Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Бунаков

Бунаков Николай Фёдорович [26.11 (8.12).1837, Вологда, - 8(21). И. 1904, Петербург], педагог, теоретик и практик нач. обучения. Окончив Вологодскую гимназию (1854), сдал экзамены на звание учителя и стал преподавать рус. яз. в уездных уч-щах, а с 1859 в гимназии. В 1866-79 преподаватель рус. яз. в Воронежской воен. гимназии. В 1879 вышел в отставку и полностью посвятил себя всесторонней разработке основ обучения в нач. нар. школе.

Демокр. идеал нар. школы сформировался у Б. под влиянием соч. Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова; в практич. деятельности его учителями были К. Д. Ушииский и Ф. Ф. Резенер. Б. исходил из идеи всеобщего бесплатного начального обучения, предлагал вводить его по отд. районам, а затем распространить на всю страну. Условиями осуществления всеобщего обучения считал организацию подготовки нар. учителей и привлечение широкой земской, общественной и частной инициативы для строительства, оборудования школ и организации в них уч. процесса на принципах науч. педагогики. В шк. программу включал обучение чтению, письму, арифметике, пению и рисованию, элементам природоведения, отеч. истории и географии, а также гимнастич. упражнения. В системе уч. занятий выделял 3 решающих элемента: обучение грамоте, объяснит, чтение и письменные упражнения. Б. защи-щат и разрабатывал звуковой аналитико-синтетич. способ обучения грамоте. Он подчёркивал, что уроки грамоты являются в то же время и уроками родного языка. Шк. чтение в сочетании с беседами, исследование наглядного материала должны давать детям реальные знания, учить их работать с книгой.

Школа, по мнению Б., обязана обеспечить гармонич. развитие ребёнка в физич., умственном, нравств. и эстетич. отношении. Важнейшее значение в воспитании придавал содержанию и характеру обучения, личности учителя, разумным шк. порядкам, основанным на сознательной дисциплине. Исключение из школы, телесные и оскорбляющие человеческое достоинство наказания категорически отвергались. Экзамены в начальной школе Б. считал вредными для "школьного дела".

Лабораторией пед. поисков Б. стали содержавшиеся на его средства нач. школа в Воронеже (в 1867-84), а затем нач. нар. уч-ще в с. Петино (ныне Хо-хольского р-на Воронежской обл.), к-рое Б. возглавлял в 1884-1902, при уч-ще Б. открыл школу для взрослых и нар. б-ку, организовал первый в России крестьянский самодеятельный т-р (1888; был его руководителем). В 1871-76 подготовил пособия, охватывающие полный курс нач. школы, в т. ч.: для учащихся - "Азбука и уроки чтения и письма" (1871, 1916'°°), первая книжка для чтения "Книжка-первинка" (1881, 191137), хрестоматия для нач. школы "В школе и дома" (1876, 1911") и др.; для учителей - "Обучение грамоте по звуковому способу, в связи с предметными уроками и перво-нач. упражнениями в родном языке" (1871, 190324), "Родной язык как предмет обучения в нар. школе с трёхгодичным курсом" (1872, 191418) и др. В 1872 Б. читал лекции по методике обучения рус. яз. на Всерос. учительском съезде в Москве, а затем руководил земскими учительскими съездами (1873-83) и учительскими курсами (1873-74, 1881-83, 1897-1900) в разл. губерниях. Деятельность Б. была отмечена Золотой медалью (1882) и Почётным дипломом (1895) Петерб. к-та грамотности. Правительство трижды (1875, 1884, 1901) запрещало Б. руководство съездами и курсами, считая его неблагонадёжным. В 1902 за критику офиц. шк. политики он был арестован, выслан и лишён права заниматься пед. и обществ, деятельностью.

Посмертно опубликованы мемуары Б. "Как я стал и как перестал быть "учителем учителей"" (1905) и "Моя жизнь в связи с общерусской жизнью, преимущественно провинциальной" (1909).

С о ч.: Избр. пед. соч., вступ. ст. В. 3. Смирнова, М., 1953; Сел. школа и нар. жизнь, СПБ, 1906; Шк. дело, СПБ, 19063.

Лит.: M а к с д о и о в Л. В., Н. Ф. Бу-наков, его жизнь и деятельность, СПБ, 1907; Соловьева В. Д., Пед. взгляды и деятельность Н. Ф. Бунакова, М., 1960 (библ.); Лапатухин М. С., Н. Ф. Бунаков и его метод, система, РЯШ, 1974, № 6.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета