Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Кареев

Кареев Николай Иванович [24.11(6.12). 1850, Москва, - 18.2.1931, Ленинград], историк, педагог и методист, поч. ч. АН СССР (1929; ч.-к. Петерб. АН с 1910). Окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та (1873). Преподавал в моек, гимназиях; проф. Варшавского (1879-84) и Петерб. (1885-1899, с 1906) ун-тов. До 1917 занимал ведущее место в разработке методики преподавания истории. По инициативе К. шк. методикой истории занялись члены ист. об-ва при Петерб. ун-те. Эти проблемы были включены в программу "Науч.-ист. журнала" (1913-14). К. впервые прочитал в Петерб. ун-те теоретич. курс по методике преподавания истории; опубликовал ряд статей и рефератов (список см.: "Ист. обозрение", т. 20, 1915, с. 212). В монографии "О шк. преподавании истории" (1917) К. рассмотрел его как важное общеобразоват. средство, воспитывающее умение исторически мыслить.

Занимался теоретич. проблемами образования. Содержание общего образования подразделял на 4 группы уч. предметов: 1-я содержит элементарный курс родного и иностр. языков, 2-я (по мнению К., основная) предлагает комплексы сведений из разл. областей филос. и науч. знания, 3-я охватывает прикладные предметы для проф. подготовки, 4-я обеспечивает религ.-нравств. воспитание. Ср. школа должна быть единой, но допускающей организацию занятий для учащихся с особым интересом к отд. предметам, в т. ч. в связи с будущей проф. деятельностью. Считал, что науч. знания должны стать доступными широким слоям населения.

Автор университетских курсов и шк. учебников по всеобщей истории (мн. изданы в 1901-17). В шк. курсе истории первое место отводил ознакомлению учащихся с отеч. прошлым, а всё обучение предмету рассматривал как восхождение от худож.-ист. описаний к истории-науке. Обосновал отбор, классификацию, систематизацию материала, принципы его оформления и изложения в учебнике истории, а также приёмы работы с ним. Был одним из ведущих в России теоретиков самообразования, создал мн. пособия для самостоят, изучения истории. Впер-в гг в стране предпринял опыт оказания помощи выпускникам ср. уч. заведений в выборе профессии (кн. "Выбор факультета", 19053).

Соч.: Письма к учащейся молодежи о самообразовании, СПБ, 1907"; Беседы о выработке миросозерцания, СПБ, 1895; Мысли об основах нравственности, СПБ, 18962; Что такое общее образование, Од., 1895; Заметки о преподавании истории в ср. школе, СПБ, 1900; Идеалы общего образования, СПБ, 19092; О щк. преподавании истории, П., 1917; Прожитое и пережитое, подготовка текста, вступит, ст., комментарии В. П. Золотарева, Л., 1990; Антология пед. мысли России второй половины XIX - нач. XX в., М., 1990, с. 363-69.

Лит.: Золотарев В. П., О методология, взглядах Н. И. Кареева, УЗ МОПИ, 1965, т. 121, Истфак, в. 5; его же, Н. И. Кареев как методист, там же; Лебедев П. А., К истории вопроса о подготовке учащихся ст. классов к выбору профессии, там же, 1957, т. 50, Тр. кафедры педагогики, в. 4; Хмелев А. Н., Передовые методисты нач. XX в. О преподавании истории, ПИШ, 1959, № 5. П. А. Лебедев.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета