Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Остроградский Александр

Остроградский Александр Федорович [1853 - 3.8 (22.7).1907, Петербург], сурдопедагог. Пед. деятельность начал в Александровском кадетском корпусе, откуда в 1885 перешел в Петерб. уч-ще глухих, хотя и не имел спец. сурдопед. подготовки. В 1886 командирован в Германию, где ознакомился с т. н. звуковым методом преподавания. В 1887 приступил к перестройке организационно-метод. работы в Петерб. уч-ще на основе принципов, изложенных им впоследствии в "Руководстве к первоначальному обучению глухонемых детей по звуковому способу" (1889). Добивался приближения организации уч. работы и содержания обучения глухих к содержанию обучения слышащих детей в гор. уч-щах по Положению 1872. В 1893 выпустил "Книжку по грамоте" - пособие по усвоению грамматич. правил рус. языка. О. были также составлены и др. учебники и пособия, в частности "Рассказы из рус. истории со статьями о жизни первобытных людей" (1900) - первый спец. учебник по рус. истории для глухих. В 1897 открыл курсы для подготовки сурдопедагогов, в 1898 организовал выпуск журн. "Листок по обучению по звуковому способу глухонемых, воспитанию и призрению их".

Исследуя физиол. действия органов речи, О. пришёл к важному в пед. отношении выводу, что при несовершенстве органов речи на них можно воздействовать посредством спец. упражнений. Он разделил звуки рус. языка на концент-рич. группы по особенностям артикуляции. На помощь ребёнку в освоении звуков привлекались его руки и зеркало, что способствовало формированию восприятия речи на зрительной основе, а также за счёт кинестезич. и вибрационных ощущений. Эта, казалось бы, стройная метод, система в первонач. период обучения глухих не способствовала, однако, их общему умственному развитию. Её осн. недостатком было то, что обучение устной речи не отделялось от чтения с губ и обучения грамоте. Подчинение постановки звуков обучению грамоте приводило к сужению круга знаний глухого учащегося в нач. период обучения. Создавая методику обучения звуковой речи, О. не придавал также должного значения использованию остаточного слуха у глухих детей.

Лит.: Басова А. Г., Егорова С. Ф., История сурдопедагогики, М., 1984, гл. 11. А. Г. Басова.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета