Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Правовое воспитание

Правовое воспитание, формирование правового сознания и поведения юного гражданина. Система П. в. определяется характером и политикой гос-ва. П. в. часто рассматривается в рамках гражданского воспитания. Эти направления воспитания имеют много общего, но П. в. в большей степени ориентировано на осознанное восприятие юрид. законов, правовых норм и обязанностей.

Правовая норма - идеальная модель должного поведения человека в обществе. Реальное воздействие правовой нормы на поведение личности зависит от соответствия юридич. предписаний реальным потребностям общества, от состояния законности, психол. готовности личности соблюдать предписания, выраженные в типичном поведении участников обществ, отношений. Взаимодействие права и ребёнка осуществляется гл. обр. опосредованно, через родителей и взрослых, участвующих в его воспитании. Не являясь в полной мере дееспособным гражданином, ребёнок находится под защитой закона; его особый статус закреплён во Всеобщей декларации прав человека (1948) и в между-нар. Конвенции о правах ребёнка (1989). В условиях семейного и шк. воспитания ребёнок органично усваивает привычки правомерного (согласующегося с нормами права) поведения, осн. знания о нравств. и правовых нормах, а также первичные навыки социальной деятельности.

Термин "П. в." появился в 20 в., но право всегда - как в авторитарных, так и в демокр. обществах - считалось важным элементом воспитания гражданина. В антич. культуре Сократом, Платоном, Аристотелем было сформировано ставшее традиционным для европ. стран представление о гражд. добродетели как неотъемлемой черте гражданина, где важное место занимала законопослушность. Аристотель особо подчёркивал роль закона в воспитании добродетельности в кн. X "Никомаховой этики". В Др. Риме это положение развивали Цицерон, Квинтилиан и их последователи. Идеи гражд. воспитания, рассматриваемые в тесной связи с правом долженствования, получили распространение в эпоху Возрождения, особенно во Флорентийской республике (15 в.), в воззрениях представителей школы "гражд. гуманизма" (П. Верджерио, Л. Бруни и др.). Исполнение гражд. долга связывалось с подчинением закону, праву. Эти традиции были развиты в трудах мыслителей эпохи Просвещения. С кон. 18 в. в гос. шк. системах стали вводиться уч. курсы законоведения, моральных и политич. наук и т. п. для гимназий и др. школ, а с кон. 19 в. - гражд ановедение.

В России проблема преподавания и изучения гос. законов возникла с утверждением просвещённого абсолютизма и первыми попытками создания системы гос. школ. Из идей просветителей Екатерина II допускала лишь те, что не угрожали монархии. В то же время для неё были характерны и такие высказывания, как "законоположение должно применяться к народному умствованию", "для введения лучших законов необходимо потребно умы людские к тому приготовить" ("Наказ" имп. Екатерины, 1907, с. 57-58). В 1783 по высочайшему повелению императрицы было издано предназначенное для чтения в нар. гор. уч-щах пособие "О должностях человека и гражданина". Изучение законов включалось в контекст морального воспитания.

Вопросы воспитания гражд. добродетели и законопослушания освещены в трактате А. Ф. Бестужева и его курсе морали для кадетских корпусов.

В 19 в. в России задаче воспитания законопослушных граждан уделяли большое внимание демокр. круги (от А. Н. Радищева до земской интеллигенции) и представители "официальной народности". Законодательство в той или иной степени изучалось в разл. уч. заведениях. Традиции преподавания права в России основывались на офиц. подходе "государственной" школы (Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, С. М. Соловьёв и др.). В то же время значительное влияние оказывала школа "естественного права" (С. И. Гес-сен, Б. А. Кистяковский, П. И. Новгородцев, Л. И. Петражицкий и др.).

Правовое обучение в России отличалось от подобного процесса в Европе и Америке. Если в европ. странах акцент делался на воспитании члена гражд. общества, наделённого естественными и неотъемлемыми правами (напр., курс "Гражданове-дения" во Франции, 2-я пол. 19 в.), то в России гл. задачей являлось законопослу-шание верноподданного гражданина.

В нач. 20 в. подходы рус. и заруб, педагогов к роли права значительно сблизились. В России появился перевод 26-го изд. уч. книги Г. О. Арнольда-Форстера - "Права и обязанности юного гражданина" (1906), предназначенного изначально для юных граждан Великобритании.

Во мн. гимназиях, общеобразоват. и спец. школах для трудящихся в России преподавался курс социологии Г. А. Энгеля, к-рый имел разл. названия: законоведение, обществоведение, введение в теорию гос-ва и права. После Окт. 1917 именно Энгель стал автором первого сов. учебника для школ по социологии (1919), где проводилась мысль об общепед. значении П. в., о взаимосвязи права и морали как разл. регуляторов поведения, влияющих на уровень гражданственности личности. П. Ф. Каптерев высказывал идею о воспитании чувства законности у детей. В работе "Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей" (1908) он утверждал, что именно в школе дети "получают основы гражданского образования и где обычное обучение при помощи директоров и преподавателей есть только средство для достижения другой, главнейшей и существеннейшей цели гражданского воспитания детей" (Каптерев П. Ф., Избр. пед. соч., 1982, с. 248). Подобная точка зрения высказывалась в работах педагогов 1-й четв. 20 в.: "Конституция республики учащихся" К. Н. Корнилова (1917), "Основы социального воспитания в народной школе" Н. Н. Иорданского (1918-19), "Нравственно-правовые представления и самоуправление у детей" (1925) и др.

В программу первых сов. курсов обществоведения были включены вопросы изучения гос. строя бурж. гос-ва и Сов. гос-ва. По программам Единой трудовой школы учащиеся изучали Конституцию страны, систему организации сов. власти в центре и на местах, сущность сов. исполнит, органов власти, избират. прав трудящихся. Были попытки соединить обучение по этим проблемам с организацией дет. среды, напр. в образцово-показательных уч. учреждениях, таких, как 1-я опытная станция Наркомпроса и колония "Бодрая жизнь" под руководством С. Т. Шацкого.

Вопросы правосознания подрастающего поколения рассматривались П. П. Блон-ским. Он выделял значение живого ист. разбора, конкретных форм общественно-гос. устройства общества взамен сухого и формального комментария конституций и уставов разл. учреждений. Им были предложены формы и приёмы изучения школьниками политико-правовых ин-тов общества (суд, социальная мораль, парламент, мин-во и пр.). Блонский считал возможным создание курса гражд. воспитания, куда включались бы и частные вопросы формирования правосознания личности: 1-я часть - описание органов гос-ва и общества, 2-я часть - социальная мораль (связь личной жизни с общественной и необходимость солидарности, идея справедливости, уважение к человеческой личности, братство людей, благо гос-ва как высш. благо, участие в обществ, деятельности как нравств. обязанность).

А. С. Макаренко, реализуя в 20-30-х гг. свою воспитательную систему, связывал разумное отношение к вопросам поведения школьников, выработку положительных привычек детей с формированием сознат. отношения к праву и дисциплине. Однако существовавший в сов. обществе 30-х гг. правопорядок отразился и на деятельности педагогов, на содержании правового обучения и воспитания. Мн. пед. идеи или не были реализованы или искажались.

В послевоен. годы П. в. было сведено фактически к правовому просвещению в рамках изучения Конституции СССР. В 40-х - нач. 50-х гг. пед. разработки проблем П. в. ограничивались гл. обр. методикой школьного преподавания осн. положений сов. конституции.

Разл. модели П. в. в последующие десятилетия также далеко не всегда выдерживали проверки их практикой. Так, один из первых сов. исследователей гражд. и правового воспитания Д. С. Яковлева отмечала специфич. задачи П. в. (1970): приучение к строгому соблюдению осн. прав и обязанностей граждан не по принуждению, а по убеждению; активное участие школьников в борьбе за соблюдение социалистич. законности; воспитание чувства хозяина страны; предупреждение правонарушений (Яковлева Д. С., Стимулы и мотивы общественной деятельности учащейся молодёжи, 1970). Однако такие глобальные задачи в практике испытывали сопротивление социальной среды и не могли быть реализованы.

Идея 70-80-х гг. о необходимости широкого развития правоохранительного движения подростков достаточно аргументирование оспаривается в 90-х гг.

Психол.-пед. исследования показали, что достичь в шк. возрасте развитого правового сознания не представляется возможным. Поэтому ряд специалистов считает, что нецелесообразно ставить перед П. в. нереальные задачи. Учащимся необходимо давать представления о правовых нормах общества, влияющие на формирование социально полезных установок, и стимулировать их активную деятельность в этом направлении, способствующую накоплению позитивного опыта. Знакомство учащихся с правовыми аспектами гос. деятельности, основами законодательства особенно важно в условиях роста преступности детской, увеличения удельного веса правонарушений, совершённых подростками, в общем числе преступлений, расширения влияния антисоциальной субкультуры на детей и молодёжь. Только педагогически и целесообразно организованная пед. деятельность в области П. в., формирующая установки на уважение к закону, интерес к праву и направленная на поиск наиб, эффективных путей реализации правовых предписаний общества, осуществления своего гражд. долга в правовой сфере, может быть признана социально полезной, приемлемой для гражданина страны.

Задачи П. в. в Рос. Федерации требуют изменения подходов к его содержанию на основе признания примата междунар. прав человека и Конвенции о правах ребёнка и разработки его практич. методики.

Правовое сознание и поведение детей и подростков нельзя формировать обособленно, отдельно от др. форм сознания. Необходима интеграция разл. знаний об обществе, включая правовые, и использование доступных форм донесения их до ребёнка. Одним из первых таких курсов является "Граждановедение" ("Обще-ствознание"), призванное формировать правовую культуру школьника на основе раскрытия всей гаммы общечеловеческих ценностей, составляющих общую гуманистич. культуру личности. Правовые представления детям даются в тесной связи с реальными проблемами жизни, через них формируются соответствующее отношение, правовые чувства и убеждения.

В уч. процессе в 90-е гг. наиб, перспективна идея интегративного подхода к формированию правосознания учащихся посредством как создания спец. воспита-тельно-образоват. курсов (типа "Человек и общество", "Граждановедение"), так и реализации в курсах истории, экономики, биологии, лит-ры и др. задач П. в. В школах Рос. Федерации активно используется курс "Граждановедение" (5-9-е кл.), к-рый позволяет не только рассмотреть вопросы права в разл. жизненных ситуациях, но и смоделировать деятельность детей по решению проблем правового характера при пед. руководстве взрослых.

В большинстве стран мира изучение права ведётся по программам гражд. воспитания. В США имеются программы, нацеленные на развитие у детей чувства гражданственности. Опираясь на раскрытие пед. аспектов осн. обязанностей и прав гражданина, педагоги разрабатывают методику воспитания. Школа стремится правильно формировать представление детей о свободе, равенстве в "общем школьном доме".

Нек-рые педагоги пытаются смоделировать черты гражданина 21 в. (напр., В. Ньювелл, Ун-т Майами), к ним относят: гражд. грамотность (умение высказывать обоснованное суждение по осн. совр. проблемам от экономики до экологии); критич. мышление, обществ, совесть (умение определять добро), терпимость (к др. верованиям, культуре, обычаям) и плюрализм мнений, глобальное гражданство ("общий мировой дом"), полит, активность.

Во Франции существуют уч. программы, раскрывающие вопросы П. в. для учащихся образоват. школ, лицеев. Даже для детей дошк. возраста в сер. 80-х гг. разработано пособие П. Гамарра и Ж. Эпин "Гражданское воспитание: что это сегодня?" с рисунками и доступным текстом, в к-ром авторы стремились рассказать малышам о стране и "общем мировом доме", ознакомить их с полит, устройством Франции, объяснить такие понятия, как нация, республика, её символы, обязанности граждан, и ввести детей в круг вопросов о правах человека, обществ, безопасности и междунар. сотрудничества.

Лит.: Блонский П. П., Школа и общественный строй, в его кн.: Избр. пед. соч., М., 1961; Головченко В. В., Эффективность правового воспитания, понятие, критерии, методика измерения, К., 1985; Правовое воспитание молодежи, К., 1985; Лукашева Е. А., Право, мораль, личность, М., 1986; ТатаринцеваЕ. В., Правовое воспитание. Методология и методика, М., 1990.

В. В. Берман.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета