Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Скиннер

Скиннер (Skinner) Беррес Фредерик (20.3.1904, Саскуэханна, шт. Пенсильвания, - 18.8.1990, Кембридж, шт. Массачусетс), амер. психолог, представитель бихевиоризма, основоположник теории программированного обучения. Проф. (с 1939) в ун-тах Миннесоты, Индианы и Гарварда. Член Нац. АН США.

Известность С. принесли эксперим. исследования поведения животных, проведённые в 30-х гг. Им был разработан ряд оригинальных методик и приборов (в частности, т. н. ящик С. для манипулирования подкреплением). На основе этих исследований С. выдвинул концепцию оперантного поведения, к-рое считал принципиально отличным от условно-рефлекторного. С. видел ограниченность классич. бихевиоризма (Дж. Уотсон и др.), а также необихевиористских концепций (Э. Толмен, К. Халл) в том, что принятая ими схема "стимул-реакция" (даже дополненная т. н. промежуточными переменными) не учитывает влияние реакции на поведение. Процесс приспособления к среде строится на основе активных проб - воздействий на окружающий мир; нек-рые из них случайно могут оказаться удачными и поэтому закрепляются - оперантные реакции. Они составляют осн. "репертуар" активного произвольного поведения. Научение, по С., - "последовательное наведение на нужную реакцию". Гл. средством формирования поведения выступает подкрепление. На этой основе С. разработана система программированного обучения, направленного на получение и закрепление требуемых реакций. В трактовке С. программированного обучения сильны элементы механицизма, его ограниченность состоит в сведении обучения к набору внеш. актов поведения и подкреплению правильных из них. При этом внутр. познават. деятельность учащихся игнорируется и остаётся неуправляемой.

Данные экспериментов на животных С. перенёс на поведение человека. Мышление, память, мотивы и др. психич. процессы С. описывает в терминах реакций и подкрепления, а человека - как реактивное существо, фатально зависящее от внеш. обстоятельств. Свою концепцию С. распространял и на решение проблем совр. общества, сводящееся к манипулированию людьми посредством подкрепления (т. н. социальный бихевиоризм). Концепция С., в частности её пед. приложение, подвергается критике мн. психологами и представителями антитехнокра-тич. педагогики в разных странах, в т. ч. и в США.

Соч.: The behavior of organisms, N. Y., [1938]; Science and human behavior, N. Y., [1956]; Verbal behavior, N. Y., [1957]; Waiden two, N. Y., 1963; The technology of teaching, N. Y., [1968]; Contingencies of reinforcement, N. Y., [1969]; Beyond freedom and dignity, N. Y., 19728: Cumulative record, N. Y., 19723; About behavio-rism, N. Y., 1974; The shaping of a behaviorist, N. Y., 1979; в рус. пер.: Наука об учении и иск-во обучения, в кн.: Программированное обучение за рубежом, М., 1968; Оперантное поведение, в кн.: История заруб, психологии. 30-60-е гг. XX в. Тексты, [М.], 1986.

Лит.: Я p о III с в с к и и М.Г., Психология в XX столетии, М., 1971, гл. 6; Фам Мин X а к, Судьбы бихевиоризма: социальный бихевиоризм Скиннера, ВП, 1977, № 2; А р т ы к о в Д. Р., Принципы теоретич. анализа генезиса психол. концепции, Таш., 1982; Талызина Н. Ф., Управление процессом усвоения знаний, M., 19842, гл. 6; № у с R. D., What is B. F. Skinner really saying?, Englewood Cliffs, 1979. В. Я. Пилиповский.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета