Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Соколянский

Соколянский Иван Афанасьевич [25.3(7.4). 1889, станица Динская, ныне Краснодарского края, - 27.11.1960, Москва], дефектолог. Окончил пед. отделение естественно-ист, ф-та Петерб. психоневрологич. ин-та (1913), спец. образование получил на Мариинских пед. курсах. Пед. деятельность начал в 1910 - преподавал в Мариинском уч-ще для глухонемых (Александровск, близ Днепропетровска). Принял активное участие в создании системы образования для аномальных детей на Украине. По инициативе С. были созданы врачебно-пед. кабинеты, занимавшиеся вопросами практич. дефектологии. Один из организаторов и первый директор НИИ педагогики УССР (1926). С 1943 работал в Москве, в НИИ дефектологии. Создатель оригинальной системы воспитания и обучения слепоглухонемых детей, изобретатель спец. техн. устройств (читающая машина, телетактор). Для успешного привлечения слепоглухонемых детей к предметной деятельности и формирования на её основе высших психич. функций С. (вместе с А. И. Мещеряковым) разработал методику совместной разделённой дозированной деятельности. Привлекая руки слепоглухонемого ребёнка к действиям (начиная с приёма пищи), воспитатель ставит своей задачей первоначально вызвать активность ребёнка, а затем постепенно (дозирован-но) развить её, создать т. н. зону активности. В эту зону вовлекаются всё более сложные действия, от актов самообслуживания до символич. актов общения и налаживания социальных связей. Чем раньше удаётся сформировать у слепо-глухонемого ребёнка словесные средства общения в виде дактильной речи, тем больше возможность нормального формирования его личности. Положит, примеры использования данной методики продемонстрировали принципиальную возможность компенсации такого сложного дефекта, как врождённая слепоглу-хонемота. За достижения в обучении слепоглухонемых С. в 1980 присуждена Гос. пр. СССР (совм. с Мещеряковым).

Соч.: Обучение и воспитание слепоглухонемых, М., 1962. С. С. Степанов.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета