Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Паблик скулз

Паблик скулз (Public schools), частные привилегиров. ср. школы в Великобритании, сохраняющие аристократич. традиции. Назв. "паблик скулз" ("обществ, школы") в 19 в. распространилось на группу т. н. классических грамматических школ с интернатами для мальчиков, поступавших в них из разл. графств. Условием поступления в П. с. стала высокая плата за обучение. Исключение делалось и делается в наст, время для одарённых детей из бедных слоев населения. Определяющее значение для становления П. с. имела деятельность Т. Ар-нолда (2-я четв. 19 в.). Введённая им в школе Регби система нравств. воспитания, уделявшая осн. внимание формированию качеств лидеров, была принята в других П. с. и сохранилась в совр. школах этого типа. Одновременно с делением на уч. классы по возрастам П. с. были разделены на "дома" (пансионаты), объединяющие школьников разных возрастов, где воспитат. функции выполняет не только учитель, но и гл. обр. сами ученики. Развилось ученич. самоуправление - общешк. префекты (старосты), избираемые из числа учеников, наделялись властью и правом решать большинство вопросов шк. жизни во всех её сферах. Значит, место отводилось религии и спорту как воспитат. средствам. Осн. задачей П. с. стала подготовка учащихся к продолжению образования в элитарных Оксфордском и Кембриджском ун-тах и воспитание подавляющего большинства будущих гос. деятелей, полит., военных и дипломатич. лидеров и высш. духовенства. Положение П. с. было закреплено законодательно в 1868. Кроме расширения классич. программ за счёт математики, естеств.-науч. дисциплин, новых языков и др. общеобразо-ват. предметов акт 1868 предусматривал создание пост, конференции директоров П. с., что способствовало их окончат, обособлению от грамматич. школ. Со 2-й пол. 19 в. число П. с. стало расти: в 1902 их насчитывалось 64; к 1937 - 130, где обучалось примерно 50 тыс. мальчиков. Помимо мужских существовали женские П. с., в к-рых также обучалось 5-6% мальчиков. В 30-40-х гг. не менее половины студентов ведущих англ, ун-тов были выпускниками П. с. В послевоенный период обсуждения шк. реформы радикальные круги предлагали ликвидировать П. с., но результатом дискуссий явилось только требование предоставлять в них 25% бесплатных мест учащимся гос. школ (Акт об образовании, 1944).

Классовая исключительность, высокая плата за обучение, приверженность традициям в изв. мере остаются отличит, чертами П. с. Однако в совр. условиях важное место имеет ориентировка выпускников на работу в пром-сти и науке, в содержание уч. планов введены программирование и микроэлектроника. К сер. 90-х гг. 20 в. в Великобритании численность П. с. существенно не изменилась, однако они, как и прежде, продолжают оставаться своеобразными пед. и дидактич. эталонами для подражания как в своей стране, так и за рубежом. Наиб, известностью пользуются 9 ари-стократич. ("великих") П. с.: Винчестер (осн. в 1378), Итон (1441), Шрусбери (1551), Вестминстер (1566), Регби (1567), Харроу (1571), Школа Св. Павла (16 в.), Школа об-ва портных (16 в.), Чартерхаус (1609).

Лит.: МарцинковскийИ. Б., Англ. паблик скулз, Таш., 1966; Snow G. The public schools in the new age, L., 1959; G a thorne-Hardy J., The public school phe-nomenon, L., 1977; Harmondsworth, 1979; R a e J., The public school revolution. Britain's inde-pendent schools 1964-1979, L. - Boston, 1981; McConnel J., English public schools, Norton, 1985. И. Б. Марцинковский.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета