Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Борзов

Борзов Александр Александрович [29.7 (10.8).1874, Воронеж, - 6.3.1939, Москва], физикогеограф, д-р геогр. наук (1935), проф. (1918). Засл. деят. науки РСФСР (1935). Окончил естеств. отделение физ.-мат. ф-та Моск. ун-та (1899). С 1900 преподавал географию в разл. ср. уч. заведениях и одновременно работал в Румянцевской публичной б-ке (ныне Рос. гос. 6-ка), где организовал отдел географии и картографии (с 1919 зав. отделом). С 1913 в Моск. ун-те (в 1926- 1938 зав. кафедрой физ. географии) и одновременно в Моск. ин-те инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии и Моск. гор. пед. ин-те им. В. П. Потёмкина. Директор (с 1928) НИИ географии МГУ и декан почвенно-геогр. ф-та ун-та (1932-36).

В основополагающей ст. "География * (1912) Б. сформулировал осн. задачи и цели науч. географии, содержание и методику преподавания географии в школе. Эти взгляды Б. нашли отражение при выработке в 1913-15 новых программ и создании ряда учебников. В докладе на 1-м съезде преподавателей географии (1915) обосновал необходимость внедрения методов наглядного обучения, создания новых типов уч. карт и атласов, организации при школах геогр. кабинетов и музеев, а также широкой пропаганды науч. геогр. знаний в массах. В нач. 20 в. подготовил для учителя серию картин по географии России с объяснит, текстом, к-рые по своему содержанию являлись ценнейшим метод, материалом при геогр. описаниях разл. р-нов России. При изучении природы в шк. курсах считал необходимыми организацию и проведение экскурсий, выработку методики краеведч. наблюдений (т. н. малой и местной географии) и на примере геогр. экскурсий в окрестностях Москвы показал, какое это имеет значение для выработки геогр. мышления у учащихся.

Большую роль Б. отводил уч. картам, рассматривая их как средство, помогающее истолкованию взаимосвязи и взаимообусловленности геогр. явлений на территории к.-л. страны. Как редактор, консультант и рецензент карт и атласов способствовал становлению и развитию уч. картографии. Постоянно подчёркивал значение тесной связи картографии с географией.

После 1934 принял активное участие (вместе с Н. Н. Баранским и А. С. Барковым) в реформе шк. геогр. образования, создании новых программ и учебников.

Известен Б. также как исследователь Европ. части СССР, особенно много сделавший в изучении рельефа Вост.-Европ. равнины, организации полевых геоморфо-логич. работ, разработке теоретич. и прикладных задач геоморфологии. Участвовал в редактировании и составлении ряда оригинальных карт для Большого сов. атласа мира и 1-го изд. БСЭ. В 1928-38 ред. журн. "Землеведение" Моск. об-ва испытателей природы.

Соч.: Геогр. работы. M., 19542; Картины по географии России, т. 1 - 2, М.. 1908 - 17; География, в кн.; Практич. шк. энциклопедия, под ред. Н. В. Тулупова и П. М. Шестакова, М. 1912, с. 148-64; Геогр. экскурсии в окрестностях Москвы, [М.], 1925 (2 изд. под заглавием: Геогр. экскурсии под Москвой. Метод, пособие для учителя, М., 1933. в соавт.). Лит.: Соловьев А. И., А. А. Борзов, Ми949 (лит.); Петухов А. Ф.. А. А. Бор-зов. Краткий очерк жизни и деятельности, М., 1951. И. Г. Нордега.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета