Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Средние профессиональные учебные заведения

Средние профессиональные учебные заведения, средние специальные учебные заведения, осуществляют ср. проф. образование, подготавливая специалистов ср. звена для предприятий, организаций и учреждений разл. отраслей экономики, культуры, образования, здравоохранения и др. Представляют обучающимся общеобразоват. и проф. программы на базе основного общего, полного среднего общего и нач. проф. образования.

В Рос. Федерации ср. проф. образование осуществляется в колледжах, техникумах (политехникумах), уч-щах, ср. спец. уч. заведениях-предприятиях (учреждениях). Техникумы (политехникумы) - самостоят, уч. заведения. Они готовят специалистов в основном для пром-сти, с. х-ва, транспорта и связи. Уч-ща готовят специалистов гл. обр. для отраслей т. н. непроизводств, сферы и подразделяются на пед., мед., иск-ва и нек-рые другие. Иногда назв. уч-ща традиционно носят уч. заведения авиации, мор. и речного флота.

Ср. спец. уч. заведение-предприятие - самостоят, уч.-производств, комплекс, реализующий проф. образоват. программы ср. проф. образования и осуществляющий производств, деятельность, направленную на повышение уровня проф. подготовки студентов. К ним относятся техникумы-предприятия, лесхозы-техникумы, лечебные учреждения-медучилища и др.

Колледж - самостоят, уч. заведение (или структурное подразделение ун-та, академии, ин-та), реализующее программы ср. проф. образования повышенного уровня. Колледжи открывают возможность их выпускникам получить высш. проф. образование по сокращённой ускоренной программе.

В Рос. Федерации и др. странах СНГ получили нек-рое развитие уч. и уч.-производств. комплексы, включающие в себя образоват. учреждения (нач. и ср. уровня), а также нередко предприятия, НИИ. Создание таких комплексов придаёт большую гибкость деятельности уч. заведений и позволяет лучше решать задачи преемственности (непрерывности) образования. Во многих С. п. у.з. наряду с работой осн. отделений получили развитие спец. отделения по переподготовке специалистов ср. звена, курсы по повышению квалификации работников в соответствии с целевыми заказами предприятий. Наиб, распространённый тип С. п. у. з. - техникум.

Осн. функции специалистов со ср. проф. образованием: в сфере материального произ-ва - подготовка и обработка техн., технол. и др. видов информации для реализации инж.-техн. и управленч. решений; управление деятельностью первичных звеньев произ-ва; обеспечение работы техн. и технол. систем и управление ими; в отраслях социально-культурного комплекса - проведение образоват. процесса, оказание доврачебной помощи, худож.-испол-нительская деятельность, организация работы учреждений культуры, предоставление сервисных услуг населению.

Первые ср. проф. (техн., мед., с.-х., пед. и др.) уч-ща и школы появились в Европе в 17 в. В России открывались: горнозаводские школы - на Урале; артиллерийская школа (осн. в 1712), воен. фельдшерская школа (1754), театральное уч-ще (1783), учительская семинария (с 1786), акушерская школа (1797) - в Петербурге; воен. фельдшерская школа (1764), коммерч. уч-ща (1772, 1804) - в Москве, и др. С развитием пром-сти, экономики и культуры в 19 в. стали создаваться пром., техн., коммерческие, с.-х. и др. уч-ща и школы, многие из к-рых накопили значит, пед. традиции: Моск. земледельческая школа (1822), моек. Комиссаровское техн. уч-ще (1886). Выпускники получали звание техника (по разл. специальностям), мл. агронома, помощника агронома и др. Специалистов для торгового флота готовили мореходные и судостроит. уч-ща, в т. ч. в Архангельске (1841), Ростове (1876), Одессе (1898). Во мн. городах открылись коммерч. уч-ща, учительские семинарии, фельдшерские школы. В 1914-15 действовало св. 400 С. п. у. з. (54 тыс. учащихся), в т. ч. 50 пром., строит, и транспортных, св. 20 с.-х. и землемерных, 65 фельдшерских и акушерских.

В первые годы сов. власти было организовано ок. 450 новых уч. заведений (получили наименование техникумов). В 1921/22 уч. г. работало 936 техникумов (123,3 тыс. учащихся), к-рые готовили кадры по почти 20 отраслевым группам специальностей. В 30-х гг. в СССР номенклатура специальностей значительно расширилась, были созданы вечерние и заочные отделения в техникумах (в 1930 - при 584 техникумах). Организованы новые техникумы на Урале, Д. Востоке, в Сибири, Казахстане и союзных республиках - преим. вблизи крупных пром. строек. В 1940 было 3,7 тыс. С. п. у. з. (974,8 тыс, учащихся, в т. ч. 787,3 тыс. на дневных отделениях). В годы Вел. Отеч. войны уч-ща и техникумы, учительские ин-ты выпустили ок. 340 тыс. специалистов. После войны действовало св. 4 тыс. техникумов и уч-щ (1007,7 тыс. учащихся). В 50-х гг. открыты специализиров. вечерние и заочные техникумы, расширена сеть подобных отделений при дневных уч. заведениях. Сеть уч. заведений к нач. 60-х гг. выросла незначительно (св. 3,4 тыс.), однако число учащихся увеличилось вдвое - 2,4 млн. В 70-80-х гг. число уч. заведений в СССР относительно стабилизировалось (в 1989/90 уч. г. - 4,5 тыс.; в 1980 - 4,3 тыс.), число учащихся стало снижаться (4611 тыс. в 1980; 4231 тыс. в 1989-90).

После распада СССР на терр. Рос. Федерации в 1993 действовало св. 2,6 тыс. гос. ср. спец. уч. заведений (2,09 млн. учащихся, в т. ч. на дневных отделениях - ок. 1,49 млн.). С 1991 впервые открыта подготовка специалистов ср. звена по специальностям: "Коммерческая деятельность", "Менеджмент", "Биржевая деятельность", "Маркетинг", "Аудит".

По организац.-правовым формам С. п. у. з. разделяются на гос., муниципальные, негосударственные.

С. п. у. з. имеют в своей структуре филиалы, уч.-консультац. пункты, подготовит, отделения, уч. и уч.-производств, мастерские и х-ва, уч. полигоны и т. п. В составе С. п. у. з. и при них могут быть производств, предприятия, др. орг-ции, деятельность к-рых определяется соответствующими нормативными положениями.

Приём в С. п. у. з. проводится по личному заявлению поступающих, имеющих основное или полное среднее общее образование или нач. проф. образование, по результатам вступит, испытаний. Порядок приёма регламентируется правилами и уставами образоват. учреждений. В соответствии с законом "Об образовании" граждане Рос. Федерации имеют право на конкурсной основе получить бесплатное ср. проф. образование в гос. уч. заведениях, если образование данного уровня приобретается впервые, а также по направлению служб занятости.

Содержание подготовки специалистов по специальности формируется образоват. учреждением на основе соответствующего гос. образоват. стандарта. Содержание образования определяется программами, разрабатываемыми и реализуемыми этим образоват. учреждением самостоятельно, с учётом примерных программ, предлагаемых гос. органами управления образования.

Для обучающихся в С. п. у. з. на базе основного или полного среднего общего образования разрабатываются, как правило, единые (совмещённые) уч. планы.

В С. п. у. з. используются осн. виды занятий: урок,лекция,семинар, практич. занятие, лабораторная работа, контрольная работа, самостоят, работа, консультация, практика, курсовое проектирование (курсовая работа), дипломное проектирование (дипломная работа). Воспи-тат. задачи реализуются в совместной уч., творческой, производств, деятельности студентов и преподавателей.

Пед. работник свободен (в рамках образоват. стандарта) в выборе и использовании методик обучения и воспитания, уч. пособий и материалов.

Уч. заведения, аккредитованные федеральным (центральным) гос. органом управления образованием, выдают лицам, полностью прошедшим обучение, документы (дипломы) об образовании

Общее руководство уч заведением осуществляет совет, в состав к-рого могут входить представители всех категорий работников уч заведения, учащихся и слушателей, а также представители заинтересованных предприятий, учреждений и орг-ций Председателем совета является директор (начальник) Разграничение полномочий между советом и директором (начальником) определяется уставом уч заведения

В ряде заруб гос-в (напр, в США) подготовка специалистов ср звена осуществляется в ср проф - рех и техн колледжах, техн ин-тах (часто объединяемых под назв послесредние или двухгодичные уч заведения) Они могут функционировать как ф-т или отделение 4-или 2-годичного колледжа или как самостоятельные 2-годичные колледжи составляют примерно 40% вузов США (ок 6 млн учащихся) Уровень и направленность спец подготовки в них в значит мере сходны со ср спец уч заведениями Рос Федерации Но на общеобра-зоват подготовку в них отводится незна-чит кол-во уч времени (напр, в технических - ок 10%) В США после 1960 стала быстро развиваться сеть младших колледжей В них принимаются лица с общим ср образованием (12 лет обучения), учащиеся могут выбрать программу мл курса вуза Обучение в младших колледжах платное Многие учащиеся выбирают сокращенный курс, к-рый дает возможность окончившему получить низшую техн должность в разл фирмах Во мн колледжах можно (за особую плату) дополнительно изучать разл профилирующие дисциплины Лучшие младшие колледжи США осуществляют обучение по большому кол-ву (60-100) профилирующих дисциплин

В Германии подавляющая часть юношей и девушек в возрасте 15-16 лет (ок 2/3 общего числа) после обязат шк обучения (10 лет) получают проф образование по дуальной системе, т с совмещая учебу и работу, 1 или 2 дня в неделю посещают проф школу, а 3-4 дня находятся на рабочем (учебном) месте Предприятия и орг-ции несут ответственность за практич подготовку будущих рабочих, а проф школа - за их теоре тич обучение Срок обучения - 3 года, завершается экзаменами с вручением свидетельства Спектр профессий достаточно обширен (ок 440) В 1969 инж и экон школы ср звена включены в систему высш образования под назв "высш проф школы" Сюда относятся разл типы техн уч-щ, вечерних школ и курсов, дающие возможность в течение от 1 года до 3 лет получить ср квалификацию

К аналогичным уч заведениям во Франции относятся университетские тех-нол ин-ты, где открыты вечерние курсы для обучения квалифициров рабочих и служащих, имеющих общее ср образование По окончании они получают университетский диплом техн подготовки, к-рый дает право на получение должности техника (помощника инженера) и служащего ср звена В техн лицеях готовятся техники, в т ч с дипломом бакалавра (имеющие право продолжать образование в вузе) Выпускники, как правило, принимаются фирмами на должности квалифициров рабочих, бригадиров (с личным выполнением конкретной квалифициров работы) Во мн лицеях есть еще отделения "высш техников", на к-рых дается дополнит теоре-тич и практич подготовка по специальности Выпускники обычно занимают младшие техн должности или работают техниками-конструкторами Ср спец образование во Франции дают также училища проф обучения и нек-рые другие (2-3 года обучения), принимающие лиц с дипломом бакалавра или техника Младшие колледжи - оси тип С и у з и в Японии (срок обучения - 2-3 года), в них принимаются выпускники ср школ В Г Шипунов Т В Поликарпова

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета