Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ

Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, входит в Рос. Федерацию. Пл. 862,1 тыс. км2. Нас. 55,0 тыс. чел. (1989, перепись), в т. ч. долганы (5 тыс.), ненцы (2,5 тыс.), нганасаны (0,9 тыс.), эвенки, энцы, кеты. Центр - г. Дудинка.

Первая школа на терр. округа была открыта при Туруханском монастыре в 1804 Тобольской духовной консисторией (вскоре закрыта из-за недостатка средств на её содержание). В 1863 там же купцом М. К. Сидоровым была открыта частная школа (15 учащихся), к-рая работала эпизодически (закрыта в 1905).

Первая школа, в к-рой начались систе-матич. занятия с детьми коренных народов Севера, открыта в 1920 в Дудинке. С 1924 работала школа в Хатанге (5 учащихся). К 1930 на терр. округа действовали 3 школы (70 учащихся, в т. ч. 56 детей северян), работало 6 учителей.

В кон. 20-х гг. была открыта культбаза для долган и нганасан в Хатанге. В этот же период стали создаваться передвижные школы. Для работы в них из центр, районов Рос. Федерации на Таймыр было направлено св. 120 учителей. Обучение в школах велось на рус. яз. по букварю для сев. народностей (авторы В. Г. Богораз-Тан и С. Н. Стебницкий) и книге для чтения "Наш Север" (авторы Н. И. Леонов и П. Е. Островских). В 1931 подготовлен на основе рус. графики рукописный букварь для долганских школ (составитель Полтавский), в 1938 - для эвенков (автор Г. М. Василевич).

В образованном (1930) Долгано-Ненец-ком округе началось введение всеобщего нач. обучения. В 1933 открыт первый дет. сад. В кон. 30-х гг. функционировали 32 школы, в т. ч. 28 нач., 3 семилетние, 1 средняя. Большинство учащихся из коренных народов Севера было сосредоточено в школах-интернатах (св. 20), переведено на полное гос. обеспечение. Во мн. школах уч. процесс оставался нестабильным из-за недостатка педагогов, слабой материальной оснащённости. Обучение учащихся из коренных народов Севера ограничивалось гл. обр. нач. школой.

С кон. 40-х гг. в дошк. учреждениях введены занятия по предшкольной подготовке. Принимались меры для расширения обучения детей сев. народов в средней (неполной и полной) школе. Однако изучение родных языков, культуры и традиций этих народов не заняли подобающего места в содержании шк. образования.

В 1959 грамотность населения составила 94,6%, в т. ч. среди мужчин - 96,2%, среди женщин - 93,0%. В кон. 50-х гг. работало 39 школ (4,6 тыс. учащихся, в т. ч. 1,2 тыс. - представители коренного населения), среди школ было 28 нач., 4 неполных средних, 7 средних, а также 26 интернатов (1,4 тыс. воспитанников). Пед. работу вели 380 учителей, в т. ч. 156 - с высш. образованием.

В условиях укрупнения школ (60-е гг.) при нехватке подготовленных педагогов не удалось достичь серьёзного улучшения качества обучения, несмотря на внедрение спец. программ для школ Севера.

В 70-х гг. открылись ср. школы-интернаты (в т. ч. санаторного типа) и школы специально для учащихся из сев. народов. В 80-х гг. возобновлена разработка уч. лит-ры для школ Севера. Изданы экспе-рим. букварь на кетском яз. (1988; авторы Г. К. Вермер, Г. X. Николаева; письменность создана ещё в 1934), букварь на долганском яз. (1990; подготовлен в 1981; авторы E. E. Аксёнова, А. А. Барболина). Расширены возможности для изучения истории и культуры сев. народов; создаются спец. уч. пособия по традиц. ремёслам и промыслам и т. п. Нач. школы работают по типовым программам, изданным специально для школ Севера, в т. ч. по изучению родных языков.

В 1995 в 44 дошк. учреждениях воспитывалось ок. 4,5 тыс. детей. Действовали 1 гимназия (св. 840 учащихся), 34 школы (8,4 тыс. учащихся, в т. ч. 2,7 тыс. - представители коренного населения), среди них 19 средних, 3 школы с углублённым изучением отдельных уч. предметов. В школах было занято св. 660 учителей. В Дудинке организован межшкольный У ПК.

Лит.: Базанов А. Г., Казанский Н. Г., Школа на Крайнем Севере, Л., 1939; Новая жизнь народов Севера, М., 1967; Просвещение на Крайнем Севере, в. 19, Л., 1981; Бойко В. И., Народности Севера: языковые процессы (к концепции развития), Новосибирск, 1987. Н. И. Меляков

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета