Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Толль

Толль Феликс Эммануил Густавович [17.2(1.3). 1823, Нарва, -t- 9(21).И. 1867, Петербург], рус. писатель, педагог и библиограф. Окончил Гл. пед. ин-т в Петербурге (1844). Преподавал рус. яз., словесность и историю в Астраханской гимназии, затем в Финляндском кадетском корпусе (Фридрихсгам), Гл. инж. уч-ще и Петерб. школе кантонистов. В 1849 по делу петрашевцев был сослан на каторжные работы (в Томскую губ.), где пробыл св. 2 лет. По возвращении из ссылки (1857) занимался лит. трудом, печатая беллетристич. произведения в журн. "Отеч. записки" и "Рус. слово", библио-графич. статьи в "Журнале для воспитания", "Книжном вестнике", журн. "Учитель". Участвовал в деятельности Петерб. пед. собрания (об-ва) и предложил "Проект устава низших и ср. училищ, состоящих в ведомстве Мин-ва нар. просвещения" ("Современник", 1860, № 8-9), был инициатором создания спец. комиссии экспертов при Петерб. к-те грамотности для отбора книг в нар. б-ки и т. п. Один из инициаторов создания Василеостровского бесплатного уч-ща, возглавленного Ф. Ф. Резенером.

В ст. "О первоначальном (элементарном) обучении..." ("Рус. слово", 1859, № 7) изложил свои взгляды на вопросы воспитания и обучения детей мл. возраста (4-9 лет). Он полагал, что множественность типов нач. школ - лучшее средство для распространения просвещения в стране. Рассматривал первонач. обучение как приобщение к науке. Первый цикл нач. обучения должен, по мнению Т., начинаться с естествознания. Во 2-м цикле ребёнок в доступной для него форме будет знакомиться с отд. сторонами обществ, быта ("мир цивилизации") и окружающим его миром (родной город, архитектурные памятники, музеи, б-ки и т. д.). Вместо преподавания истории предложил изучение т. н. "Детского Плутарха" - свода сведений об ист. лицах и фактах, к-рые останутся в памяти ребёнка и помогут впоследствии при подробном изучении истории; а вместо уроков географии в классе - ознакомление с местностью, в к-рой живёт ребёнок. Рассматривал вопросы обучения в тесной связи с воспитанием нравств. понятий. Подчёркивал, что кроме развития умственного необходимо воспитание сердца и, главное, воли. К методам нравств. воспитания относил упражнения чувств ребёнка, а не проповеди и рассуждения.

Один из основоположников библиографии дет. лит-ры, отеч. пед. библиографии, обширный ист. обзор к-рой под назв. "Пед. обозрение" поместил в журн. "Учитель" (1862, № 1,3,5,7,14,19). Исключительно важное значение в вос-питаниии и обучении Т. придавал книге, влияние к-рой он считал почти равнозначащим живому слову. Создал систему отбора лучших книг для дет. чтения. Свои требования к дет. книгам, их содержанию изложил в кн. "Наша дет. лит-ра. Опыт библиографии совр. отеч. дет. литры, преимущественно в воспитат. отношении" (1862). Определил также принципы деления книг по возрастным категориям юных читателей.

Соч.: Нечто о воспитании воображения у детей, ЖМНП, 1860, № 9, отд. 1, с. 191-250; Настольный словарь для справок по всем отраслям знания.., т. 1-3, СПБ, 1863-64; Необходимое дополнит, приложение к "Настольному словарю", СПБ, 1866.

Лит.: 3 и и с в и ч Н. А., Ф. Г. Толль. Очерк жизни и деятельности, М., 1964.

Н. А. Зиневич.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета