Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Монтень

Монтень (Montaigne) Мишель Эйкем де (28.2.1533, замок Монтень, близ Бордо, - 13.9.1592, там же), франц. философ эпохи Возрождения. По отцовской линии происходил из купеч. семьи Эйкемов, получившей дворянство в кон. 15 в. После основат. домашнего образования, построенного на принципах гуманистич. педагогики, окончил коллеж в Бордо, изучал право.

В 1580-88 опубликовал своё гл. соч. "Опыты" (кн. 1-3). Мировоззрение М. основывается на принципах гуманистич. скептицизма, пафос к-рого - отказ от преклонения перед "общим мнением" и авторитетами прошлого - направлен в первую очередь против схоластики и догматизма ср.-век. мышления. М. ратует за опытное знание, подчёркивая роль свободного от пут традиции разума, за жизнь "согласно природе". Большое внимание в рассуждениях М. занимают вопросы индивидуальной психологии, трактуемые со светских позиций. М. одним из первых начал разработку принципа "естеств. равенства" людей, получившего развитие в философии эпохи Просвещения. "Развенчание" божеств, начала в человеке позволило М. обосновать ряд выводов гиосеологич. характера, прежде всего об относительности всякого знания.

Исходя из своих филос. постулатов, М. по-новому разрешает и мн. проблемы воспитания и образования, наследуя и развивая идеи гуманистич. мысли 15- 16 вв. Будучи непримиримым врагом схо-ластич. методов и приёмов обучения, он выступал против того, чтобы загружать память учащихся механически заученными сведениями. Процесс обучения, по М., должен носить творческий характер, ни одно филос. учение не следует преподавать как некий абсолют. Учащийся сам выносит суждение об истинности полученных знаний. Именно в постоянном совершенствовании "умственных сил", выработке твёрдых навыков самостоят, мышления, критич. анализа и суждений на основе опытных данных, доставляемых чувствами и ощущениями, и состоит, согласно М., гл. задача образования. При этом развитие человека не должно быть узкокнижным, изучению подлежат окружающая жизнь, природа, люди и отношения между ними. Теоретич. образованием, предлагал дополнить физич. воспитанием, привитием нравств. и эстетич. начал. Большое место в его пед. программе отводилось игре, в к-рой он видел "самое значит, и глубокомысленное занятие", характерное для дет. возраста, а также путешествиям. Целью воспитания и образования М. провозглашал гармоничное совершенствование человеческой личности, полное выявление заложенных в человеке способностей. В правильно организованном воспитании и образовании- путь усовершенствования человеческой природы, формирования людей здоровых, честных, близких к "естеств. состоянию". Филос. и пед. идеи М. оказали существ, влияние на мыслителей 17-18 вв. (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо и др.).

Соч.: Oeuvres completes, t. 1 - 12, Р., 1924-41; в рус. пер, - Опыты, [т. 1 - 2], М., 19792. В. В. Карева.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета