Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Сухомлинский

Сухомлинский Василий Александрович (28.9.1918, с. Васильевка, ныне Кировоградской обл., -2.9.1970, с. Пав-лыш той же обл.), педагог, ч.-к. АПН СССР (1957), канд. пед. наук (1955), засл. учитель школы УССР (1958), Герой Соц. Труда (1968), лауреат Гос. пр. УССР (1974). Окончил Полтавский пед. ин-т (1938). Пед. деятельность начал учителем укр. языка и лит-ры в сел. школах Онуфриевского р-на Кировоградской обл. В 1942-44 директор ср. школы в пос. Ува Удмуртской АССР, в 1944-48 зав. Онуфриевским роно, с 1948 директор Павлышской ср. школы.

С. - педагог-исследователь, автор работ по проблемам практич. педагогики (вопросы руководства школой, профмас-терства учителя, проблемы умственного, нравств., трудового, эстетич. и физич. воспитания).

С. создал оригинальную целостную пед. систему, основывающуюся на антро-пологич. подходе, гармонизации гуманистически ориентированных форм, средств и методов пед. деятельности, её субъектно-субъектном характере, признании личности ребёнка высшей ценностью процессов воспитания и образования. С. трактовал воспитание как процесс реализации неотъемлемо присущих ребёнку врождённых свойств, спонтанных реакций и импульсов. Вместе с тем большое значение он придавал и специально организованному воспитывающему социуму.

В 50-е гг. С. разрабатывал продуктивные пути соединения физич. и умственного труда школьников на основе опыт-нической, поисковой деятельности, прерогативы освоения учащимися средств познания над собственно знаниями. Специфичной являлась трактовка С. с.-х. труда как осн. средства развития личности, а не только пути подготовки учащихся к овладению профессией. Доминировали установка на переживание школьниками радости бескорыстного созидательного труда и эстетич. направленность форм и методов производств, деятельности.

В нач. 60-х гг. центральной для С. стала проблема коммунистического воспитания школьников, в к-рой автор видел средство формирования "мыслящих личностей" (а не беспрекословно выполняющих партийные команды людей). Это предусматривало отказ от абсолютизации подчинения и контроля со стороны коллектива, к-рые противоречили принципу свободы личности, препятствовали духовному и нравств. совершенствованию человека. В противовес нивелирующим тенденциям авторитарного воспитания С. утверждал гуманистич. педагогику, возвышающую человека над коллективом, апеллирующую к совести, основой воспитания считающую проблему человечности.

В структуру пед. науки С. включал категории этики - долг, честь, достоинство, добро, свободу. Особенность применяемых им пед. средств проявлялась в осуществлении воспитания через худож. образы в виде бесед, поучений, наставлении и заповедей, обращённых к учителям и ученикам, а также сказок, раскрывающих проблемы нравственности и др.

С сер. 60-х гг. С. исследовал широкий спектр проблем, связанных со стимулироваиием познават. деятельности учащихся. Он был убеждён, что, только превратив учение в радостный труд, можно решить задачу развития школьников. Важнейшим инструментом этого считал ощущение у учащегося успеха в учении, переживание радости познания. Для развития у ребёнка эмоциональной восприимчивости большую роль отводил элементам праздничности, красоты, обращал внимание на взаимосвязь нравств. воспитания и обучения. Акцент делался на расширение представлений детей об окружающем мире, развитие у них критичности мышления, на формирование системы моральных ценностей, а также умений и навыков самостоят, получения и использования информации. Большое внимание С. уделял переживанию детьми накапливаемого опыта, самостоят, раскрытию ими важнейших нравств. принципов. Важное значение имели "уроки мышления" среди природы. Чутко воспринимая диалектику уч. процесса, С. резко выступал против негативного отношения к словесным методам обучения и считал слово учителя важнейшим средством образования. Большую роль отводил созданию детьми совместно с учителями сказок, поэтич. и прозаич. миниатюр, стимулирующих развитие эмоционально-образного мышления ("Сердце отдаю детям", 1969). Худож. миниатюры прочно вошли в практику уч.-воспитат. работы Павлышской школы и используются совр. педагогами.

С. стремился к созданию в школе высо-конравств. шк. коллектива, в к-ром согласованно действовали коллектив педагогов - энтузиастов-единомышленников и сплочённый ученический коллектив. В таком коллективе не возникал вопрос о наказаниях, палитра воспитат. воздействий определялась атмосферой взаимопонимания. Регуляторами поведения становились нравств. нормы, добрые традиции. С. утверждал, что стимулирующий потенциал коллектива обусловливается тем положительным, что каждый ребёнок может внести в его нравств.-интеллектуальную атмосферу. Особое место в процессе формирования шк. коллектива занимала разнообразная совместная творческая деятельность учителей и учащихся, основой к-рой было переживание ими красоты природы. С. разработал комплексную программу "воспитания красотой", высоко подняв роль эстетич. воспитания школьников.

В целостном виде гуманистич. пед. идеи С. впервые представлены в "Этюдах о коммунистич. воспитании" (1967). Они воплощались в след, принципах: доверие и уважение к детской личности; превращение уч. деятельности школьников в захватывающий, насыщенный творческими открытиями процесс; ограничение сферы влияния коллектива на личность; воспитание без наказания - признание самоценности и неповторимости каждой отд. личности; воспитание у школьников свободы выбора. Взгляды С. на воспитание привели к противоречию с офиц. педагогикой и к острой дискуссии с её "консервативным крылом". "Этюды..." были подвергнуты уничтожающей критике, а сам С. обвинён в проповеди "абстрактного гуманизма".

В кон. 60-х гг. ведущей для С. становится трактовка формирующейся личности как самоценности, понимание воспитания как феномена, в значит, степени независимого от требований общества. Гл. целью воспитания выступало свободное развитие ребёнка как активной личности, раскрытие индивидуальности, способной противостоять нивелирующей тенденции офиц. педагогики. В центре пед. процесса, рассматриваемого как синхронное взаимодействие наставника и ученика, находился ребёнок с его интересами, творческими потенциями, на к-рые прежде всего и должны были ориентироваться учителя.

В последних произведениях С. ("Рождение гражданина", "Сто советов учителю", "Разговор с молодым директором школы", "Мудрая власть коллектива") проявляется ряд новых гуманистич. идей. Наряду с прежней установкой на интернациональное и атеистич. воспитание приоритет отдаётся укр. этнопедаго-гике, нар. ценностям. Пристальное внимание уделяется культовой основе воспитания - сказкам, мифам, поверьям, легендам. Вместо акцента на всестороннее развитие личности обосновывается идея иерархичности воспитания - ведущей сферой выступает духовность, опо-средующая др. черты личности.

С. были присущи убеждённость в отстаивании гуманистич. идеалов воспитания, органичное сочетание глубины содержания с худож. стилем изложения, обоснование теоретич. концепций собственной каждодневной пед. практикой. Всё это придавало его пед. наследию прогностич. характер, идеям и пед. технологиям - актуальность. Сам С. представлял идеал нар. учителя, "отдавшего сердце детям". Павлышская школа была науч. лабораторией, в к-рой весь пед. коллектив участвовал в многолетней опытно-эксперим. деятельности. Такие инновации, апробированные здесь как "Школа под голубым небом" и "Школа радости" (для 6-летних детей), психол.-пед. консилиумы, уроки этики и психологии семейной жизни для старшеклассников, родительская школа и др. впоследствии были внедрены в пед. практику.

Пед. наследие С. глубоко изучается на Украине, в России и за рубежом. Созданы Междунар. ассоциация В. А. Сухомлинского и Междунар. объединение исследователей С. В Павлышской школе действует (с 1975) пед. музей С.

С о ч.: Избр. произв., т. 1-5, К., 1979-80; Избр. пед. соч., т. 1-3, М., 1979-81; Сухом-линский о воспитании, M., 19805; Родина в сердце, M., 19802; Потребность человека в человеке, M., 19812; Об умственном воспитании, К., 1983; Книга о любви, М., 1983; Хрестоматия по этике, М., 1990; Человеческая личность неповторима, Курск, 1991; Что такое добро и зло, "Свободное воспитание", 1993, № 3.

Лит.: Соловейчик С. Л., Рассказывайте о Сухомлинском, "Юность", 1971, № 4; ТартаковскийБ. С., Повесть об учителе Сухомлинском, М., 1972; В о л к о в Г. Н., Сов. принцип народности в сочинениях В. А. Сухомлинского, Этнопедагогика, Чебоксары, 1974; его же, Парадокс Василия Сухомлинского, СП, 1993, №5; Азаров Ю. П., Гражданственность и человечность, "Коммунист", 1976, №8; Григорьев К., X а и д p о с Б., Пав-лыш - продолжение легенды, М., 1976; Филонов Г. Н., Выдающийся пед. талант, СП, 1978, №9; ВодзинскийД. И., Жизнь и пед. наследие В. А. Сухомлинского, Минск, 1979; P а в к и и 3. И., Сердце, отданное детям, НО, 1982, №1; Бор исовск и и А. М.,В. А. Сухомлинский, М., 1985; Пед. наследие В. А. Сухомлинского и совр. школа, М., 1988; Б о -гуславскийМ. В., Школа гражданственности и человечности, Кировоград, 1990; P о д -чанин Е. Г., Зязюн И. А., Гуманист. Мыслитель. Педагог. Об идеалах В. А. Сухомлинского, М., 1991; СухомлинскаяО. В., Идеи свободы в воспитании, "Свободное воспитание", 1993, J" 3; Ц ы б А. А., В. А. Сухомлинский, Новосиб., 1993; Мухин М. И., Гуманизм педагогики В. А. Сухомлинского, М., 1994; В. А. Сухомлинский. Биобиблиография, сост. А. И. и О. В. Сухомлинские, К., 1987.

М. В. Богуславский.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета