Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Спорт

Спорт детский и юношеский (англ, sport, сокращение первонач. disport - игра, развлечение), система организации соревнований и занятий по разл. комплексам физич. упражнений с целью совершенствования физич. подготовленности, духовных и волевых качеств личности, достижения высоких результатов в состязаниях. С. как составная часть физического воспитания детей и юношества, связанная с физической культурой в школе, входит также в систему внешкольного (дополнительного) образования.

В России дет. организованный С. в основном ограничивался отд. занятиями учащихся нек-рых общеобразоват. школ, гимназий и др. уч. заведений (катание на лыжах и коньках, игры на воздухе, плавание и др.). С 1909 Мин-во нар. просвещения предпринимало попытки проводить систематич. спорт, занятия школьников, начали проводиться спорт, соревнования. С 1910 С. также развивался как часть скаутизма.

Важное значение спорт, занятий, рит-мич. гимнастики, игр и т. п., индивид, физич. совершенствования отмечалось в "Декларации об Единой трудовой школе РСФСР" (1918). В 20-х гг. развитию С. способствовала воен.-физич. подготовка школьников, организованная в рамках Всевобуча и включавшая занятия и соревнования по гимнастике, лёгкой атлетике, спорт, играм, фехтованию, лыжам, конькам и др. видам упражнений. По мере становления системы всеобщего образования с кон. 20-х гг. в общеобразоват. школах стали организовываться разл. физкультурные кружки, члены к-рых участвовали в спорт, соревнованиях, спартакиадах. Осн. этапы спорт, подготовки учащихся определились после утверждения (1931) программы комплекса "Готов к труду и обороне" (дет. ступень - "Будь готов к труду и обороне"). В 1934-35 возникли дет. спорт, школы (с 1963 дет. юношеские спорт, школы, ДЮСШ). С 1954 проводились всесоюзные спартакиады, к-рым предшествовали внутришкольные, гор., обл. и респ. соревнования юниоров. Спорт, занятиям учащихся уделяли большое внимание ВЛКСМ и Всесоюзная пионерская орг-ция, при поддержке к-рой в 60-80-х гг проводились многочисленные соревнования, в т ч массовые популярные на приз газ "Пионерская правда" "Кожаный мяч" (футбол), "Золотая шайба" (хоккей), "Серебряный мяч" (волейбол), "Сила и грация" (гимнастика), "Олимпийская снежинка" (коньки), "Веселый дельфин" (плавание), "Пионерское четырехборье" (легкая атлетика) и др Нек-рые из этих соревнований продолжаются и в Рос Федерации (с 1991)

Осн формы С - уч -тренировочные групповые и индивид занятия и соревнования Возраст, с к-рого рекомендуется начинать эти занятия детям, зависит от специфики вида спорта Напр, спорт гимнастике, плаванию, фигурному катанию на коньках детей начинают обучать с 5-7 лет, а тяжелой атлетике и боксу - с 12-14 лет Система спорт подготовки подразделяется на 3 этапа предварит общую подготовку (5-10 лет), нач специализацию (11-13 лет), углубленную тренировку (13-19 лет) В школе организуются физкультурные и спорт кружки (в классах и по группам классов), команды, секции по массовым и техн видам спорта (раздельно для мальчиков и девочек), проводятся вну-триклассные, школьные и межшкольные соревнования

Внешкольная спорт работа осуществляется в специализиров школах, домах и центрах дет творчества, в летних и зимних оздоровит лагерях, дет парках, на стадионах, в клубах (спец горнолыжных, водного спорта и др) Создаются дет -юношеские спорт школы (ДЮСШ), к-рые готовят юных спортсменов, оказывают метод помощь образо-ват школам, срок обучения 9 лет (первые 2 года - нач подготовка, затем 3-4 года - занятия в уч -тренировочных группах и 3 года - спорт совершенствование) Специализированные дет -юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР) воспитывают спортсменов высш разрядов для спорт об-в, сборных команд страны и т и, школы высш спорт мастерства (ШВСМ) тренируют будущих мастеров спорта Рос Федерации и междунар класса

Для занятий определенным видом спорта привлекаются дети, обладающие природными способностями и хорошим физич развитием При отборе учащихся в спорт школы и кружки проводится тестирование и оцениваются конкретные спорт данные Окончательно спорт специализация определяется после многолетнего систематич обучения и изучения каждого спортсмена Науч планирование занятий предусматривает 3 возрастных этапа 7-14, 15-16 и 17-18 лет с учетом индивид и общих (для групп спортсменов) перспективных программ тренировок Спорт подготовка включает психол, физич, техн и тактич аспекты В психол подготовке акцентируется формирование нравственных и волевых качеств спортсмена (целеустремленность, упорство, инициатива, решительность, смелость, самообладание, эмоц устойчивость в экстремальных условиях спорт состязания и др) Большое внимание уделяется воспитанию учащихся в духе честной спорт борьбы, взаимопонимания и взаимопомощи

Физич подготовка направлена на формирование гармонич телосложения, развитие двигат качеств (сила, быстрота, выносливость, координация и др) Различают общую физич подготовку и специальную (для конкретных видов спорта) Разработаны спец методики повышение ловкости достигается совершенствованием пространственной и временной точности и согласованности движений и мышечных усилий, сила и быстрота - методами повторных упражнений, динамич усилий и больших нагрузок, гибкость - с помощью упражнений на растягивание, выносливость - через длит нагрузки умеренной интенсивности, повышение силовой и скоростно-силовой выносливости - системой спец упражнений (прыжки, метание, подтягивание на перекладине и др)

Техн подготовка состоит из общей (расширение двигат опыта школьника) и специальной (обучение рациональным способам выполнения упражнений) Совершенствование спорт техники позволяет довести техн мастерство до высш уровня, отвечающего совр спорт требованиям Уч -тренировочные занятия с детьми не должны ставить оси целью достижение ими высоких результатов, т к форсирование физич нагрузок, не соответствующих возрастным, половым и индивид особенностям детей, тормозит рост и физич развитие организма Объем и интенсивность тренировочной работы с учащимися наращиваются последовательно и постепенно

Для учащихся младшего возраста нагрузки необходимо чередовать с отдыхом и применять различные по характеру воздействия упражнения В дет и юношеском С преобладает разносторонняя общая физич подготовка на всех этапах спорт тренировки

На нач ступени специализации в С большое значение имеет многоборность системы уч соревнований - выступления в разл видах С, что дает детям возможность проявить склонность ко мн видам физич упражнений

Уч -тренировочная работа состоит из подготовит, соревноват и переходного циклов (их продолжительность зависит от вида С, возраста и подготовленности спортсмена) Соревноват цикл имеет целью достижение и сохранение "спорт формы", переходный - активный отдых и постепенное подведение спортсменов к занятиям в след году Осн организац форма спорт тренировки - занятие (групповое и индивидуальное), состоящее из разминки (10-30 мин), основной части (0,5-2 ч) и заключительной (3-5 мин) Со всем тренировочным процессом органически связаны соревнования, к-рые делятся на собственно спортивные, нормативные, подготовительные, контрольные, а также отборочные, квалификационные, показательные и др

Важным средством физич развития, а также отдыха и общения являются спорт игры Они разносторонне воздействуют на организм учащихся, их эмоциональность Кроме того, присутствие на соревновании часто вызывает у детей желание самим заняться конкретным видом С Для спорт игр характерна большая пси-хич напряженность участников, проявляемая с особым драматизмом в кульми-нац моменты противоборства соперников Действия каждого игрока оцениваются в зависимости от результата, достигнутого командой, что требует подчинения интересов каждого участника целевой установке и наилучшим образом воспитывает волевые качества личности, умение владеть своими чувствами

Для уч -тренировочных занятий и соревнований используются закрытые и открытые спорт сооружения, имеющиеся в общеобразоват школах и др уч заведениях, внешк учреждениях, а также по месту жительства К закрытым сооружениям относятся спорт залы (многоцелевые и специализированные), плават бассейны, открытые площадки для баскетбола, волейбола, поля для футбола, метания и др, дорожки (легкоатлетические, конькобежные и др) Комплексным спорт сооружением является спорт стадион, включающий спорт ядро (легкоатлетич дорожки, 2-4 сектора для толкания ядра, прыжков и метания снарядов, игровое поле и дорожки для бега с препятствиями), арену, трибуны для зрителей Расчетные нормы стр-ва спорт сооружений определяются, в частности, пед требованиями к их проектированию H -и работу по С ведут Ин-т возрастной физиологии РАО и Всерос НИИ физич культуры и спорта, кафедры пед и физкультурных вузов

Лит Филин В II, Воспитание физич качеств у юных спортсменов, M, 1974, Филин В П, Фомин H А, Основы юношеского спорта, M 1980, Теоретическая подготовка юных спортсменов M, 1981, Богданов Г II, Школьникам - здоровый образ жизни (Внеурочные занятия с учащимися по физич культуре), M, 1989, его же, Будьте здоровы' Оздоровительная физич культура Спорт и туризм в клубной кружковой работе с молодежью и взрослыми, M, 1990, Богданов Г П, Утенов О V, Система внеурочных занятий со школьниками оздоровительной физич культурой, спортом и туризмом, Нукус, 1993 Г. П. Богданов.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета