Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Близнецовый метод

Близнецовый метод, метод сопоставления психол. особенностей членов близнецовой пары (см. Близнецы), позволяющий определить степень влияния наследств, факторов и среды на формирование тех или иных психич. качеств человека. Предложен Ф. Галетоном в 1875. Основан на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные (двуяйцевые) - неидентичный. При условии, что члены близнецовых пар любого типа имеют сходную среду воспитания, большее внутри-парное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследств, влияний на изменчивость изучаемого признака.

Разл. модификации Б. м. были предложены А. Гезеллом, А. Р. Лурией и др. В совр. науке используются методы разлучённых монозиготных близнецов, контрольного близнеца, близнецовой пары.

В науч. лит-ре описано 130 пар монозиготных близнецов, в силу разл. обстоятельств живших и развивавшихся раздельно. Анализ их внутрипарного сходства и различия весьма показателен, т. к. параметры сходства, вероятно, должны однозначно свидетельствовать о наследуемости изучаемого признака. Однако анализ семей разлучённых близнецов, поведение к-рых было по нек-рым параметрам сходным, показал, что в подавляющем большинстве эти пары попадали в мало различавшуюся среду. Т. о., сходство психол. признаков могло иметь и не-генетич. происхождение.

Метод контрольного близнеца (или контроля по партнёру) сводится к тому, что один из близнецов подвергался внеш. воздействиям (напр., обучению), результаты к-рых должны свидетельствовать о степени его восприимчивости к влияниям среды.

При использовании метода близнецовой пары гл. внимание уделяется анализу специфики взаимоотношений между близнецами.

Оценка результатов, полученных с помощью Б. м., основывается на допущении равенства средовых влияний на монозиготных и дизиготных близнецов. Однако установлено, что условия развития монозиготных близнецов неодинаковы по сравнению с дизиготными. Это диктует необходимость спец. анализа тех переменных близнецовой среды, к-рые являются значимыми для формирования исследуемого признака.

Различие применяемых методик, несходство используемого материала, разная степень достоверности полученных данных часто приводят к тому, что результаты мн. исследований оказываются несравнимыми. Тем не менее Б. м. остаётся гл. средством анализа актуальных психогенетич. проблем человека. Помимо решения психогенетич. задач применение разл. вариантов Б. м. позволяет раскрыть психол. содержание понятия "среда" и открывает новые возможности для проведения исследований по психологии личности, психодиагностике, социальной психологии и др.

Лит.: Равич-ГЦербо И. В., Метод близнецов психологии и психофизиологии, в кн.: Проблемы генетич. психофизиологии, М., 1978: Талызина Н. Ф., Кривцова С. В., М у х а м а т у л и и а Е. А., Природа индивидуальных различий: опыт исследования близнецовым методом, М., 1991.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета