Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Украина

Украина, гос-во в Воет Европе Пл 603,7 тыс км2 Нас 52,1 млн чел (1994), в т ч украинцы - св 72%, русские - 22,1% Гос яз - украинский Столица - Киев

В 1989 на 1000 чел населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 794 чел с высшим и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 - 681 чел) В отраслях экономики было занято 6822 тыс специалистов, в т ч 2942 тыс с высшим и св 3879 тыс со ср спец образованием

Дошкольные учреждения Первые дошк учреждения открыты в 70-х гг 19 в Однако их распространение началось после образования Киевского об-ва нар дет садов (1907), Киевского, Одесского и Харьковского Фребелевских об-в Они открывали в городах "очаги" - дет сады и т и, а также курсы (1-2 года) воспитательниц для этих учреждений, работавших на рус языке В 1908-18 в Киеве действовал Высш жен пед ин-т (срок обучения - 3 года), учрежденный Фребелевским об-вом

После окончания Гражд войны (1920) стала создаваться гос система учреждений обществ дошк воспитания Уже в 1924 136 дет садов и яслей посещало 6 тыс детей С сер 20-х гг разрабатывались респ программы воспитания для дет садов, в качестве языка общения и воспитания в них стал широко использоваться украинский, в отд регионах с учетом расселения народов воспитат работа велась также на русском, а до сер 30-х гг - на польск, нем и др языках В 1940 на У в 6,9 тыс дошк учреждениях воспитывалось 319 тыс детей В 30-40-х гг получили распространение сел дошк учреждения, в т ч сезонные дет площадки Развитие гос системы дошк воспитания было прервано войной Еще к нач 1945 сеть дошк учреждений оставалась меньше довоенной, однако в кон 40-х гг она была восстановлена, а позже значительно расширена В 1950 в постоянно действующих дет садах воспитывалось ок 156 тыс детей, а в 1958 - уже 292,2 тыс воспитанников С 1959 начали создаваться объединенные дошк учреждения - дет ясли-сад, ставшие постепенно оси типом дошк учреждений Совершенствовались программы воспитания и предшк подготовки В нач 90-х гг работало св 23 тыс дошк учреждений, в к-рых воспитывалось св 2,6 млн детей Обеспеченность детей соответствующего возраста дошк учреждениями составляла св 61% Ок 60% вели воспитат работу на укр яз В них занято св 200 тыс пед работников Специалистов высш квалификации для дошк учреждений в нач 90-х гг готовили Киевский, Одесский, Ровенский и Славянский пед ин-ты, воспитателей со ср спец образованием - ок 40 пед уч-щ

Общеобразовательная шко-л а Истоки укр школы тесно связаны с историей Др Руси и ее культурой Первые школы в Киевской Руси появились в кон 10 в (988, Киев) и получили нек-рое распространение в 11-12 вв В 1086 в Киеве создано первое жен уч -ще С 11 в известны приходские школы (дьяков-ки), где детей обучали чтению, письму и церк пению

Татаро-монг нашествие (13 в) привело к упадку Киева, Чернигова и др полит и культурных центров воет славян В 14-15 вв зап и юго-зап княжества, наследовавшие культуру Киевской Руси, были захвачены венг, литов и польск, а также османскими правителями Эти терр получили назв Малой (Киев, Полтава, Чернигов и др), Галицкой (Львов), Угорской (Ужгород) и Буковин-ской (Мукачево) Руси Школы, продолжавшие традиции воет -слав учености, сохранялись при немногочисленных православных монастырях в Киеве, Чернигове, Путивле и др После Люблинской (1569) и Брестской (1596) уний православная церковь на этих терр подпала под главенство римско-католической

В этих условиях образоват возможности для исповедовавших православие по воет обряду сокращались, тогда как для католиков и униатов открывались иезуитские коллегии (Львов, Луцк, Каменец-Подольский, Винница, Киев и др), васи-лианские (униатские) школы и др В кон 16 - нач 17 вв появились также протестантские, гл обр социнианские, школы Православным просветит центром была школа, основанная (1576) кн Константином Острожским Просвещению населения У способствовало распространение книгопечатания на кириллице (типография Ивана Федорова во Львове, оси в 1573) В православных братских школах (среди них крупнейшие Львовская, Киевская, Луцкая) учились дети казацкой старшины, духовенства, горожан и ремесленников Дети крестьян, в массе ставших казаками, селившимися в обособленных слободах, чаще всего были лишены возможности учиться Наряду с печатной лит-рой на церк -славянском стали появляться рукописные произведения на нар языке, отразившие особенности разговорной речи населения Поднепровья

После восстановления в Киеве (1620) при поддержке константинопольского патриарха высш православной церк иерархии регионом активной борьбы коренного населения с ополячиванием стала Малороссия, а ее идеологич центром - Киевская братская школа (ректор И Борецкий - Иов, митрополит Киевский с 1619) В 1632 школа объединена с Киево-Печерской монастырской в коллегию под руководством II Могилы (митрополит Киевский и Галицкий с 1632) Выстоять в воен борьбе с Речью Поспо-литой малорос казачество могло только в союзе с укрепившимся Рос гос-вом

После Переяславской Рады (1654) терр Малороссии вошла в состав Рос гос-ва В крупных поселениях и в новых городах (Сумы, Харьков, Запорожье) при церквах открывались школы грамоты, действовали немногочисленные гор и сел частные нач школы Обучение грамоте вели и странствовавшие учителя, т. н. мандрованные дьяки.

В 1701 указом Петра I Киево-Могилян-ской коллегии присвоен статус академии (см. Киево-Могилянская академия). В нач. 18 в. созданы школы повышенного типа: Черниговский (1700), Харьковский (1727), Переяславский (1737) коллеги-умы. Во 2-й пол. 18 в. укр. население вместе с рус. переселенцами, немцами, греками и др. начали хоз. освоение терр. Новороссии (регионы Одессы, Херсона, Николаева, Елизаветграда и др.). Однако в условиях рус.-тур. войн 18 в. создание школ не стало первоочередной заботой гос-ва.

В результате разделов Польши (с 1772) зап. украинские и буковинские земли отошли к Австрии. По австр. шк. реформе 1776 здесь были организованы гос. начальные (тривиальные) и неполные средние (главные) школы, где обучение, как правило, проводилось на нем. яз. Существовали также приходские школы с обучением на польск., нем. и лишь иногда на родном языке. В рос. губерниях с укр. населением в 1786 появились малые нар. уч-ща; в 1788 - главные (первые - в Киеве, Чернигове, Харькове, Новгород-Северском). В соответствии с общерос. шк. реформой 1803-04 на терр. У. были основаны гимназии: в Новгород-Северском (1804), Харькове (1805), Киеве (1809) и др. городах, а также уездные и приходские уч-ща. Открывались привилегиров. уч. заведения, совмещавшие курсы ср. и высш. школы: Кременецкий (1805), Ришельев-ский в Одессе (1817), Нежинский (1820) лицеи (см. в ст. Лицеи). Были созданы ин-ты благородных девиц в Харькове (1812), Полтаве (1817), Одессе (1828), Киеве (1838).

На терр. У. были организованы Харьковский (1803-1917), Одесский (1832- 1917) и Киевский (1832-1917) уч. округа, в адм. подчинении к-рых находились уч. заведения.

В 50-х гг. 19 в. нач. обучение осуществляли сел. школы грамоты (церк. ведомства и мин-ва гос. имуществ) и гор. уездные и приходские уч-ща. В сер. 19 в. в губерниях с укр. населением в нач. школах разных типов обучалось ок. 67 тыс. чел. Ср. образование давали св. 15 муж. гимназий, 2 лицея, 3 кадетских корпуса, 5 жен. ср. уч. заведений. Обучение во всех школах велось на рус. языке.

В кон. 50-х - нач. 60-х гг. 19 в. на У. появились воскресные школы для взрослых (первая - в 1859 в Киеве; в 1862 - 67 воскресных школ). В 70-90-х гг. значит, роль в нар. образовании играли земства, к-рые открывали и содержали нач. школы, готовили учительские кадры. К кон. 19 в. насчитывалось ок. 17 тыс. нач. школ, однако они охватывали лишь третью часть детей соответствующего возраста. Ср. образование давали 129 гимназий (52 мужские и 77 женских), 19 реальных и 17 коммерч. уч-щ, 4 кадетских корпуса, 5 ин-тов благородных девиц. Среди ср. уч. заведений значит. часть составляли частные. Одной из известных частных школ на У. была коллегия Павла Галагана (осн. в 1871), где хорошо была поставлена уч. работа, много внимания уделялось общему развитию учащихся.

Во 2-й пол. 19 в. частные нач. школы с обучением на родном языке стали открывать представители укр. нац. движения. По полит, причинам в 1863 было запрещено печатание книг на укр. яз., в 1876 - использование укр. яз. в уч. заведениях.

В Вост. Галиции австро-венг. власти препятствовали обучению детей на родном языке, большая часть нач. школ ограничивалась первым классом и не обеспечивала элементарного образования. Преподавание в ср. школах (гимназиях) велось гл. обр. на польск. яз.; в 1911/12 в числе 134 ср. общеобразоват. школ Вост. Галиции было лишь Ис обучением на укр. яз. В Закарпатской У. вообще не было ср. школ с преподаванием на укр. яз.

В период 1905-07 был основан Все-укр. учительский союз (руководитель - Б. Д. Гринченко), отстаивавший требования обучения учащихся на родном языке. В 1914/15 уч. г. на У. (в совр. границах) имелось 26,1 тыс. общеобразоват. школ (св. 2,6 млн. учащихся), в т. ч. начальных 25,1 тыс., неполных средних 386 (49,7- тыс. учащихся), средних 577 (185,8 тыс. учащихся). Грамотные среди нас. в возрасте 9-49 лет составляли 27,9%, в т. ч. среди мужчин 41,7%, среди женщин 14% (данные переписи 1897).

После Окт. революции 1917 в УССР вошли терр. Малороссии и зап. Новороссии. Здесь началась организация новой системы шк. образования. Был создан Секретариат (Наркомат) просвещения во главе с В. П. Затонским, руководивший преобразованиями в области культуры. Пр-во УССР издало декрет о ликвидации неграмотности среди укр. населения (май 1921); контроль за его выполнением был возложен на Всеукр. чрезвычайную комиссию по ликвидации неграмотности. С 1923 действовало об-во "Долой неграмотность!". В 1919-27 грамоте обучилось ок. 2 млн. взрослых. К 1939 на У. грамотность населения составила 88,2%.

Другой важнейшей проблемой была борьба с дет. беспризорностью. Для беспризорных и безнадзорных детей создавались дет. дома, к-рые содержались как за счёт гос. средств, так и за счет самообслуживания и умелой организации производит, труда дет. коллективов и их воспитателей. Примером служили колонии им. М. Горького и им. Ф. Э. Дзержинского, к-рыми руководил А. С. Макаренко.

1-м Всеукр. совещанием по образованию (март 1920) была утверждена система нар. образования в республике, к-рая отличалась от принятой в РСФСР. Был создан единый тип 7-летней трудовой школы с двумя концентрами, на базе к-рой строилась 2-3-летняя проф. школа. Следующей ступенью образования была высш. школа 2 типов: техникумы для подготовки специалистов узкого профиля и ин-ты, выпускавшие специалистов широкого профиля. Укр. система образования строилась по монотехн. принципу (см. Монотехническое образование). В кон. 20-х - сер. 30-х гг. на У. система нар. образования была перестроена |В соответствии с общесоюзной. Совершенствованию уч.-воспитат. работы в школе содействовал 1-й Всеукр. съезд учителей (1925, Харьков).

В 1930 начато осуществление обязат. нач. обучения детей в возрасте 8-15 лет. В 1932/33 уч. г. в УССР обучением было охвачено 4,5 млн. детей, что вдвое больше, чем в 1928/29. Особенно быстро росла сеть школ в сел. местности. После воссоединения Закарпатской Украины с УССР (1939) в короткий срок были созданы условия для осуществления всеобщего обязат. образования на родном языке, развернулась ликвидация неграмотности. В 1940/41 уч. г. на терр. У. было 30,8 тыс. школ, в т. ч. 4,4 тыс. средних и ок. 11 тыс. 7-летних. В общеобразоват. школах республики обучалось св. 6,6 млн. учащихся, работало 250 тыс. учителей.

В годы Вел. Отеч. войны нем.-фаш. оккупанты на терр. У. уничтожили полностью св. 8 тыс. школ (в т. ч. 6 тыс. сельских). После освобождения терр. У. (с 1944) быстро восстанавливалась шк. сеть: в 1945/46 уч. г. возобновили работу св. 28 тыс. общеобразоват. школ У., в к-рых обучалось св. 5 млн. чел. Распространились школы рабочей и сел. молодёжи (в 1950/51 уч. г. - св. 790 отд. школ, св. 4 тыс. отд. классов; 270 тыс. учащихся). Быстрыми темпами развивалось общее ср. образование. В 1959/60 уч. г. начался переход к всеобщему обязат. 8-летнему образованию (в 1960/61 уч. г. повсеместно завершён); в 1966/67 уч. г. - к всеобщему ср. образованию молодежи; к этому времени число ср. школ в республике достигло 6,7 тыс.

В сер. 80-х гг. работало 22,3 тыс. школ, в к-рых обучалось 7,4 млн. чел. 99% выпускников 8-х кл. продолжали образование в ср. уч. заведениях.

Однако в рамках СССР уч. заведения работали по общесоюзным программам, что во мн. случаях приводило к слабому освоению школьниками укр. культуры.

Со 2-й пол. 80-х гг. развернулась реформа общеобразоват. школы, продолжившаяся с авг. 1991 в суверенном гос-ве Украина.

В 1991 принят Закон об образовании, провозгласивший осн. принципы: гуманизм и демократизм, приоритетность общечеловеческих духовных ценностей, органич. связь с нац. историей, культурой и традициями, непрерывность и многообразие образования.

Обязательным считается обучение до 15 лет. Школа подразделяется на 3 ступени: начальную, основную (9 лет обучения) и старшую. Окончание ст. школы дает полное ср. образование. Для развития способностей детей создаются профильные классы, специализиров. школы, гимназии, лицеи, а также разл. виды уч.-воспитат. комплексов. Особо одарённым детям гос-во оказывает поддержку и поощрение. Для работающих граждан, желающих получить полное ср. образование, создаются вечерние и т. п. школы, классы, группы, в т. ч. для ускоренного освоения уч. программ.

В 1994 в У. действовало ок. 21 тыс. общеобразоват. школ (ок. 6,9 млн. учащихся), в т. ч. с обучением на рус. яз. - св. 5 тыс. школ. Всего на рус. яз. обучалось ок. 3,5 млн. учащихся. В школах занято ок. 540 тыс. педагогов, в т. ч. св. 83% с высш. образованием.

Сеть внешк. учреждений охватывает ок. 900 домов дет. творчества, св. 250 станций юных техников, ок. 200 станций юных натуралистов, св. 20 станций юных туристов, св. 500 ДЮСШ.

Профессионально - техническое образование. В 15- 17 вв. осуществлялось гл. обр. путём ученичества в рамках цеховых opr-ций (сапожников, скорняков, бондарей и др.) в крупных городах. С кон. 18 в. начали создаваться проф. школы на судостроительных верфях, металлургич. з-дах и др. В 1-й пол. 19 в,., низшее проф. образование на У. осуществлялось в доп. кл. и на курсах при уездных уч-щах, а также в спец. проф. уч. заведениях (Киевское ж.-д. уч-ще, Херсонское уч-ще торг, мореплавания, Екатеринославское уч-ще садоводства и др.). В 70-х гг. 19 в. проф. школы открывали отделения Рус. техн. об-ва в Киеве, Харькове, Одессе. В кон. 19 - нач. 20 вв. проф.-тех. подготовку давали низшие техн. уч-ща (Миргородская худ.-пром. школа, Гнединское техн. уч-ще и др.) и ремесл. уч-ща (10) в Киеве, Одессе, Елизаветграде, Чернигове, Житомире и др. городах. Число ремесл. школ и классов было незначительным; осн. часть квалифициров. рабочих готовилась на предприятиях путём ученичества на рабочих местах. В зап. областях У. открывались гл. обр. частные низшие проф. уч. заведения (торг, школа во Львове, ткацкая - в Черновцах и др.).

В УССР на базе ремесл. уч-щ и школ была создана сеть проф.-тех. курсов и школ; в 1919-20 на У. распространились школы-клубы (Харьков, Екатеринослав и др.), в к-рых кроме занятий (в т. ч. по технологии, машиноведению и др. техн. дисциплинам) устраивались экскурсии, лекции, лит.-муз. вечера. В 20-х гг. проф.-тех. уч. заведения на У. были включены в единую систему проф. образования. В это же время стали открываться школы ФЗУ (первые - при паровозоремонтном з-де в Харькове и при Брянском з-де в Екатеринославе). В 1938 имелось 265 школ ФЗУ (49,5 тыс. учащихся). Наряду со школами ФЗУ в 30- 40-х гг. получили распространение горно-пром. уч-ща, строит, и с.-х. школы. В нач. 40-х гг. создана система Гос. трудовых резервов, к-рая продолжала развиваться после 1945: было восстановлено и вновь открыто 508 проф.-тех. уч. заведений, в т. ч. 165 ремесл. уч-щ, 30 ж.-д. уч-щ, 313 школ ФЗО, в к-рых обучалось 126 тыс. чел. В 1954 открылись техн. уч-ща. С 1958 все типы нач. проф. уч. заведений реорганизованы в сел. и гор. проф.-тех. уч-ща (205 тыс. учащихся в 1962). С нач. 70-х гг. на У. созданы ср. проф. тех. уч-ща с 3-4-летним сроком обучения, дававшие выпускникам нач. проф. и общее ср. образование (в 1970/71 уч. г. -св. 110 уч-щ, 36 тыс. учащихся). В 1940-81 гос. системой проф.-тех. образования на У. было подготовлено св. 8 млн. квалифициров. рабочих. В нач. 90-х гг. в республике работало ок. 1 тыс. проф.-тех. уч-щ, в к-рых по 650 профессиям обучалось 440,5 тыс. учащихся.

Подготовка преподавателей для проф.-тех. уч-щ ведётся пед. ин-тами и индустр.-пед. техникумами.

Среднее специальное образование. В кон. 19 - нач. 20 вв. сформирована система пром. уч-щ, в к-рую входили и ср. специальные - для подготовки техников. В кон. 19 в. было 11 ср. техн. и с.-х. уч-щ, в т. ч. горное - в Горловке, политехн. и элект-ромеханич. - в Одессе, техническое - в Николаеве, землемерное - в Полтаве, сельскохозяйственные - в Харькове, Умани, Херсоне и др. Ср. пед. образование давали учительские ин-ты. В 1914/15 уч. г. на терр. У. было 88 ср. спец. уч. заведений (12,5 тыс. учащихся).

В 20-х гг. техникумы на У. создавались как высш. уч. заведения, готовившие специалистов узкого профиля. В 1930 они были реорганизованы в ср. спец. уч. заведения. В 1940/41 уч. г. в более чем 690 таких учреждений обучалось св. 196 тыс. чел. К 1941 в нар. х-ве У. было занято 294,5 тыс. специалистов со ср. спец. образованием. С 1945 восстановление и стр-во техникумов и уч-щ стали частью широкой гос. программы ликвидации последствий войны. В 1945/46 уч. г. контингент учащихся достиг 164,1 тыс. чел., т. е. 83,6% довоен. уровня. В 50-х гг. число учащихся возрастало в значит, мере за счёт выпускников ср. школ. В 70-80-х гг. началась подготовка кадров по новым специальностям: микроэлектроника, программирование для ЭВМ и АСУ, произ-во пром. роботов и др. В 1-й пол. 90-х гг. в 730 ср. спец. уч. заведениях ежегодно обучалось св. 700 тыс. чел. Среди 133 тыс. преподавателей 95% имели высш. образование.

Высшее образование. Первыми высш. уч. заведениями на У. были Киево-Могилянская академия (осн. в 1632) и Львовский университет (осн. в 1661; находился под австр. управлением). В 1805 был открыт Харьковский ун-т, в 1834 - Киевский. В 1-й пол. 19 в. высш. образование давал полный курс нек-рых привилегиров. уч. заведений: Кременец-кий, Ришельевский и Нежинский лицеи. В 1865 Ришельевский лицей был преобразован в Новороссийский ун-т. Во 2-й пол. 19 в. на У. началась подготовка специалистов с высш. образованием для промети и с. х-ва; были созданы Харьковский вет. ин-т (1851), Харьковский технол. ин-т (1885), Киевский политехн. ин-т (1898, по инициативе Д. И. Менделеева), Екатеринославское высш. горное уч-ще (1899) и др. Работали Высшие жен. курсы в Киеве (1878-89 и с 1905), Одессе (с 1906), Харькове (с 1913), жен. мед. ин-т в Киеве (с 1907). В 1914/15 уч. г. на У. (в совр. границах) насчитывалось 27 высш. учебных заведений, в к-рых обучалось 35,2 тыс. студентов. Обучение на укр. яз. в вузах не было принято.

В УССР в 1919 в Киеве, Харькове, Екатеринославе (где с 1918 работал ун-т) при вузах были открыты подготовит, курсы, в 1921 создали рабфаки. В 20-х гг. на У. подготовку специалистов с высш. образованием осуществляли техникумы и ин-ты. В 1927/28 уч. г. на У. работало св. 39 высш. уч. заведений (29,1 тыс. студентов). В 30-х гг. произошла перестройка системы высш. образования: техникумы стали ср. спец. уч. заведениями; были созданы новые вузы: индустр.-техн., с.-х., экон., пед., мед. В 1932-33 были восстановлены как укр. вузы Киевский, Харьковский, Одесский и Днепропетровский (Екатеринослав-ский) ун-ты. В 1938/39 уч. г. в УССР было 129 высш. уч. заведений (124,4 тыс. студентов).

На зап.-укр. землях и в Сев. Буковине до их воссоединения с УССР действовало 5 высш. уч. заведений. Преподавание в Черновицком ун-те велось (с 1920) на рус. яз., в др. вузах - на польском. В 1921-25 в ответ на запрещение принимать во Львовский ун-т украинцев был организован Львовский тайный ун-т (в 1921/22 уч. г. - 1258 студентов). После воссоединения зап.-укр. земель с УССР число высш. уч. заведений увеличилось: в 1940/41 уч. г. работало уже 15 вузов.

В нач. Вел. Отеч. войны мн. вузы республики были эвакуированы в вост. р-ны СССР. В 1945/46 уч. г. была возобновлена деятельность 154 укр. вузов (137 тыс. студентов). В 1965 число студентов увеличилось до 690 тыс., в 1970 - до 806,6 тыс.

По Закону об образовании 1991 к вузам отнесены техникумы (уч-ща), колледжи, ин-ты, консерватории, академии и ун-ты. Вузы могут создавать разл. комплексы уч. объединений. В вузах возможно получение проф. образования как полного, так и неполного профиля.

В 1-й пол. 90-х гг. работало ок. 150 вузов, в к-рых обучалось св. 870 тыс. студентов, из них св. 66% - украинцы. Среди вузов: 9 ун-тов (Днепропетровский, Донецкий, Запорожский, Киевский, Львовский, Одесский, Ужгородский, Харьковский, Черновицкий), 50 инж.-техн., 42 - пед. ин-та. В проф.-пре-подават. корпусе вузов - св. 63 тыс. специалистов, в т. ч. св. 5% -доктора и св. 52% - канд. наук.

Педагогическое образование. В 1-й пол. 19 в. пед. подготовку будущих учителей осуществляли пед. ин-ты при Харьковском (с 1811) и Киевском (с 1834) ун-тах. В кон. 1850-х гг. пед. ин-ты были закрыты. Учителя гимназий и др. средних уч. заведений получали образование в ун-тах и лицеях. В 60-70-х гг. 19 в. начала формироваться сеть пед. уч. заведений. Были открыты 3-летние учительские семинарии для подготовки педагогов для нач. школ. Среди первых учительских семинарий: Коростышев-ская (осн. в 1869), Херсонская (1871), Аккерманская (1872), Переяславская (1878). Подготовку учителей гор. школ вели учительские ин-ты. Первый учительский ин-т был открыт в Глухове (1874). Пед. подготовку студентов осуществляли Нежинский ист.-филол. ин-т (в 1875-1917 выпустил 400 учителей), Фребелевский жен. пед. ин-т в Киеве (1908-14), Высш. жен. курсы в Одессе и Харькове. На зап. У. учителей для нар. школ готовили Львовская, Черновицкая, Мукачевская, Ужгородская и др. учительские семинарии. В 1914/15 уч. г. на территории У. было 26 учительских семинарий и 6 учительских ин-тов (по данным на 1.1.1917, соответственно 44 и И).

В 20-х гг. в УССР существовало 2 типа высших пед. уч. заведений: пед. техникумы (в 1921-25 наз. высшими пед. курсами) и ин-ты нар. образования (ИНО). Пед. техникумы (3 года обучения) организовывались на базе учительских семинарий и готовили, как правило, учителей 1--4-х кл. 7-летней школы. ИНО (4 года обучения) открывались на базе учительских ин-тов, ун-тов, Фребелевских курсов и готовили учителей для школ-семилеток (ф-ты социального воспитания) и преподавателей для проф. школ (ф-ты проф. образования).

В 1930 пед. техникумы получили статус ср. спец. уч. заведений, а на базе ИНО из соответствующих ф-тов были созданы самостоят, ин-ты социального воспитания (для подготовки пед. кадров для общеобразоват. школ, внешк. учреждений и пр.) и ин-ты проф. образования (для подготовки преподавателей техникумов и школ ФЗУ). Ин-ты соцвоса в 1934 были преобразованы в пед. ин-ты, ин-ты проф. образования вошли как ф-ты и отделения в состав ун-тов и втузов. В 1940-41 на У. работало 20 пед. и 40 учительских ин-тов (137 тыс. студентов).

После 1945 пед. уч. заведения восстанавливались в первоочередном порядке; в 1945-50 действовали также пед. классы. В 50-х гг. учительские ин-ты были преобразованы в пед. ин-ты и уч-ща. В нач. 90-х гг. педагогов с высш. образованием готовили 10 ун-тов, 29 пед. ин-тов (в т. ч. 2 ин-та иностр. языков), в к-рых обучалось св. 146 тыс. студентов; педагогов со ср. спец. образованием - 50 пед. уч-щ, где обучалось св. 70 тыс. учащихся.

Система повышения квалификации педагогов охватывает св. 20 ИУУ, а также спец. подразделения ун-тов и др. вузов.

Педагогическая наука. Нар. воспитат. идеалы - трудолюбие, уважение к старшим, любовь к родному краю, храбрость - отражены в устном нар. творчестве вост. славян (былины, сказки, пословицы, поговорки и др.). Пед. идеи времён Киевской Руси сформулированы в "Поучении Владимира Мономаха детям" (кон. 11 - нач. 12 вв.). В 16-17 вв. деятели братских школ И. Борецкий, М. Смотрицкий, Л. Зиза-ний, П. Могила и др. внедряли в уч. заведениях передовые для своего времени принципы и методы обучения. Учебники, созданные в Киеве, Львове и др., "Адельфо-тес" (1591), "Грамматика словенска..." Л. Зизания (1596), "Грамматика словенска" М. Смотрицкого (1619) получили европ. признание. В 17 - 1-й пол. 18 вв. подъём пед. мысли связан с Киево-Моги-лянской академией и деятельностью её профессоров И. Гизеля, С. Яворского, Феофана Прокоповича и др. В 18 в. значит, вклад в развитие укр. педагогики внёс Г. Сковорода. На необходимость развития нар. образования указывал основатель Харьковского ун-та В. Н. Каразин. В сер. 19 в. интерес к проблемам просвещения проявился в деятельности членов тайной полит, орг-ции - Кирилло-Мефодиевского об-ва, в к-рую входили студенты Киевского ун-та. Идеологом демокр. крыла об-ва был Т. Г. Шевченко, к-рый резко осуждал образоват. политику самодержавия и рассматривал просвещение народа как одно из гл. условий нац. и социального прогресса. В 1861 Шевченко издал для воскресных школ "Букварь южнорусский". В том же году были созданы два укр. букваря по звуковому методу: экспериментальный рукописный - известным филологом А. А. Потебнёй и печатный (изд. в Москве) - И. П. Деркачёвым.

В 60-х гг. 19 в. на У. работали такие известные педагоги, как Н. И. Пирогов (был попечителем Одесского и Киевского уч. округов в 1856-61) и Н. А. Корф. Проблемы образования взрослых разрабатывала X. Д. Алчевская - организатор воскресных школ в Харькове. Вопросы теории, организации и методики обучения развивал вслед за К. Д. Ушинским укр. педагог Н. Ф. Левицкий.

Демократия, направление укр. пед. мысли 2-й пол. 19 в. связано с именами М. П. Драгоманова, П. А. Грабовского, Леси Украинки, И. Я. Франко. Значит, вклад в педагогику нач. обучения внёс Т. Г. Лубенец, автор учебников для нач. школ, работ по методике преподавания укр. языка и арифметики и по общей педагогике. С работой лабораторий Новороссийского и Харьковского ун-тов связано становление в России нек-рых направлений эксперим. психологии (H. H. Ланге и др.).

После Окт. революции пед. теория перестраивалась на основе марксизма. Развитию исследоват. работы в педагогике способствовало создание в 1926 в Харькове Укр. НИИ педагогики (с 1934 - в Киеве, с 1955 - совр. назв.), с к-рым связана активизация исследования по психологии (П. И. Зинченко, Г. С. Костюк и др.).

Творчески разрабатывал педагогику на У. А. С. Макаренко. Почти до кон. 20-х гг. в пед. науке и в практике организации образования доминировали идеи монотехнизма, сторонниками к-рого были Г. Ф. Гринько, Я. П. Ряппо. В 1945 осн. укр. Ин-т психологии (директор Костюк). В 50-60-х гг. на У. исследовались проблемы воспитания молодёжи, дидактики и частных методик, истории педагогики: создавались новые учебники, программы и планы; в кон. 50-х гг. созданы новые варианты шк. учебников по истории и географии У. В 50-60-х гг. получила известность науч. и практич. деятельность В. А. Сухомлинского, разрабатывавшего актуальные вопросы воспитания, пед. этики, управления школой.

В 60-80-х гг. известность приобрели творческие поиски путей обновления воспитат. практики общеобразоват. школы, связанные с деятельностью Т. Ф. Бугай-ко, А. А. Захаренко, а также с эксперим. исследованиями рус. педагогов на У. - В. П. Шаталова (Донецк), В. В. Репкина (Харьков), М. П. Щетинина.

Исследоват. работа ведётся в н.-и, ин-тах педагогики и психологии, на кафедрах педагогики и психологии ун-тов и пед. ин-тов, ИУУ. В 1992 образована Академия пед. наук У. (през. - Н. Д. Ярманенко). В нач. 90-х гг. разработаны и изданы новые программы и учебники по гуманитарным предметам для разл. групп учащихся, в т. ч. для обучающихся на рус. яз., а также для крымских татар.

Подготовкой учебников для школ и вузов заняты сотрудники НИИ Укр. АН. При Академии пед. наук работает (с 1977) Пед. музей (осн. в 1948 как Респ. пед. выставка). В Пед. об-ве (осн. в 1960) состояло св. 470 тыс. членов.

Педагогическая и детская периодика. Вопросы образования, обучения и воспитания поднимались на страницах укр. периодики со 2-й пол. 19 в. - в журнале "Основа" (1861-62), еженедельнике "Черниговский листок" (1861-63). В 1880-х гг. появились спец. пед. издания: журн. "Пед. вестник" (1881-83), еженедельник "Проф. школа" (1891-92), газ. "Шк. обозрение" (1889-1905). Журн. "Киевская старина" (1882-1906) публиковал очерки по истории просвещения и школы на У. Пед. периодика издавалась в Галиции (газ. "Учитель", "Газета школьна", "Школьна часопись", журн. "Учитель" и др.) и на Буковине ("Буко-винская пед. газета", газ. "Руска школа" и др.). С либеральных позиций освещал вопросы шк. образования, внешк. и семейного воспитания укр. пед. журн. "Сватло" (1910-14). Фребелевское об-во в Киеве издавало на рус. яз. журн. "Дошк. воспитание" (1911-16).

В первые годы сов. власти появились многочисленные пед. газеты, журналы, бюллетени на укр. яз., в к-рых освещались актуальные задачи образования. В 20-х гг. выходили журн. "ЕНстник Нар-компросу УРСР", "Пролетарська освита", "Шлях ocbjth", "Радянська освгга", "Дитячий рух" и др.

До нач. 90-х гг. выходили пед. журн. "Радянська школа" (с 1922), "Украшська мова i лггература в школ!" (с 1951), "Рус. яз. и лит-ра в ср. уч. заведениях УССР" (с 1976; до 1984 наз. "Рус. яз. и лит-ра в школах УССР"), "Початко-ва школа" (с 1969), "Дошкшьне вихован-ня" (с 1931), газ. "Радянська освгга" (с 1940).

Лит.: Гриценко М. С., Нарисизгсто-pii школи в Украшсыай РСР (1917-1965), Кит, 1966; Народна oceira i педагопчна наука в Украшсыай РСР. 1917-1967, Кшв, 1967; Здо-бутки народно! освгги Украшсько! РСР, Кигв, 1976; poskbjt народно! ocbjth в захщних областях Украши, Кшв, 1979; Народна освгга i педагопчна наука в Украшсыай РСР у десяти п'яти-pi4ui, Кит, 1981; Ефименко Г. Г., Красников В. М., Новоминский А. Н., Высшая школа Укр. ССР. Успехи, проблемы развития, К., 1978; Пузанов М. Ф., Терещенко Г. И., Очерки истории проф.-тех. образования в Укр. ССР, К., 1980; Ефименко Г. Г., Лилицкий Г. А., Баженов В. А., Высшее образование в Укр. ССР, К„ 1983. С. И. Гаевский/

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета