Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Слух

Слух, способность организма воспринимать звуковые колебания. При посредстве С. происходит устное речевое общение между людьми, воспринимается речь и др. звуковая информация (музыка и т. п.). Хороший С. необходим для ряда профессий: врач, музыкант, телефонист, педагог и т. д. Отсутствие С. значительно обедняет мир человека, лишает его возможности нормального общения с др. людьми, интеллектуального и эмоционального развития.

Орган С. - ухо. В слуховом анализаторе различают 2 отдела - звукопроводящий и звуковоспринимающий. Звукопроводящий отдел состоит из наружного и среднего уха, к-рые отделены друг от друга барабанной перепонкой; звуковоспринимающий отдел - из внутр. уха, слуховых нервов и спец. участка коры головного мозга.

Наружное ухо включает ушную раковину и наружный слуховой проход. Среднее ухо имеет небольшую т. н. барабанную полость, со слуховыми косточками.

Во внутр. ухе расположены чувствит. слуховые клетки. Звуковые колебания передаются через слуховой проход, барабанную перепонку и цепь слуховых косточек, вызывая раздражение чувствит. клеток. По слуховому нерву раздражение передаётся в головной мозг к корковому центру слуха. Т. о. человек воспринимает речь, музыку.

Человеческому С. доступна область звуков с частотой колебаний от 16 до 20 тыс. гц. Минимальная сила звука, способная вызвать едва заметное ощущение слышимого звука, наз. абс. порогом слухового ощущения. Наибольшая чувствительность отмечается к звукам от 1 тыс. до 3 тыс. гц; пороги слухового ощущения оказываются в этой области наиболее низкими. Слуховая чувствительность характеризуется не только величиной абс. порога ощущения, но и величиной разностного, или дифференциального, порога, т.е. различением звуков по высоте (частоте) и по силе.

Человек обладает способностью непосредственно оценивать громкость звуков. Большинство людей, даже не обладающих тонким муз. слухом, могут довольно точно определять усиление и уменьшение громкости звука в 2 раза. Физиол. приспособление органа С. к разл. силе звука наз. слуховой адаптацией. От адаптации отличают слуховое утомление, к-рое возникает при длит, воздействии интенсивных звуков. Утомление также характеризуется снижением слуховой чувствительности, но, в отличие от адаптации, более длительным (неск. минут и даже часов) периодом восстановления нормального С. Интенсивность звуков не должна достигать порога неприятного ощущения, а продолжительность интенсивных звуков может быть только кратковременной (не более 15- 20 мин). Частое и длит, раздражение органа С. сильными звуками может вести к необратимому понижению С.

Человек обладает способностью не только различать направление звука, но и оценивать расстояние, на к-ром находится источник звука (т. н. бинауральный С.), воспринимать и дифференцировать сложные звуковые сочетания, когда звуки приходят одновременно с разных сторон.

Специфич. особенностью С. человека является способность воспринимать звуки речи как смыслоразличит. единицы - фонемы. Эта способность обеспечивается наличием у человека слухового (сенсорного) центра речи, расположенного в левой височной доле коры головного мозга. При нарушении этого центра восприятие тонов и шумов, входящих в состав речи, сохраняется, но различение их как речевых звуков и, следовательно, понимание речи становится невозможным.

Элементарные реакции на звук можно наблюдать у ребёнка уже в первые часы его рождения. Они возникают при воздействии громких звуков и протекают по типу безусловных рефлексов. В конце 1-го и начале 2-го мес жизни у ребёнка образуются уже условные рефлексы на звуки. Очень рано (на 3-м мес) ребёнок начинает различать звуки по их высоте и тембру. В последующие месяцы способность к дифференцированию звуков развивается и распространяется на голос и элементы речи. Ребёнок начинает по-разному реагировать на разл. интонации и слова, к-рые, однако, воспринимаются им недостаточно расчленённо. В конце 1-го года жизни ребёнок обычно различает слова и фразы преим. по их интонационной окраске и ритмич. контуру, а в течение 2-го и 3-го годов, в связи с формированием речи, происходит дальнейшее развитие его С. К концу 2-го года ребёнок обычно обладает способностью распознавать на слух все звуки родного языка.

Развитие дифференциров. слухового восприятия звуков речи происходит в тесном взаимодействии с развитием у ребёнка произносит, навыков. Это взаимодействие носит двусторонний характер. С одной стороны, дифферен-цированность произношения зависит от состояния слуховой функции, а с другой - умение произносить тот или иной звук речи облегчает ребёнку различение его на слух. Однако развитие слуховой дифференциации обычно предшествует уточнению произносит, навыков. Так, дети 2-3 лет, полностью определяя на слух звуковую структуру слов, не могут её воспроизвести даже по подражанию. Формирование речевого С. заканчивается к началу 3-го года жизни. Однако совершенствование (муз. С., способность к различению шумов, связанных с работой механизмов, бинауральный С. и т. п.) может происходить и у взрослых в связи со спец. видами деятельности.

Наиболее простым и доступным способом определения слуховой способности является исследование С. с помощью шёпотной и громкой речи. Практически в обычных условиях исследования, в обстановке относит, тишины, С. считается нормальным при восприятии шёпотной речи на расстоянии 6-7 м. Восприятие шёпота на расстоянии меньше 1 м характеризует весьма значит, понижение С., а полное отсутствие восприятия шёпотной речи указывает на резкую тугоухость, затрудняющую речевое общение. Громкая речь в обычных условиях слышна на расстоянии в 10 раз большем, чем шёпотная

Исследуя С. при помощи речи, нужно считаться не только с фонетич. составом применяемых слов и фраз, но и с доступностью их для понимания речевого развития ребёнка. Исследование С. речью не может считаться вполне точным и объективным методом, в т. ч. и в отношении оценки результатов. Когда нужно получить более точные данные о состоянии С., прибегают к исследованию в условиях спец. леч. учреждения.

Нарушения С. В предупреждении нарушений С. у детей большое значение имеют гигиенич. мероприятия, к-рые следует соблюдать с момента рождения ребёнка. Особое внимание надо обращать на то, чтобы ребёнок нормально дышал носом. При заболевании носа и носоглотки могут возникнуть воспалит, процессы, в результате к-рых затрудняется поступление воздуха в барабанную полость и нарушается звукопроводимость. При длит, воспалениях в среднем ухе образуются спайки и рубцы, вследствие чего может наступить стойкая тугоухость. Поэтому при хронич. насморках или воспалениях в носоглотке следует обязательно обращаться к врачу и следить за состоянием ушей и слуха. Это особенно важно в дет. возрасте.

Нарушения в слуховом проходе, напр, скопление серных масс, полностью закрывающих его просвет, могут снизить слух, но после удаления серных пробок С., как правило, восстанавливается. В слуховой проход может случайно попасть инородное тело. Во всех таких случаях необходимо немедленно обратиться к врачу: неумелые попытки извлечь предмет из уха могут привести к травме слухового прохода и барабанной перепонки и вызвать воспаление среднего уха.

Наиболее частыми причинами возникновения стойких нарушений слуха являются воспалит, процессы в среднем ухе или поражение слуховых нервов. В запущенных случаях хронич. гнойное воспаление ср. уха может вызвать серьёзные осложнения, к-рые требуют хирургич. вмешательства. Для профилактики таких осложнений необходимо систематич. лечение.

Детские инфекции могут поразить не только среднее, но и внутр. ухо, слуховые нервы или же корковый центр С. Особенно опасны эти заболевания в раннем дет. возрасте, когда ребёнок ещё не умеет или только начинает говорить (если он не слышит, то нарушается формирование речи). На состоянии С. отражаются и ушибы головы (особенно опасные в дет. возрасте), к-рые могут сопровождаться лёгкой формой сотрясения мозга и привести к стойким нарушениям С. Своевременное и правильное лечение нарушений С. зачастую предотвращает развитие тугоухости или глухоты (см. в ст. Аномальные дети).

Проф. тугоухость обычно возникает при длит, воздействии на орган С. резких производственных шумов и сотрясений (вибраций). В борьбе с этим заболеванием особое значение имеют профилак-тич. мероприятия на произ-ве, совершенствование технол. процессов. Чтобы остановить прогрессирование тугоухости, лучше всего перевести больного на др. работу, не связанную с шумом.

При стойких нарушениях С., не поддающихся лечению, применяют слуховые аппараты. В большинстве случаев с помощью таких аппаратов удаётся компенсировать недостаток С. В. П. Гамов.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета