Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Ладыженская

Ладыженская Таиса Алексеевна (р. 5.4.1925, Кировоград, Украина), педагог, методист по рус. языку, д-р пед. наук (1972), проф. (1973). В 1946 окончила ЛГПИ им. А. И. Герцена. С 1941 учитель в Кемеровской обл. В 1951-56 преподавала в Майкопском пед. ин-те и в ср. школе, в 1956-81 работала в НИИ СИМО АПН СССР. С 1981 зав. кафедрой методики преподавания рус. языка в МГПИ им. В. И. Ленина. Под ред. и при участии Л. создан учебник рус. языка для 4(5) - го кл. (1968, 198818; пр. К. Д. Ушинского, 1970), существенной особенностью к-рого явилось последоват. стремление приблизить нач. шк. курс к уровню совр. лингвистич. знаний. Структура и способы подачи теоретич. материала, система упражнений, устных и письменных работ направлены на формирование у учащихся сознательного отношения к слову, умения наблюдать и анализировать языковые факты, правильно строить свои рассуждения и высказывания.

Л. - автор работ по методике обучения письменной речи, руководитель разработки межпредметной программы "Речь" (1980) для 1-3-х кл. Автор метод, пособия "Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения" (1986), адресованного учителю-словеснику. Отмечая "основополагающее значение" речи в становлении личности (познании, общении, в формировании мировоззрения, эстетич. вкуса, поведения), Л. анализирует в курсе два комплекса вопросов. С одной стороны, выясняются особенности устной речи (фонетика, синтаксис, лексика), её жанрово-стилистич. характеристики и ситуативные разновидности. С другой - обосновывается роль речи в процессе уч. коммуникации. Утверждается особая роль "с лова "учите ля, свобода владения им разл. "пед. стилями общения". Подробно рассматриваются приёмы и методы совершенствования устной речи школьников на разных этапах работы.

Развитие коммуникативных умений учащихся, по мысли Л., включает знакомство с речевым этикетом, речевыми формулами и т. д.; выработку культуры устных ответов и умения самостоятельно создавать логически стройный, убедительный текст; воспитание у детей "мастерства рассказчика" (способность реализовать собственное мировосприятие, первичные навыки худож. творчества); освоение элементов "ораторского иск-ва" и умелое использование в речи эмоционально-оценочных языковых средств. Каждое направление работы в пособии подкрепляется упражнениями, разборами и метод, рекомендациями.

С о ч.: Анализ устной речи уч-ся 5-7 кл., М., 1963; Система обучения сочинениям на уроках рус. языка (4-8 кл.), M., 19783; Исследования по развитию связной речи учащихся, М., 1974 (ред.); Методика развития речи на уроках рус. языка, Ми980 (ред.); Речь. Речь. Речь, M., 19902 (соавт., ред.). Г. А. Богданова, Д. А. Ермаков.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета