Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Норвегия

Норвегия (Norge), Королевство Норвегия, гос-во в Сев Европе Пл 324 тыс км2 Нас 4,3 млн чел (1994), 97,5% - норвежцы Офиц яз - норвежский Столица - Осло

Грамотность населения Н - 100% В 1993 среди населения в возрасте 16 лет и старше неполное ср образование имели 42,9%, полное среднее - 41,4%, высшее -15,7%

Первые кафедральные школы появились (12 в) в Осло, Бергене, Тронхейме Вместе с монастырскими (с 14 в) они оставались немногочисл и слабыми очагами просвещения Большинство норв священников получало образование за границей Эта практика закрепилась в условиях унии Н со Швецией и Данией (с кон 14 в) и еще более - с превращением Н в дат провинцию (1537-1814) В период Реформации (с 1537) монастырские школы были упразднены, появились приходские, создававшиеся по лютеранским церк уставам В городах нек-рые церк общины создали гимназии, появились и цеховые школы Во всех уч заведениях использовался дат яз

С 20-х гг 18 в предпринимались попытки ввести обязат обучение детей Выполнение указа дат короля Кристиана VI (1739) о создании школ в сел местности столкнулось в Н с реальными трудностями, связанными с особенностями расселения норвежцев (оси тип сел поселения - семейный двор или хутор), нехваткой педагогов (их подготовка началась лишь в сер 18 в в частных школах) и финанс средств Под влиянием просвет идей росло нац самосознание норвежцев В 1811 основан ун-т в Христиании (Осло) Конституция 1814 провозгласила лютеранство офиц религией Религ обучение стало обязательным во всех норв школах Нац движение в Н имело значит влияние и в условиях шведско-норв унии (1814-1905) В 1827 принят общий шк закон, по к-рому наряду со стационарными нач школами стали создаваться передвижные сельские (давая уроки грамоты, учитель переезжал из одной семьи в другую) Законы 1848 и 1860 упорядочили работу гор школ Для гор детей установлено обязат обучение в возрасте 7-13 лет Руководство гор школами отнесено к компетенции муниципального самоуправления (введено после 1827). В 1869 созданы промежуточные школы (6 лет обучения), на основе курса к-рых стали действовать гимназии (3 года) с классич. или естест-венно-науч. профилем. Появились также разл. дополнительные школы. Значит, отклик в Н. получили идеи Н. С. Грунд-твига о высших нар. школах. В сер. 19 в. на основе норв. диалектов разработана новонорв. письменность; язык на её основе постепенно завоевал равные права с гос. и книжным, носившими заметное дат. влияние.

Законом 1889 введено обязат. обучение детей в возрасте 7-14 лет. Основой системы образования стала народная школа (7 лет обучения). Продолжение образования было возможно (после годичного курса в дополнит, школах) в реальных уч. заведениях - сельских (2 года) и городских (3 года) или в гимназиях (3-5 лет в зависимости от предшествующей подготовки). В кон. 19 в. Н. достигла фактически полной грамотности населения.

После провозглашения независимости (1905) языком обучения стал норвежский. Экон. кризисы 20-х - нач. 30-х гг. задержали развитие нац. системы образования. Законы 1935 и 1936 были направлены на её совершенствование на принципах единой школы, взаимодействия гос., муниципальных и частных уч. заведений. Страна была разделена на уч. округа во главе с гос. инспектором. Началось введение уч. планов, единых для гор. и сел. начальных школ, увеличилось число профилей обучения в гимназиях. Получили развитие частные дошк. учреждения. Расширена система подготовки педагогов в гос. Высшей пед. школе (осн. в 1922).

После 2-й мировой войны осн. внимание пр-ва уделялось развитию системы проф. образования, в т. ч. высшего, и взаимодействию общеобразоват. (преим. государственной) и проф. школы.

Современная система образования сформировалась в результате реформ кон. 60-70-х гг. С 1969 обязательным считается обучение в возрасте от 7 до 16 лет. Вместо нар. школы введена базовая школа с 9-летним курсом обучения. В систему также входят учреждения т. н. продолженного образования: гимназии и др. ср. общеобразоват. школы, проф. и высшие уч. заведения. С 1974 в систему образования включены дет. сады (в их программы введены элементы нач. обучения); для детей, не посещавших дет. сады, установлена обязат. предшкольная подготовка.

Управление образованием осуществляется на уровнях: законодательном (стортинг), гос. исполнит, власти (Мин-во культов и образования и Мин-во культуры и науки определяют общее содержание и структуру образования), областном (региональные проблемы образования) и муниципальном (организация школ, их гос. финансирование и др.). Дет. сады находятся в ведении Мин-ва по делам потребителей.

Практически все уч. заведения - государственные: 99% учащихся осн. школы и 96% учащихся ср. школы посещают гос. уч. заведения. Обучение бесплатно. Общее образование. Деятельность осн. школы (grunnskole) регламентируется законом 1974. В Н. достигнут полный охват школой этого типа детей соответствующего возраста. Осн. школа состоит из 2 ступеней: начальной (1-6-е кл.) и молодёжной (7-9-е кл.). Обязат. уч. дисциплины на обеих ступенях: религия, норв. язык, математика, англ, язык (с 4-го кл.), история страны, обществоведение, природоведение, музыка, иск-во, физкультура, домашнее х-во. В ст. классах математика и родной язык изучаются как в базовом, так и в расширенном объёме. На молодёжной ступени в содержание образования включаются дисциплины по выбору:

2-й иностр. язык и нек-рые уч. предметы практич. характера (машинопись, делопроизводство и т. п.). В 9-м кл. проводятся экзамены по двум предметам, ежегодно определяемым Мин-вом культов и образования. Выпускники осн. школы, успешно освоившие программы по 2 иностр. языкам и расширенным курсам родного языка и математики, принимаются на соответствующие отделения полных ср. уч. заведений. В 1993/94 уч. г. насчитывалось св. 4 тыс. оси, школ, в к-рых училось св. 711 тыс. учащихся.

В соответствии с законом 1974 общеобразоват. полные ср. уч. заведения - 3-летние гимназии, проф. школы и т. п. включены в систему т. н. продолженного образования, работа к-рого координируется спец. Советом. В гимназии на 1-м году обучения учащиеся выбирают одну уч. дисциплину в качестве основной, а также неск. связанных с ней дополнительных. На 2-м и 3-м году обучение ведётся по трём направлениям: естеств.-науч., обществ.-науч. и языковому. Число уч. дисциплин и характер их изучения подлежат определённой регламентации в соответствии с принятыми общегос. стандартами. Обучение в гимназии завершается сдачей т. н. студенческих экзаменов, к-рые дают право поступления в вуз.

В профессиональных учебных заведениях, находящихся гл. обр. в ведении Совета по продолженному образованию, введён (с 1974) 2-летний курс, состоящий из общеобразоват. и спец. дисциплин. Ряд проф.-тех. школ имеет годичные отделения для подготовки рабочих массовых профессий. Уч. планы этих отделений также включают общеобразоват. дисциплины. Выпускники проф.-тех. школ получают проф. специальности; желающие могут перейти учиться на 2-й курс гимназии или продолжить обучение в проф. уч. заведениях следующей ступени.

В системе образования взрослых существуют традиц. высш. нар. школы, основанные в 60-х гг. 19 в. Обучение в них ведётся по ряду предметов как общеобразоват., так и практич. циклов. Обычный курс обучения рассчитан на 6 мес. Ряд школ имеет летние 2-месячные курсы. Ежегодно в этой системе занимается ок. 20% занятого населения страны.

Высшее образование. В 1993/94 уч. г. в стране было 14 вузов (в т. ч. 4 ун-та), в к-рых училось св. 59 тыс. студентов. Крупнейшие из них: Ун-т в Осло (7 ф-тов: теологии, юрид., мед., гуманитарный, естеств. наук, обществ, наук, стоматологич.; 22 тыс. студентов и св. 1,6 тыс. преподавателей в 1993), Ун-т в Бергене (осн. в 1948; 5 ф-тов: гуманитарный, естеств. наук и математики, мед., обществ, наук, стоматологич.; св. 8,4 тыс. студентов), Ун-т в Тронхейме, организованный в 1968 на базе Высш. пед. школы (осн. в 1922), и Высш. техн. школа (1900; имеет ф-ты, отделения и ин-ты; ок. 8 тыс. студентов), Ун-т в Тромсе (1968; состоит из ин-тов, готовящих специалистов по медицине, биологии, математике и физике, филологии, обществ, наукам, рыбному промыслу). Имеются также вузы неуниверситетского профиля (коммерч., пед., с.-х., архитектурный, теологич. и др.).

С 1969 в стране создаются региональные высш. школы (Distrikthgskole), готовящие специалистов по разл. профессиям (управление, обработка информации, здравоохранение, социальное обеспечение и т. д.) с учётом местных потребностей. Правила приёма аналогичны вузовским. В ряде школ ведётся подготовка по программам первых 2 курсов ун-тов. Нек-рые -региональные вузы развернули переподготовку и повышение квалификации специалистов.

Педагогическое образование. Воспитатели дошк. учреждений получают подготовку на 2-3-летних спец. отделениях высш. пед. школ на базе осн. школы; учителя нач. кл. - на 3-летних отделениях высш. пед. школ на базе гимназии; учителя-предметники - в ун-тах и высш. пед. школах (учителя 7- 9-х кл. учатся 4,5-5 лет, учителя гимназии - 6-7 лет; пед. практика продолжается в течение полугода). Учителя-предметники преподают, как правило, две дисциплины. Для получения должности учителя трудового обучения необходимы стаж практич. деятельности не менее 2 лет на базе проф.-тех. школы и пед. подготовка в высш. школе.

Педагогическая наука и периодика. Иссл. в области пед. и психол. наук ведутся в Ин-те проблем образования (Institute for educational Research), созданном в 1936 при Ун-те в Осло, а также в соответствующей секции Норв. иссле-доват. совета в области естеств. и гуманитарных наук, созд. в 1949 (исследования в области психологии, педагогики и проблем образования взрослых).

Науч.-пед. периодика издаётся: в Осло - "Pedagogisk forskning" ("Пед. ежегодник"), "Den Hogre skolen" ("Высшая школа"), "Norsk skoleblad" ("Норвежская шк. газета"); в Тронхейме - "Norsk pedagogisk tidskrift" ("Норвежский пед. журнал").

Лит.: S a n d v e n J., Educational research in Norway in the twentienh Century, [Wash., 1963]; Hove O., The System of education in Norway, Oslo, 1968; M у h r e R., Pedagogisk idehistorie fra 1850 til i dag, Oslo, 1976; L a n g s l e t L., Uro i skolen, [Oslo], 1977; Те l h aug A., Pedagogjkk og politikk, Oslo, 1978.

Л. Г. Можаева.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета