Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Ольденбурги

Ольденбурги, педагоги, обществ, деятели, братья. Сергей Фёдорович О. [14(26).9.1863, с. Бянкино, ныне Нерчинского р-на Читинской обл., - 28.2.1934, Ленинград], востоковед, археолог, этнограф, организатор науки, акад. АН СССР (акад. Петерб. АН с 1900). В 1904-29 непременный секр. АН. Окончил ф-т вост. языков Петерб. ун-та (1885). Преподаватель (с 1889) и проф. (с 1894) там же. Вместе со своим братом Фёдором Фёдоровичем О. был одним из идейных руководителей студенч. науч.-лит. об-ва, ставившего целью распространение грамотности, издание книг для народа. Члены об-ва (В. И. Вернадский, В. В. Келлер, И. М. Гревс, Д. И. Шаховской, А. И. Ульянов, Н. В. Чехов) сотрудничали с изд-вами "Товарищество И. Д. Сытина" и "Посредник", вели работу в К-те грамотности. По свидетельству Гревса, братья Ольденбурги были "символами целого направления, к-рое вносило в рус. общество свободу и культуру".

Сергей Фёдорович был одним из организаторов Лиги образования. С 1905 видный деятель партии кадетов; депутат 4-й Гос. думы, в 1912-17 чл. Гос. совета от академич. курии.

После Февр. рев-ции 1917 выступал за учреждение Мин-ва изящных иск- в (охрана памятников, "насаждение" иск-ва в широких массах народа и др.). С мая 1917 чл. ЦК партии кадетов, в своей полит, программе отводившей особое место вопросам организации просвещения на началах свободы, демократизации и децентрализации (поощрение частной и обществ, инициативы, облегчение перехода к высш. ступеням образования, автономия и увеличение числа ун-тов и др. вузов, введение всеобщего бесплатного и обязат. обучения в нач. школе и подчинение её органам местного самоуправления, развитие внешк. и проф. образования). В июле - сент. 1917 мин. нар. просвещения Врем, пр-ва (его заместители - графиня С. В. Панина и Вернадский). Руководитель комиссии по науч. учреждениям и чл. комиссии по реформе высш. уч. заведений, рассматривавшей проекты создания ун-тов в Перми, Ростове-на-Дону, Иркутске, Тифлисе, Ташкенте, Таврического; Тифлисского политехн. ин-та, Киевского геогр. ин-та, Екатеринославских высш. женских курсов, а также реорганизации

Демидовского лицея в Ярославский ун-т При участии О в комиссии обсуждались планы создания сети высш уч заведений, реформы фармацевтам образования, учреждения статистич ин-та, реорганизации Лесгафтовских курсов, был утвержден устав евр ин-та теологии Началась работа по передаче церковноприходских школ и учительских семинарий в ведение МНП (закончившаяся при преемнике О на посту министра нар просвещения, также чл ЦК партии кадетов С С Салазкине) Был организован ряд частных уч заведений, дававших повышенное образование клинический ин-т великой княгини Елены Павловны, Грузинский ун-т в Тифлисе, польские филос -религ курсы в Петрограде Было улучшено материальное положение про-фессорско-преподават состава Под руководством О обсуждались проекты организации франко-рус ин-та с техн уклоном и обучением на франц яз и об образовании Укр АН в Киеве

После Окт рев-ции О, выражая тревогу за судьбу отеч науки и культуры, оказался, по словам А В Луначарского, "одним из самых крепких и самых нужных звеньев между сов властью и крупнейшей мировой и нашей интеллигенцией и сыграл в этом отношении выдающуюся роль" Инициатор (1922) и пред Комиссии учета и изучения науч сил при АН, ред серии справочников "Наука и науч работники СССР" (в 5 частях, 1928-34) В 1930-34 директор Ин-та востоковедения АН СССР (созданного на базе руководимого им с 1916 Азиат музея)

Автор трудов по индологии и иранистике, фольклору, иск-ву, этнографии народов Востока, а также России и Зап Европы Руководил науч экспедициями в Воет Туркестан (1909-10, 1914-15) Инициатор ряда рус науч экспедиций в Центр Азию и Тибет Руководитель издания междунар серии "Bibhotheca buddhica Собрание буддийских текстов" (с 1897)

Лит Академик С Ф Ольденбург К 50-летию науч обществ деятельности, Л, 1934, "Память", в 3, M, 1978, Париж, 1980, с 447- 454, С Ф Ольденбург Сб, M, 1986 (библ)

M E Голостенов

Федор Федорович [1862- 23 7(5 8) 1914], педагог, деятель образования По окончании ист -филол ф-та Петерб ун-та (1885) преподаватель педагогики и психологии в пед классах одной из жен гимназий в Петербурге С 1887 до конца жизни педагог-руководитель в Тверской жен учительской школе им II П Максимовича, заведовал уч -воспи-тат частью, преподавал педагогику, психологию, методику, вел пед практику Школа была 5-летней, большое место в ее общеобразоват курсе отводилось предметам естеств -матем цикла, изучению рус языка Много внимания уделялось эстетич воспитанию, в т ч через систему внеклассных занятий (выпуск лит сборников, устройство спектаклей, лит и муз вечеров, чтений и т п)

Последователь К Д Ушинского в области дидактики, О работал над обновлением содержания пед образования на f основе тесной связи психол -пед дисциплин, методики нач обучения, истории педагогики с уч -воспитат практикой Создал обоснованную систему пед практики, к-рая предусматривала наблюдения практиканток за учащимися, посещение открытых уроков учителей школы или самого О, подготовку практикантками своих уроков, включая чтение метод лит-ры, консультации, подготовку пособий, составление конспектов уроков, проведение опытных уроков и их последующий подробный разбор (т и беседы) После практич занятий в образцовом уч-ще при школе в течение всего последнего года обучения выпускницы выезжали в сел школы на 2 нед для самостоят проведения всех видов работы учителя Стремясь избежать формализма в преподавании пед дисциплин и оживить его, О широко использовал худож лит-ру, подчеркивая, что она имеет глубокое пед содержание В то же время он считал необходимым освоение полного систематич курса педагогики В своей работе О практиковал сочинения учениц на воспитат темы, рассматривая их как средство развития пед мышления будущего учителя

О изучал постановку обучения в школах Тверской губ, выезжал в Англию и Германию для знакомства с опытом общеобразоват школ и пед уч заведений Способствовал распространению пед и науч знаний среди учителей нач и ср школ Тверской губ, основав в 1907 пед кружок (насчитывал ок 170 чел), ежегодно публиковавший в местной печати свои отчеты Был создателем и руководителем земского справочно-пед бюро О положил начало организации текущей шк статистики в России В 1913-14 по совместительству читал курс лекций "Земство и нар образование" на экон отделении Петерб политехн ин-та Принимал активное участие в работе общеземских съездов по нар образованию (1911) и статистике нар образования (1913)

Лит Клевенскии М, Ф Ф Ольденбург (Некролог), "Вестник воспитания", 1914, № 6, Чехов H В, Ф Ф Ольденбург (Не кролог) "Рус школа" 1914 J * 9-10 Ф а л -б о p к Г Ф Ф Ольденбург 1862-1914 (Некролог), "Школа и жизнь", 1914 №34, Корни л о в А А Воспоминания о юности Ф Ф Ольденбурга, "Рус мысль", 1916, авг, С л а невский В V, К истории Тверской учительской школы II П Максимовича, СП, 1946, ММ-5 В У Сланевский

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета