Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Катков

Катков Михаил Никифорович [1(13). 11.1818, по др. сведениям, 6(18).11.1817, Москва, - 20.7(1.8).1887, с. Знаменское, ныне Ленинского р-на Моск. обл.], журналист, публицист, обществ, деятель. Окончил словесное отделение филос. ф-та Моск. ун-та (1838), слушал лекции в Берлинском ун-те. В студенч. годы входил в кружок Н. В. Станкевича, нек-рое время был близок с В. Г. Белинским, А. И. Герценом, М. А. Бакуниным. В кон. 30-х - нач. 40-х гг. сотрудничал в журн. "Моск. наблюдатель" и "Отеч. записки", сблизился с литераторами славянофильского направления. В 3845-49 адъюнкт кафедры философии Моск. ун-та. В 1851-55 и 1863-87 редактировал газ. "Моек ведомости", где благодаря усилиям К. стали печататься мн. видные учёные: Т. Н. Грановский, С. М. Соловьёв, К. Ф. Рулье. С 1856 до конца жизни был редактором-издателем журн. "Русский вестник", к-рый являлся одним из ведущих изданий в эпоху реформ 1860-х гг. Полит, взгляды К. эволюционировали от либеральных англофильских идей 40-50-х гг. до консервативно-монар-хич. убеждений в 60-е гг.

В ряде статей нач. 60-х гг. выступил с концепцией уч. реформы, призванной усилить гос. начала в образовании, создать слой чиновной интеллигенции, способной поддерживать устойчивость гос-ва как связующего звена между обществом и верховной властью. Важнейшей задачей реформы К. считал противодействие распространявшемуся нигилизму, отрицавшему необходимость систематич. общего образования. Нигилистич. идеи рассматривались К. как "отрицат. догматизм", своего рода религия с "идолами", учителями и фанатиками. В России они, по мысли К., оказались особенно влиятельны из-за недостаточного развития общекультурных начал. Предложил ввести систему строгого классического образования, включающего религ. просвещение, всестороннее изучение древних языков и литератур, а также математики, к-рое должно было препятствовать распространению "широкой волны невежественной бездарности".

Разделяя общие для сторонников клас-сич. образования представления о воспитат. пользе изучения древних языков (средство для развития умственной деятельности, навыков самодисциплины) и необходимости общегуманитарной подготовки для будущей науч. деятельности, К. выдвинул идею "концентрации" - целенаправленного сосредоточения усилий учащихся и педагога в одной области знаний ради достижения наиб, результатов, создания основы для дальнейшего развития учащихся. Совм. преподавание лат. и греч. языков, по мнению К., должно было наилучшим образом отвечать задачам воспитания, т. к. с помощью лат. яз. учащиеся овладевали формальной логикой, а греч. яз. способствовал духовному обогащению.

В 1867 К. совм. с А. Н. Леонтьевым основал и возглавил лицей в Москве, получивший известность как "катковский", с целью на практике доказать преимущества классич. образования (см. Лицеи).

Утверждая необходимость полноценного общего образования для нравств. становления женщины, К. приветствовал открытие в 1872 жен. классич. гимназии С. Н. Фишер с тем же уч. планом, что и в муж. гимназиях ("О женском образовании", 1897).

В 1871 министр нар. просвещения гр. Д. А. Толстой провёл уч. реформу под руководством и при активном участии К. По ряду причин (недостаток хорошо подготовленных рус. учителей древних языков, чрезмерная сосредоточенность на грамматике, запрет на поступление в ун-т из реальных училищ, крайние строгости на экзаменах) реформа встретила негативное отношение в широких кругах рус. общества и вызвала острую полемику (см. в ст. Гимназии). Ситуация осложнялась усилением рев. движения, к-рое в этот период представляли народники, использовавшие тактику идеологич. дестабилизации основ обществ, отношений, в т. ч. гл. принципов воспитания. Программа К. критиковалась сторонниками реального образования. Среди либеральной интеллигенции получило распространение мнение, что для рус. человека, лишённого зап. рассудительности и не склонного к концентриров. умственным усилиям, система классич. образования неприемлема. Известно высказывание М. П. Погодина (в изложении К. Н. Ле-онтьева - Лит. наследство, т. 22-24, с. 441): "... рус. ум не немецкий,... молодые люди, утомляясь, бросают и идут в нигилисты". О недостаточности для России одного классич. образования, насильственном введении катковской реформы писал Ф. М. Достоевский (Лит. наследство, т. 83, с. 668). В 80-х гг. начался постепенный отход от выдвинутых К. принципов образования.

Соч.: Наша учебная реформа, М., 1890; Собрание передовых статей "Московских ведомостей", 1863-1887, М., 1897-98; Пушкин, в кн.: Русская эстетика и критика 40- 50-х гг. XIX в., М., 1982, с. 369-400.

Лит. Памяти Каткова, "Рус. вестник", 1897, т. 250, №8; Ист. записка имп. Лицея в память цесаревича Николая за 30 лет, М., 1899; Феоктистов E. M., Воспоминания. За кулисами политики и литературы. 1846- 1896, Л., 1929 (ук.); Розанов В. В., О гимназия, реформе 70-х гг. Представление о России в годы уч. реформы, в кн.: Сумерки просвещения, М., 1990; В ах К. А, Классич. образование. (Аналитич. обзор), в кн.: * История европейской цивилизации в рус. науке. Антич. наследие, M., 199l.

С. С. Ванеян.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета