Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Сартр

Сартр (Sartre) Жан Поль (21.6.1905, Париж, - 14.4.1980, там же), франц. писатель, философ, обществ, деятель. Окончил Высшую нормальную школу (1929), преподавал философию в провинциальных лицеях. Роман "Тошнота" (1938) и сб. рассказов "Стена" (1939) способствовали его лит. известности. С началом 2-й мировой войны мобилизован. После разгрома Франции попал в лагерь военнопленных, в 1941 возвратился в Париж. С этого времени С. стал политически активным левым радикалом, непримиримым противником фашизма, империализма и колониализма, его идеал - "социализм и свобода". В 1943 в оккупированном немцами Париже издал кн. "Бытие и ничто. Очерк феноменологической онтологии". Способ обоснования и фразеология трактата отражают воздействие идей Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Г. В. Ф. Гегеля, но глубинная основа его вполне оригинальна. Феноменология, концепция сознания как субъективной самоданности резюмируется С. в категории "бытие-для-себя", где термин "для-себя" указывает на "рефлексивность", т.е. обращённость сознания на самоё себя как на самый характерный и определяющий его признак. Всякий акт сознания есть, вместе с тем, акт самосознания, существующего не в мысли, не в качестве абстрактно мыслимого предмета, а в живом непосредственном единстве сознания внешней вещи и себя самого - "бытие сознания есть сознание бытия". Это означает, в свою очередь, что сознание онтологически не самостоятельно, не субстанциально (как считал Р. Декарт, а за ним Гуссерль), но укореняется в бытии самом по себе, независимой материальной реальности. Феноменологич. метод, требующий описывать мир именно так, как он непосредственно выступает в сознании, позволяет узаконить любую персональную идиосинкразию, в частности сугубо негативную реакцию С. на материальность. Материя, по С., отвратительна, но человек живёт в "мире", к-рый является продуктом "синтетической связи" бытия и сознания. Все краски мира, его очарование и его ужас привносятся сознанием, к-рое само по себе в буквальном смысле слова "ничего" не представляет (отсюда "Ничто" в заглавии трактата), но высвечивает, оживляет и придаёт пространственно-временную перспективу инертной материальности. Как сплав бытия и сознания мир коррелятивен человеку, к-рый представляет собой "свободу в ситуации". В онтологич. смысле, "ситуация" означает непременную "связанность" свободы не только окружающими обстоятельствами времени и места рождения, психофизиол. конституцией, но и постоянной угрозой со стороны "другого", одним своим присутствием ("взглядом") превращающим личность в объект своей собственной свободной деятельности. Отсюда и отчаянное стремление человека "выскочить" из рамок онтологич. ситуации, его "желание быть Богом", т.е. достичь абсолютной самодостаточности "бытия-в-себе", сохранив за собой в то же время самосознание как коренное свойство "бытие-для-себя". Но это стремление неосуществимо, ибо внутренне противоречиво и представляет собой результат "неискренней веры", коренящейся в текучей природе сознания, постоянно поддерживаемой "нечистой рефлексией" самосознания, к-рая создаёт ложный образ человека, то как вещи, от к-рой ничего не зависит, то, наоборот, как всемогущей силы, не имеющей никаких ограничений.

Изображение человека, выпутывающегося из сетей "неискренней веры" и снова запутывающегося в них, составляет особенность худож. творчества С., и прежде всего его "театра ситуаций", как он называл свою драматургию. Наибольший обществ, резонанс получили его пьесы "Грязные руки" (1948), "Дьявол и Господь Бог" (1951), "Затворники Аль-тоны" (1960). Здесь на передний план выходит проблема полит, морали, особенно морали рев. действия. С. удалось воплотить идею неотчуждаемой личной ответственности не только за действие, но и за бездействие, равносильное соучастию в преступлениях.

Одновременно с этим в процессе интенсивной фил ос. работы С. приходит к выводу, что в совр. обществе, расколотом классовым антагонизмом, подлинная мораль "невозможна". После 1952 началось его сближение с марксизмом. Желая преодолеть догматич. окостенение марксизма, С. создал "Критику диалектического разума" (т. 1 вышел в 1960, т. 2, оставшийся незаконченным, - в 1985). С. поставил своей задачей обосновать возможность и необходимость материали-стич. диалектики, полагая, что в трудах основоположников марксизма диалектика выступала только как "сумма примеров". В соответствии с идеями раннего Маркса он рассматривает марксизм как "философию практики", и прежде всего практики классовой борьбы. Поставив на службу марксизму инструментарий экзистенциально-феноменологич. герменевтики, С. непреклонно и последовательно проводит материалистич. точку зрения, усматривая в "индивидуальной практике" основу и принцип организации всех социальных институтов и связей. Опираясь на фактич. материал из истории франц. и рус. революций, С. утверждал, что в условиях кризиса легитимно-сти социальное единство партии, класса, страны в целом может быть обеспечено только "концентрацией террора" в одной личности. Однако задуманная им филос. программа осталась неосуществлённой, вероятно, вследствие невозможности объяснить исключительно средствами материалистич. диалектики существование таких естеств. целостностей, как "народ", "культура", "история".

В творчестве С. поднят ряд пед. проблем. Концепция "неискренней веры" в её разл. преломлениях затрагивает как индивидуальное самосознание, так и межличностные отношения. Особое значение имеет исследование морали борьбы, допустимости и границ насилия. Анализ детства и его роли в формировании творческой личности получил отражение в разработанном С. жанре биографий (Г. Флобера и др.), интегрирующем филос. культурно-герменевтический и социально-ист, методы.

Лауреат Нобелевской пр. по лит-ре (1964; от премии отказался).

Соч.: L'etre et le neant, Р., 1943; Situations, t. l-10, P., 1947-76; Critique de la raison dialec-tique, t. l-2, P., 1960-85; L'idiot de la famille. Gustave Haubert de 1821 ä 1857, t. 1-3, P., 1971; Ecrits de jeunesse, P., 1990.

Лит.: С o n t a t M., R у b a l k a M., Les ecrits de Sartre, P., 1970; Schupp P. A. [ed.], The philosophy of Jean-Paul Sartre, La Salle, 1981; Aronson R., Sartre's second cri-tique, Chi.-L., 1987; H а у m a n R., Sartre: a life, N. Y., 1987; Thiel M., Jean-Paul Sartre: SchriftsteUer oder Philosoph, Hdlb., 1987; Киссель M. А., Дороги свободы Ж. П. Сартра, "Вопросы философии", 1994, № 11.

М. А. Киссель.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета