектаклях К. т., восхищаясь добрыми героями, сопереживая им и осуждая злых, непосредственно ориентируют ребёнка в мире нравств. представлений.

С куклой ребёнок приобретает опыт отношений, как правило, ещё до встречи с К. т. Но между бытовой и театр, куклами есть существенная разница. В спектакле кукла выступает как персонаж, условное обозначение действующего лица (человека, животного, предмета). Она участвует в определённых событиях, вступает в разл. отношения со сценич. партнёром, с ведущим её актёром. К тому же бытие куклы на сцене определено эстетич. системой, выбранной постановщиками. Стилистич. и жанровое решение спектакля взаимодействия актёра и куклы, применение разл. видов куклы в одном спектакле, его цветовая, световая и муз. партитуры, подчинённые смысловому содержанию, - всё это довольно сложно для ребёнка. Поэтому К. т., учитывая возрастные особенности своего зрителя, возможности его восприятия, его способности к познанию, всегда определяет возрастной адрес спектакля. Дошкольникам, напр.. трудно, не ослабляя внимания, следить за развитием сложного сюжета, вникать в мотивацию поступков героев; богатство интонац. оттенков им пока недоступно. В спектаклях для малышей К. т. использует в осн. простые декорац. конструкции, ясные мотивы поведения героев, несложный сюжет, чёткие нравств. альтернативы театр, коллизий. Мл. школьники уже способны на более длительное детальное внимание к сюжету, ярче реагируют на нюансы словесной ткани спектакля, способны обнаружить взаимосвязь между словом и действием, поступком и побуждающими его мотивами, лучше различают форму и цвет предмета. Подростки проявляют повышенный интерес к сюжету спектакля, динамике его развития. Ст. школьники обладают реальными возможностями для целостного восприятия иск-ва, поэтому в спектаклях для них К. т. усложняет композицию, вводит сложные муз., световые партитуры, использует такие приёмы, как шарж, гротеск, сатира. Трудности для К. т., работающего преим. с детьми мл. возраста, заключаются в том, что в дет. аудитории проявляются активно как общие, ожидаемые т-ром возрастные реакции детей, так и ярко выраженные индивидуальные, зависящие от личного опыта общения ребёнка с иск-вом, его темперамента, воспитанности, предпочтений. То, что завораживает юного зрителя, впервые попавшего на спектакль, не вызывает эмоционального отклика у ребёнка, неоднократно бывавшего в К. т. Дети по-разному предрасположены к тому или иному компоненту спектакля: одни активнее реагируют на музыку, другие больше чувствительны к световым эффектам и худож.-пространств, решению спектакля, третьих больше всего интересует механика кукловождения и т. п. Зрительные реакции даже одновозраст-ного зала очень разнообразны и отличаются от взрослой аудитории эмоциональностью, непосредств. проявлениями чувств.

Коллективная природа восприятия спектакля диктует свои законы формирования реакции зрительного зала. Неожиданная и неверная реакция части зрителей может разрушить полноту и истинность восприятия спектакля. Посредником, берущим на себя ответственность за отношения между т-ром и его зрителем, становится пед. часть т-ра. Педагоги участвуют в работе т-ра над спектаклем на всех её этапах: в выборе пьесы, разборе её на труппе, в ходе репетиций. Они ориентируют труппу на точность возрастного адреса спектакля, фиксируют на просмотрах особенности его восприятия детьми, выступают на худож. совете т-ра с анализом реакции маленьких зрителей. Педагоги т-ра дежурят на спектаклях, выступают со вступит, словом перед спектаклем, принимают участие в организации гастролей. Театр, педагоги оказывают метод, и организац. помощь учителям (методика обсуждения спектакля, творческие вечера, встречи, конкурсы и т. п.). На практике пед. руководство детьми в их знакомстве и понимании зрелищного иск-ва К. т. осуществляют все взрослые, имеющие отношение к воспитанию ребёнка и его приобщению к иск-ву. Взрослые должны подготовить детей к тому, что они увидят, когда придут на спектакль в К. т. Ребёнку можно в доступной форме рассказать о том, что такое спектакль в т-ре (с телевизионным он уже, как правило, знаком), чем кукольный спектакль отличается от мультфильма, книги, иллюстрации. Если ребёнок впервые идёт в т-р, ему стоит объяснить устройство театр, здания и театр, зала. Когда лит. первооснова спектакля знакома ребёнку, взрослым стоит пофантазировать с ним на тему: "Как это можно сделать в К. т.?" Такого рода предварит, придумывание своего спектакля помогает сосредоточить внимание детей на изобразит.-худож. деталях спектакля, средствах создания в К. т. образа, места действия.

После просмотра, если у ребёнка есть потребность поделиться своими впечатлениями, взрослые по его рассказу должны попытаться понять, что осталось для него в спектакле непонятным, что ускользиуло от его внимания. Навыки целостного анализа спектакля формируются постепенно, поэтому не целесообразно торопить детей сразу после просмотра обсуждать увиденное. Ребёнку необходимо подумать наедине с самим собой или поделиться впечатлениями со сверстниками. Через нек-рое время взрослые могут вернуться к обсуждению спектакля и постараться с помощью вопросов и творческих заданий подвести детей к тому уровню осмысления спектакля, на к-рый они в их возрасте способны. Рассказы дошкольников о спектакле конкретны, подробны, изобилуют множеством деталей. Дети интуитивно выделяют самые для них неожиданные, интересные, смешные, трагич. моменты. Организации работы памяти и внимания помогают вопросы, связанные с содержанием пьесы, характерами героев, образным строем спектакля. Беседы продлевают жизнь спектакля в памяти детей, развивают их речь, учат связно рассказывать об увиденном и пережитом. Дети дошк. возраста, делясь впечатлениями от спектакля, любят "показать "его, по-своему сыграв запомнившиеся сцены. Дошкольники охотно рисуют на темы спектакля, выражая в своих рисунках цветом, композицией отношение к героям. В этих занятиях дети осознают с помощью взрослых своё общение с иск-вом. Мл. школьники уже могут решать проблему выбора и нарисовать, напр., самую интересную (смешную, красивую) сцену из спектакля. В возрасте 6-8 лет дети способны к сопоставит, (с книгой, с кинофильмом и т. п.) анализу эпизода, характера. В 9-10 лет ребёнок может вести разговор о средствах создания образа, характера, жанровых особенностей пьесы, о взаимосвязи и взаимообусловленности разл. компонентов спектакля. Очень плодотворными для этого возраста оказываются творческие задания-фантазии. На ср. ступени шк. обучения, когда дети приобретают первые навыки анализа лит. произведения, им можно предлагать письменные работы по спектаклю. Дети в этом возрасте способны рассмотреть связь худож. формы и образной структуры спектакля с его содержанием. Перед старшеклассниками ставится задача не только осмысления увиденного, но и поиска соответствующего изложения своих соображений по поводу просмотренного спектакля (навык рецензирования).

Неисчерпаемые возможности для развития у детей фантазии, изобретательности, конструкторских навыков, жизненной наблюдательности, пространств, воображения, графич. и композиц. зрения, навыков выразительной речи создаёт самодеятельный К. т.

Т. В. Леванешина.

Лит.: Перетц В. Н.. Кукольный т-р на Руси, СПБ, 1895; Симонович-Ефимова Н. Я., Записки петрушечника, М. - Л., 1925; Образцов С., Актер с куклой, М.-Л., 1938; его же, Моя профессия, М., 1981; его же, Всю жизнь я играю в куклы, М., 1985; Д с м м с и и Е. С., Куклы на сцене, М. - Л., 1949; Федотов А., Техника т-ра кукол, М., 1953; его же, Ожившие силуэты, М., 1961; его же, Секреты т-ра кукол, М., 1963; Т-р кукол заруб, стран. [Переводы пьес], М. - Л1959; Смирнова Н., Сов. т-р кукол, 1918 - 1932, М., 1963; с ё ж е, Т-р Сергея Образцова, М., 1971; её же, И... оживают куклы, М., 1982; Что и как в т-ре кукол. Сб. ст., М., 1969; Караманенко Т. Н., Кукольный т-р - дошкольникам, М., 1969; Сперанский Е., Повесть о странном жанре, М., 1971; В Кукольном т-ре. [В помошь худож. самодеятельности], М., 1972; Соломоник И., Традиц. т-р кукол Востока, М., 1983; Некрылова А. Ф., Гусев В. Е., Рус. нар. кукольный театр, Л1983; Е. С. Деммени. Призвание - кукольник, Л., 1986; Некрылова А. Ф., Русские нар. гор. праздники, увеселения и зрелища кон. XVIII - нач. XX в., Л19882; Jurkowski H., Dzieje teatru lalek, Warsz., 19843.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета