Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Теплов

Теплов Борис Михайлович [9(21).10.1896, Тула, - 28.9.1965, Москва], психолог, д. ч. АПН РСФСР (1945), д-р пед. наук (1940), проф. (1933), засл. деят. науки РСФСР (1957). Окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та (1921). В 1921-33 - в науч. учреждениях Красной Армии (Науч.-испытат. ин-т маскировки и др.). С 1929 в Психол. ин-те в Москве (в 1933-35 и в 1945-52 зам. директора). В 1949-51 зав. кафедрой психологии МГУ. В 1958-65 гл. ред. жури. "Вопросы психологии". В 1964-65 чл. Президиума АПН РСФСР.

В начале науч. деятельности (кон. 20-х - нач. 30-х гг.) Т. занимался преим. изучением проблем зрительных ощущений и восприятий, в частности в их прикладном аспекте, применительно к задачам воен. маскировки. Впоследствии в круг его науч. интересов вошли и проблемы слухового восприятия. На этой основе Т. провёл исследование муз. творчества и восприятия музыки ("Психология муз. способностей", М. -Л., 1947). Согласно

Т., музыкальность как совокупность способностей представляет собой единство эмоциональной отзывчивости на музыку и спец. особенностей слухового восприятия. Т. показал, что осн. муз. способности - "ладовое чувство", "способность к слуховому представливанию", "муз.-рит-мич. чувство" - могут находиться в разных соотношениях между собой, что обусловливает ту или иную структуру музыкальности, её своеобразие. Т., раскрывая сложную, опосредованную зависимость развития психич. свойств от природных задатков, отмечал, что способности человека общественно-исторически обусловлены - они развиваются в конкретных видах деятельности под влиянием воспитания и обучения. При этом Т. подчёркивал, что способности коренятся в личности, несут на себе печать индивидуальности.

В годы Вел. Отеч. войны Т. было выполнено исследование "Ум полководца" (1943); книга была многократно переиздана (в т. ч. в 1990) и не утратила науч. значения. Это исследование посвящено общим умственным способностям, качествам ума, необходимым для определённого вида практич. деятельности; раскрываются такие черты, как "схватывание" целого при одновременном внимании к деталям, умение находить быстрое решение, способность к предвидению и др. В труде получили конкретное воплощение важные для психол. науки принципы изучения психики в деятельности личности.

В 50-60-х гг. науч. деятельность Т. была связана с разработкой психофи-зиол. подхода к изучению индивидуальных различий. Он теоретически обосновал большую исследоват. программу, творчески разрабатывая идеи И. П. Павлова о свойствах типов нервной системы. Т. показал, что помимо различий, относящихся к содержательной стороне психич. жизни, люди различаются и по формальным, или динамическим, особенностям поведения (напр., по степени энергичности действий, по скоростным характеристикам). Нек-рые из таких особенностей обладают высокой устойчивостью, проявляются в разнообразных ситуациях и зависят непосредственно от свойств нервной системы. Систематич. эксперим. исследования, проводившиеся под руководством Т. (материалы представлены в пяти сб. "Типологич. особенности высшей нервной деятельности человека", М., 1956-67), привели к выводам о ценности разных полюсов одного и того же типологич. свойства (силы - слабости, подвижности - инертности); индивидуальные различия предстали как варианты, каждый из к-рых имеет свои достоинства. Т. показал, что изучение природных свойств нервной системы даёт возможность объяснения нек-рых индивидуально-психол. особенностей и выработки индивидуального подхода к человеку. Тем самым были заложены основы новой отрасли науки - дифференциальной психофизиологии, дальнейшее развитие к-рой связано с именем ближайшего ученика Т. - В. Д. Небылицына.

Труды Т. внесли важный вклад в развитие мн. отраслей психол. науки: в общую, пед., воен. и инж. психологию, а также в историю психологии. Т. - крупный организатор науки, деятель психол. образования. Популяризации психологии содействовал его учебник для ср. школы, выдержавший 8 изд. и переведённый на мн. иностр. языки ("Психология", М., 1946, 19548).

С о ч.: Психология, М., 1938,19422; Психол. вопросы худож. восприятия, СП, 1946, № 6; Исследование индивидуально-психол. различий, НО, 1957, № 1; Избр. тр., т. 1-2, М., 1985.

Лит. • Небылицын В. Д., Б. М. Теп-лов как теоретик дифференциальной психофизиологии, ВП, 1966, № 5; Психология и психофизиология индивидуальных различий. [Сб. ст. К 80-летию со дня рождения Б. М. Теплова], под ред. А. А. Смирнова, М., 1977; Т у т у и дежян А. О., Умрихин В. В., Полный список трудов Б. М. Теплова, ВП, 1979, М" 5; ЛейтесН. С., Б. М. Теплов и психология индивидуальных различий, ВП, 1982, № 4; Ярошевский М. Г., Умрихин В В., Формирование школы Б. М. Теплова как исследовательского коллектива, ВП, 1983, № 1; Умрихин В В., Развитие сов. школы дифференциальной психофизиологии, М., 1987. Н. С. Лейтес.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета