Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Каунтс

Каунтс (Counts) Джордж Сильвестер (9.12.1889, близ Болдуин-Сити, шт. Канзас, - 10.11.1974, Белвилл, шт. Иллинойс), амер. педагог, социолог, публицист. Окончил Бейкеровский ун-т (1911). В 1918-56 преподавал педагогику в вузах США. Президент Амер. федерации учителей (1939-42), чл. Нац. комитета Амер. союза гражд. свобод (1940-73).

Вслед за Дж. Дьюм К. развивал концепцию школы как "культурного инструмента" преобразования общества, его гуманизации и демократизации. Придерживаясь в целом позиций прагматистской педагогики, критиковал свойственные ей идеи педоцентризма, тенденцию культивирования обособленной дет. среды. К. полемизировал с трактовкой адаптации к социальному окружению как цели воспитания, отвергал представление о полит, нейтральности образования, считал, что недостатки образоват. системы обусловлены несовершенством социально-полит, устройства общества.

В книгах "Селективный характер амер. ср. образования" ("The selective charac-ter of American secondary education", 1922), "Социальный состав отделов образования" ("The social composition of boards of education", 1927) и др. К. вскрыл дух расовой дискриминации, антидемокр. тенденции в амер. школе 20-х гг., к-рым считал необходимым противопоставить участие в управлении образованием "заинтересованных социальных групп" - учителей, предпринимателей, представителей разл. обществ, и религ. организаций. Исследования К. социальных аспектов образования в США были обобщены в его работе "Американский путь в культуре" ("The American road of culture...", 1930, рус. пер. под назв. "Теория воспитания в Америке", 1931). В ней К. выделял осн. черты, сформировавшиеся в процессе ист. развития системы образования США: вера народа в образование, нац. единство и социальное согласие в деле образования, местная инициатива в управлении школами и др., среди к-рых центр, место отводил индивидуальному успеху как основе продвижения каждого по образоват. лестнице.

Широкую известность в США приобрели выступления К. в разгар социально-экономич. кризиса 1929-33, объединённые в кн. "Осмелится ли школа построить новый общественный порядок?" ("Dare the schools build a new social Order?", 1932). К. противопоставлял ист. идеалы амер. демократии совр. действительности, утверждал, что науч.-техн. прогресс несёт с собой рев. социальные преобразования и ведёт в перспективе к созданию единого мирового сообщества, выдвигал идею трансформации капитализма, перехода от всеобщей конкуренции к социальному сотрудничеству, демократизации обществ, жизни. В осуществлении этих идеалов ключевую роль отводил школе.

С кон. 20-х гг. К. анализировал соци-ально-экон. и культурное развитие СССР, к-рый посетил в 1927, 1929, 1936. В работах "Образование в Сов. России" ("Education in Soviet Russia", 1928), "Советский вызов Америке" ("The Soviet challenge to America", 1931) отмечал достижения системы нар. просвещения и в то же время раскрывал ее жёсткую централизацию, политизацию воспитания и образования, идеологич. заданность пед. поисков в сов. школе. В последующих советологич. работах К. - сборнике переводов сов. текстов "Хочу быть таким, как Сталин" ("I want to be like Stalin", 1947), работах "Страна слепцов: сов. система идеологич. контроля" ("The country of the blind:..", 1949), "Вызов сов. образования: исследование образования как оружия" ("The challenge of Soviet education...", 1957) - первоначальные симпатии К. к официально провозглашавшимся социальным идеалам и устремлениям сов. школы первых послерев. лет сменяются принципиально критич. освещением развития образования в СССР как орудия тоталитарного гос-ва.

Стремление К. к объективному анализу социалыю-пед. проблем развития образования с последовательно демокр. позиций порождало крайне негативные отзывы как со стороны амер. консерваторов (за "симпатии к коммунизму"), так и со стороны сов. критиков "бурж. педагогики" (за "антикоммунизм").

В историю педагогики К. вошёл как учёный, отстаивавший демокр. традиции амер. образования.

Соч.: Secondary education and industria-lism, Cambr., 1929; The senior high school curriculum, Chi., 1930; School and society in Chicago, Chi.,1928; The social foundations of education, N. Y., 1934; A Ford crosses the Soviet Russia, Boston. 1930; Bolschevism, fascism and capitalism. An account of three economic Systems, New Haven, 1932 (соавт.); Education and American civilization, N. Y., 1952; Education and the foundations of human freedom, N. Y., 1962.

Лит.. С h i l d s J. L., American pragma-tism and education, N. Y., 1956 (Ch. 8); С r e-m i n L. A., The transformation of the school. Progressivism in American education, 1876- 1957, N. Y., 1961; D e n n i s L. J., George S. Counts and Charles A. Beard; Collaborators for change, Albany, 1989. M. В. Кларин.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета