Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Суггестия

Суггестия (от лат suggestio - внушение, намек), процесс вербального (словесного) и невербального, эмоционально окрашенного воздействия на психику человека с целью создания у него определенного состояния, порождения нек-рых представлений, побуждения к к -л действиям Связана со снижением осознанности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логич анализа и оценки в соответствии с прошлым опытом и данным состоянием человека Содержанию сознания, усвоенному по механизму С, в дальнейшем присущ устойчивый и консервативный характер, оно с трудом поддается осмыслению и коррекции, представляя собой совокупность "внушенных установок" (Д H Узнадзе) С (внушение) является одним из компонентов обычного человеческого общения, но может выступать и как специально организованный вид коммуникации, предполагающий некритич восприятие сообщаемой информации и противоположный убеждению

Осуществляется в форме гетеросугге-стии (внеш воздействия, внушения со стороны) и аутосуггестии (самовнушения) Объектом гетеросуггестии (сугге-рендом) может выступать как отд человек, так и группа, социальный слой и т д, источником С (суггестором) - индивид, группа, средства массовой информации

По методам реализации С подразделяется на прямое (императивное) и косвенное внушение, а также на преднамеренное и непреднамеренное Эффект С может возникать как следствие "эмоционального заражения" либо в процессе целенаправленного воздействия средствами рекламы, пропаганды и т и Прямое преднамеренное внушение заключается в использовании суггестором спец "словесных формул" ("установок"), к-рые внедряются в психич сферу суггеренда и становятся активными элементами его сознания и поведения Действием этого механизма гл обр объясняется эффект религ проповеди, полит манифеста, рекламного призыва

Содержание косвенного внушения включено в сообщаемую информацию в неявном, замаскированном виде и характеризуется неосознанностью, незаметностью, непроизвольностью его усвоения Косвенное внушение может быть как преднамеренным, так и непреднамеренным Экспериментально установлено, что переживания и представления, порожденные косвенным внушением, отличаются большей устойчивостью, тку субъекта возникает иллюзия, что они не навязаны ему, а порождены им самостоятельно

Эффективность С определяется свойствами суггестора (социальный статус, обаяние, коммуникативные навыки, интеллектуальное и личностное превосходство), особенностями суггеренда (степень независимости, критичности или, наоборот, внушаемости, конформности), отношениями, складывающимися между ними (доверие, авторитетность, зависимость и т д),способом конструирования сообщения (уровень аргументированности, характер сочетания логических и эмоциональных компонентов, подкрепление иными средствами - мимикой, жестами, действиями др человека, условиями окружающей обстановки)

С широко применяется в медицине для коррекции психич и соматич состояния больного (см Психотерапия) Аутосуг-гестия как метод лечебного самовнушения используется в разл вариантах, наиб известен из к-рых метод аутогенной тренировки При лечении неврозов (в частности, невротич расстройств речи) внушение и самовнушение направлены на обучение пациента приемам самоконтроля и саморегуляции психич состояний - концентрации внимания, мышечной релаксации (расслаблению), приемам уменьшения тревоги, страхов и др невротич состояний

В эксперим психологии С иногда служит приемом для направленного изменения эмоционального состояния, мотивации, установок личности

В педагогике предпринимаются попытки использования С в процессе обучения - т и суггестопедия (Г К Лозанов) В основе этой концепции лежит представление о том, что значит часть информации из внеш мира воспринимается человеком на неосознаваемом уровне и потому для ее усвоения и воспроизведения необходимо высвобождение скрытых резервов человеческой психики, снятие т и антисуггестивных барьеров Напр, при восприятии слова его содержание подвергается анализу и логич обработке сознанием Но человек реагирует не только на слово, а и на целый комплекс сопровождающих его раздражителей - мимику, жесты, интонации и др Эти раздражители остаются на периферии сознания, однако впоследствии могут стимулировать воспроизведение соответствующих слов На этой основе, в частности, построена разработанная Лозановым методика обучения иностр языкам, позволяющая за короткое время усвоить значит объем языкового материала, не вызывая утомления и раздражения Т о, способность человеческого мозга к обучению используется в суггестопедии наиб естественным и эффективным путем Критика данной концепции основывается на том, что, обладая большими преимуществами в плане объема и скорости усвоения материала перед традиц методами обучения, суггестопедич методика в целом уступает им по качествам глубины, осознанности и прочности

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета