Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Туркмения

Туркмения, Туркменистан, гос-во в Ср Азии Пл' 488,1 тыс км2 Нас 3622 тыс чел (1989, перепись), в т ч 72% - туркмены Гос яз - туркменский Столица - Ашхабад

В 1989 на 1000 чел населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 864 чел с высш и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 - 748 чел) В отраслях экономики было занято 275,9 тыс специалистов, в т ч 128,3 тыс с высшим и 147,6 тыс со ср спец образованием

Дошкольные учреждения созданы в 1919 в Полторацке (с 1927 - Ашхабад), Мерве (с 1937 - Мары) и Красноводске Развитие дошк воспитания активизировалось после образования Туркм ССР В 1925 в Мерве и Чарджоу были созданы дет дома для дошкольников, в селах Мервского и Полторацкого округов открыто 13 дет садов (на 50 мест каждый), в 1926-27 - ок 20 дет садов, 8 ясель и дошк учреждений В 30-х гг появились первые метод разработки для туркм дошк учреждений К нач 40-х гг работало св 930 дошк учреждений (25 тыс воспитанников), в т ч св 350 - в сел местности Были организованы вечерние дошк отделения при Ашхабадском пед уч-ще (1935), а также при Марыйском, Чарджоуском и Красновод-ском пед уч-щах (1945)

В 60-70-х гг открылись гл обр дошк учреждения типа ясли-сад В сер 80-х гг стали разрабатываться обновленные программы воспитания, учитывавшие в большей, чем в предшествовавшие годы, степени интересы семьи, а также связь с нац традициями В нач 90-х гг в почти 1500 постоянных дошк учреждениях Т воспитывалось св 180 тыс детей, в т ч в 940 яслях-садах - св 160 тыс детей Охват детей соответствующего возраста дошк учреждениями составлял ок 33% В периоды весенних полевых и хлопкоуборочных работ действуют сезонные дет сады и т п

Общеобразовательная школа В сер 7 в терр совр Т завоевана арабами, на ней распространился ислам Крупнейшим центром мусульм культуры в Т сталМерв, в 11- 12 вв столица гос-ва сельджуков, где работали неск медресе, крупные хранилища рукописей, школа для подготовки гос чиновников В нач 13 в терр Т попала под власть правителей Хорезма и впоследствии была завоевана Чингисханом Оседлое население обширной Туранской низменности (большей части терр Т) было разорено В 14 в Т присоединена к империи Тимура, в 16-17 вв находилась под властью Хивинского и Бухарского ханств и вновь подверглась опустошению в результате многочисленных династич войн В нач 18 в туркм племена создали оазисы в пустыне, заселили Устюрт и Мангышлак

Во 2-й пол 19 в терр Т присоединена к Рос гос-ву и стала частью Закаспийской обл Рос власти открывали в гор поселениях рус -туземные школы С прокладкой линии Закаспийской ж д школы для русских и др переселенцев открывались на станциях, в уездных центрах До 1917 рус школы подчинялись Гл управлению гражд уч заведениями в Туркестанском крае Грамотность населения в 1897 составляла 7,8% (среди мужчин - 11,5%, женщин - 2,7%) Среди туркм населения грамотных насчитывалось ок 0,7% В 1914/15 уч г. на терр Т работало 58 школ (гл обр русских, были также греч и евр нач школы), в к-рых обучалось 6,8 тыс учащихся,из нихвсел местности - 27школ(1,5 тыс учащихся) В 200 мектебах училось 2,5 тыс мальчиков, индивидуально мусульм образование получало ок 500 девочек, действовали 85 медресе и неск новометодных школ

В 1918 в Туркестанской ССР, в к-рую вошла быв Закаспийская обл, началось создание сов школ с обучением на родном языке (к нач 1918/19 уч г. их насчитывалось 39, в т ч 13 туркменских) Первоочередной задачей стала ликвидация неграмотности В 1924 оси респ бюро об-ва "Долой неграмотностьь, была развернута сеть пунктов ликбеза, школ для неграмотных и малограмотных В 1928/29 уч г. в Т работало ок 900 школ для взрослых (грамотность населения республики к 1939 достигла 77,7%)

В 1927-28 письменность была переведена с арабского на лат алфавит, в 1940 - на рус графику Одновременно шла нормализация туркм лит языка Вместе с тем перевод туркм письменности на новые алфавитные системы осложнил связь образования с предшествовавшей письменной культурой

В 1924/25 уч г. было 170 школ, в к-рых обучалось 16,9 тыс детей В Туркм ССР (с 1925) сеть общеобразоват школ быстро развивалась В 1929/30 уч г. насчитывалось св 600 школ (50 тыс учащихся, или 60% детей шк возраста) В 20-х гг в окружных и районных центрах строились также школы-интернаты (32 - в 1925/26 уч г.) В кон 20-х гг мектебы и медресе прекратили свою деятельность Одной из важнейших проблем, обусловленных мусульм традицией, стало обучение девочек-туркменок Был принят ряд законов, обеспечивающих охрану прав женщин в семье и обществе, установлены льготы для туркмен, обучающих своих дочерей в школе Создавались отдельные жен школы и школы-интернаты, дет дома В 1927/28 уч г. в сел жен школах училось 2,7 тыс девочек (в 10 раз больше, чем в 1923/24 уч г)

В 1930 введено всеобщее нач обучение, сначала в городах, рабочих поселках и р-нах, где проводилась коллективизация, несколько позже - в остальных местностях В 1932/33 уч г. работало св 2 тыс школ, в к-рых обучалось 103 тыс чел С 1933/34 уч г. школы стали укрупнять С 1937/38 уч г. начался переход ко всеобщему 7-летнему образованию К 1940/41 уч г. действовало 1254 школы (в т ч 421 начальная, 737 семилетних и 94 средние), в к-рых обучалось 240 тыс чел С 1943 стали создаваться вечерние школы рабочей молодежи, с 1944 - вечерние школы сел молодежи

Введение 7-летнего всеобуча завершено в 1949/50 уч г. Вместе с расширением сети нач и 7-летних школ осуществлялось дальнейшее развитие ср образования С 1959/60 уч г. введено всеобщее обязат 8-летнее обучение Реорганизация неполных ср школ завершилась в 1962/63 уч г. В 50-60-х гг Т достигла уровня полной грамотности населения С сер 70-х гг осуществлялся курс на всеобщее ср образование молодежи

В сер 80-х гг начались преобразования в системе школ, продолжившиеся (с 1991) в суверенном Туркменистане В 1994 насчитывалось 1,8 тыс дневных общеобразоват школ с 890 тыс учащихся В 40 вечерних школах занималось 12 тыс чел В школах занято св 55 тыс учителей, в т ч 75% с высш образованием. В соответствии с Законом о языке (1990) отд. нац. группам в местах их компактного проживания предоставлена возможность получать общее образование на родном языке. В 1994 вели обучение на неск. языках (в т. ч. на русском) 180 школ, только на русском - 104 школы. Всего на рус. яз. учится 116,7 тыс. школьников (13%). Имеется св. 90 школ с узб. (св. 45 тыс. учащихся) и 33 с казах. (5,1 тыс.) языками обучения.

По Закону (1993) общее образование установлено обязательным и приобретается в школе с 9-летним обучением. В соответствии с президентской программой новой политики в образовании (осень 1993) шк. обучение предусматривает 2 периода - "соват" ("грамота", 4 года) и "билим" ("образование", 5 лет) и завершается выпускными экзаменами. В содержании образования особо выделяется изучение истории Т., лит. наследия народа, истории ислама и курса "эдеп" ("этика"). Получение проф. и высш. образования возможно только на основе общего образования. Система образования децентрализуется. Уч. заведения могут учреждаться гос. органом, предприятием, частными лицами. Обязательным остаётся лишь следование гос. стандартам. Среди внешкольных учреждений (нач. 90-х гг.): дома дет. творчества (ок. 60), станции юных техников и натуралистов (69), детские муз. и худож. школы (101), ДЮСШ (125) и др.

Профессиональное образование. Организованная подготовка квалифициров. рабочих началась с прокладкой среднеазиат. жел. дороги. В 1895 открылось ж.-д. уч-ще в Ашхабаде. Численность учащихся-туркмен в нём была незначительной. Система нач. (проф.-тех.) образования начала формироваться в 20-х гг. Первая школа ФЗУ открылась при среднеазиат. вагоноремонтных мастерских в Кизыл-Арвате (1922). В 1924/25 уч. г. работало 2 школы ФЗУ (97 учащихся), а в 1932/33 уч. г. - 10 (1073 учащихся). С созданием в 1940 системы Гос. трудовых резервов были открыты 1 ж.-д. уч-ще и 5 школ ФЗО. К янв. 1943 функционировало 20 школ ФЗО и 4 уч-ща (всего 6 тыс. учащихся). В 1941-45 проф.-тех. уч. заведениями было подготовлено св. 16 тыс. молодых рабочих. После 1945 развитие системы проф.-тех. образования тесно увязывалось со стр-вом пром. и др. предприятий. В 1959 проф.-тех. уч. заведения были преобразованы в гор. и сел. ПТУ. С 1969 открылись средние ПТУ. В нач. 90-х гг. насчитывалось 92 ПТУ, в к-рых по массовым профессиям обучалось св. 40 тыс. учащихся (в т. ч. в 80 средних - 38 тыс.).

Среднее специальное образование. Первым уч. заведением была Школа садоводства, огородничества и шелководства в Ашхабаде (осн. в 1892), где вместе с русскими занимались и туркм. учащиеся. В 1919-24 были созданы областная консерватория, туркм. школа иск-в, механич. техникум, полто-рацкий пед. техникум и др. К 1926 в

Туркм. ССР насчитывалось 16 ср. спец. уч. заведений, в к-рых получали проф. подготовку 1,4 тыс. учащихся (в т. ч. 0,7 тыс. туркмен). В 1930-31 созданы техникумы: зооветеринарные - в Керки и Теджене; зерновых культур, механизации с. х-ва, защиты растений, земле-устроит. -в Ашхабаде; шелководческий - в г. Мары и др. Росла сеть пед. техникумов. В 1940/41 уч. г. действовало 36 ср. спец. уч. заведений (7,7 тыс. чел.). В 50-е гг. заметно увеличилось число девушек-туркменок среди учащихся техникумов. Совершенствовалась отраслевая специализация уч. заведений. Однако их развитие шло по экстенсивному типу. К нач. 90-х гг. в 38 ср. спец. уч. заведениях по 98 специальностям получало проф. образование 35 тыс. чел. С 1993 получение проф. образования возможно в уч. заведениях разл. типа. Президентская программа упразднила прежнюю систему ПТУ. Создано гос. объединение "Се-нет", на к-рое возложена организация платных курсов (3-12 мес) для обучения рабочих широкого профиля и двухгодичных уч. заведений, где будут получать проф. подготовку рабочие осн. отраслей пром-сти Т. - нефтяной, газовой, машиностроительной. Ср. спец. уч. заведения переданы вузам соответствующего профиля.

Высшее образование. Первые вузы, созданные в Туркм. ССР: аг-рохлопковый и зоовет. ин-ты (1930), Туркм. пед. ин-т (1931), Туркм. мед. ин-т (1932). В 1940/41 уч. г. в 5 вузах обучалось ок. 3 тыс. студентов. Важным событием в истории Т. стало создание в 1950 Туркм. ун-та им. А. М. Горького (Ашхабад). Для подготовки геологов, нефтяников, строителей, инженеров и др. был открыт Туркм. политехн. ин-т (1963). В 1972 организован Туркм. пед. ин-т иск-в. В нач. 90-х гг. подготовку специалистов высш. квалификации осуществляли 9 вузов, в к-рых по 80 специальностям обучалось 42 тыс. студентов. Крупнейшие вузы: Туркм. ун-т (8,5 тыс. студентов), политехн. ин-т (5,7 тыс.). В вузах было занято ок. 3 тыс. преподавателей, в т. ч. ок. 3% докторов, ок. 45% канд. наук.

В 1993 все вузы переданы Мин-ву образования; на него возложен гос. контроль за организацией и процедурой экзаменов в течение срока обучения. Комплектование вузов осуществляется в этрапах (районах) на основании собеседований с преподавателями; часть студентов поступает в вузы по направлениям предприятий и хозяйств и обучается на договорной основе. Отменено получение высш. образования по заочной форме. Вузы переходят на многоуровневую подготовку специалистов - от квалифициров. техников (2 года обучения) до бакалавров (4 года) и т. д.

Педагогическое образование. Пед. уч. заведения были созданы в первые годы сов. власти в Ашхабаде. Впоследствии и в уездных центрах (Мерв, Красноводск, Чарджоу) открыты учительские курсы (трёхмесячные, одно- и двухгодичные). В 1921-22 организованы ср. уч. заведения; Туркм. ин-т нар. просвещения (Мерв), пед. техникум (Ашхабад), готовившие учителей гл. обр. для нач. школ. В 1930/31 уч. г. имелось уже 12 пед. техникумов (2,4 тыс. учащихся). С 1931 подготовку пед. кадров высш. квалификации начал пед. ин-т в Ашхабаде, организованный в составе 3 отделений. Для подготовки учителей 7-летних школ в 1939 был открыт учительский ин-т в Чарджоу (с 1950 - Туркм. пед. ин-т); в 1943 начали работу жен. учительский ин-т в г. Мары и учительский ин-т в Ташаузе (с 1953/54 уч г. - пед. ин-ты). Развитию высш. пед. образования способствовало открытие в 1950 Туркм. ун-та. С 1972 педагогов для ср. уч. заведений образования готовит Туркм. пед. ин-т иск-в (Ашхабад). В нач. 90-х гг. в Ун-те, Туркм. пед. ин-те, Ин-те физич. культуры и Пед. ин-те иск-в по пед. специальностям обучалось ок. 22 тыс. студентов; педагогов ср. квалификации готовили Ашхабадское, Керкинское, Краснове дское, Марыйское и Ташаузское пед. уч-ща (всего 5,6 тыс. учащихся).

Повышение квалификации пед. кадров осуществляют ИУУ - респ. (осн. в 1931) и областные (Мары, Чарджоу, Ташауз; открыты в 1956-57).

Педагогическая наука. В туркм. нар. педагогике использовались разл. средства: игры, труд, этич. беседы, упражнения в нравств. поведении и др. Особое значение имело устное нар. творчество (пословицы, поговорки, короткие стихотворные произв. нравоучит. характера). В 17-18 вв. в устной передаче стали распространяться отд. фрагменты "Героглы" - туркм. версии фольклорно-эпич. поэмы, общей для неск. ср.-азиат, и ближневост. лит-р, нар. обработки тра-диц. мотивов вост. лит-р ("Лейли и Меджнун" и др.), образы к-рых несли с собой значит, воспитат.-нравств. потенциал. С опорой на эти лит. традиции создавали (18-19 вв.) свои произв. поэты Махтумкули, Кемине и др.

После присоединения Т. к России началось знакомство туркмен с рус. культурой и пед. теорией. Центром контактов в области педагогики была Туркестанская учительская семинария (Ташкент). В ней преподавал инспектор нар. уч-щ Закаспийской обл. И. А. Беляев, к-рый ввёл в рус.-туземных школах изучение родного языка, составил и издал в Ашхабаде первые рус.-туркм. словарь (1913) и грамматику туркм. яз. (1915). Выпускники Туркестанской учительской семинарии (М. Атабаев и др.) впервые применили для обучения туркмен грамоте звуковой метод. В 1913 опубликован (Баку) первый туркм. букварь, подготовленный А. Алиевым, применившим метод, идеи К. Д. Ушинского.

В 20-х гг. была продолжена разработка туркм. учебников: изданы кн. "Туркм. букварь" (1920), "2-й год обучения туркм. языку" (1922) (обе в Ташкенте), "Книга для чтения после букваря" (1923, Ашхабад) Алиева и составленный им совм. с К. Бориевым Рус.-туркм. словарь (1929). Выходили также нач. учебники М. Гельдыева, Г. Алпарова, С. Гапурова и др. Алиев стал автором первых в Т. книг по методике нач. обучения ("Методика арифметики", 1924). С сер. 20-х гг. пед. и метод, разработки сосредоточились в Наркомпросе Туркм. ССР, где при Гос. учёном совете был организован науч.-метод. отдел. При участии специалистов Ин-та туркм. культуры (1927-32) началось систематич. издание туркм. пед. лит-ры.

В 1930 организован Гос. ин-т науч. педагогики (в 1939 объединён с респ. ИУУ). Наиб, активно развивались исследования по преподаванию родного (А. П. Поцелуевский, X. Бейлиев) и русского (А. В. Панов, А. И. Богданов и др.) языков в туркм. школе.

Тематика пед. исследований расширилась в 50-х гг. с созданием АН Туркм. ССР и её ин-тов, Ашхабадского пед. ин-та и Туркм. ун-та. Началось изучение проблем психологии и др. В 1954 осн. НИИ школ, в 1965 реорганизованный в НИИ пед. наук. Появились историко-пед. исследования (Т. Бердыев, А. Кур-банов, Н. Розыева и др.). Опубликованы труды по трудовому воспитанию (М. Ноботов, X. Аширов и др.), проблемам производств, обучения (Р. Пальванов и др.), по нар. педагогике (Р. Перлиев). В 60-х гг. изданы ориг. учебники по географии Т., истории, лит-ре Т.; в школах введены обновлённые уч. программы и планы. В 1973 реорганизован респ. ИУУ, на кафедрах к-рого развёрнуты работы по теории воспитания, пед. и социальной психологии (Д. Г. Плаксин, Б. Басаров и др.).

С кон. 80-х гг. усилия исследоват. групп и отд. авторов сосредоточены на обновлении содержания общего образования (в соответствии с реформами в системе школ и др. учреждений) и создании соответствующей уч. лит-ры.

Учебники, уч.-пед. лит-ру, лит-ру для детей и юношества выпускает изд-во "Магарыф" ("Просвещение", осн. в 1976).

Лит.: Бердыев Т., Очерки по истории школы Туркм. ССР, Аш., 1960; III и х м у p а-д о в О. О., Создание и развитие ср. проф. уч. заведений в Туркменистане (1920-33), Аш., 1967; его же, Дальнейшее развитие сети ср. проф. (спец.) уч. заведений и подготовка кадров для нар. х-ва Туркм. ССР (1934 - июнь 1941), Аш., 1971; Курбанов А. А., Кузьмин О. Д., Очерки по истории развития пед. мысли в Туркменистане, ч. 1-2, Аш., 1972-73; Па л ьванова Б. П., Развитие нар. образования Туркменистана за годы сов. власти, Аш., 1974. Р. Бердыев, Р. Пальванов,

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета