Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Физическое воспитание

Физическое воспитание, педагогически организованный процесс передачи от поколения к поколению способов и знаний, необходимых для физич совершенствования Цель Ф в - разностороннее развитие личности человека, его физич качеств и способностей, формирование двигат навыков и умений, укрепление здоровья

Осн средства Ф в - физич упражнения, использование естеств сил природы (солнечная энергия, воздушная и водная среда и т и), соблюдение правил гигиены (личной, трудовой, бытовой и т и) Физич упражнения разносторонне воздействуют на развитие физич способностей Познание закономерностей влияния физич упражнений на организм, науч методика их выполнения дают возможность использовать физич упражнения для достижения целей Ф в Естеств силы природы в Ф в выступают в качестве условий успешной организации и проведения занятий физич упражнениями и как средство закаливания организма Соблюдение условий гигиены необходимо для сохранения здоровья и физич совершенствования Развитию физич возможностей человека способствует физич труд (особенно на воздухе), к-рый можно использовать как вспомогат средство Ф в Осуществляется Ф в по 3 оси направлениям общая физич, проф физическая и спорт подготовка

Созданию основ Ф в в уч заведениях способствовало глубокое осмысление процесса становления личности Я А Коменским Он предложил физич подготовку детей включать в программу обучения и увязывать ее с уроками по др предметам, подчеркивал роль физич упражнений в духовном и нравств воспитании На развитие теории Ф в большое влияние оказали идеи Дж Локка, Ж Ж Руссо, И Г Песталоцци и пед практика филантропистов (И К Гутс-Мутс и др) Пед теории 19 в ("новое воспитание", "свободное воспитание" и др) рассматривали Ф в как составную часть прогрессивного шк образования

В соответствии с нац традициями в 19-20 вв сложились системы Ф в в массовой школе большинства стран

В России науч основы Ф в были разработаны в последней четв 19 в Большое значение для осмысления влияния физич упражнений на развитие и изменение форм человеческого тела имели работы H И Пирогова Исследования И M Сеченова открыли путь к осознанию общих закономерностей функционирования организма человека и к формированию нового воззрения на вопросы Ф в Популяризации идей Ф в детей в семье и школе способствовали работы врачей E M Дементьева и E А Покровского Дементьев в дисс "Развитие мышечной силы человека в связи с его общим физич развитием" предпринял попытку анализа влияния условий труда на физич развитие молодежи, выступал против насаждения в России иностр систем гимнастич упражнений В течение ряда лет его сборник игр был лучшим руководством для преподавателей Ф в Покровский в работе "Физич воспитание детей у разных народов, преимущественно России" (1884) указал на важность внедрения нац игр в систему Ф в

Особенно большую роль сыграл II Ф Лесгафт, к-рого называют основоположником науч системы Ф в Лесгафт ввел понятие "физич образование" В трудах "Семейное воспитание" (1884), "Руководство по физич образованию детей шк возраста" (1888-1901), "Основы теоретич анатомии" (1892) и др он утверждал, что гл цель воспитания - гармоничное развитие ребенка, под к-рым понимал правильное сочетание умственных и физич сил, их неразрывную связь и активное включение в деятельность человека при ведущей роли сознания человека

Начало массовому физкультурному движению в стране положили воен-спорт клубы и кружки, создававшиеся с 1918 в системе сов всевобуча (всеобщее воен обучение) в условиях Гражд войны В 20-х гг возникли массовые формы - многодневные эстафеты, пробеги, спартакиады и др Важную роль в разработке науч и теоретич проблем Ф в сыграл ученик и последователь Лесгафта В В Гориневский С 30-х гг основу системы Ф в составлял физкультурный комплекс Готов к труду и обороне СССР (ГТО, с 1931), а для детей - "Будь готов к труду и обороне СССР" (БГТО, с 1934) В 30-40-х гг вопросы науч обоснования средств и методов Ф в, содержания тренировок по разл видам спорта, физиол механизмов влияния занятий физич упражнениями на организм занимающихся и др разрабатывались в трудах В В Белиновича, H А Бернштей-на, К X Грантыня, А Н Крестовнико-ва, А Д Новикова, А Ц Пуни, II А Рудика, В С Фарфеля, И M Саркизова-Серазини и др

Несмотря на нек-рый формализм и излишнюю увлеченность широкомасштабными массовыми акциями (напр, воен -спорт игры "Зарница" и "Орленок"), коме и пионерские орг-ции способствовали активным занятиям подрастающего поколения физкультурой и спортом Проводимые по инициативе пионерской орг-ции соревнования дворовых команд по месту жительства на приз "Золотая шайба", "Кожаный мяч" и др помогли выявить и приобщить к физич культуре и спорту мн способных подростков

С нач 90-х гг развитие Ф в детей и подростков испытывает значит материальные трудности Переход к рыночной экономике поставил мн физкультурные и спорт дет и юношеские коллективы в сложные условия Ряд объединений был вынужден либо вообще прекратить деятельность, либо привлекать средства спонсоров, родителей для восстановления жизнеспособности спорт школ, кружков и т п

Структуру самодеят организации физкультурного движения составляют добровольные спорт об-ва Физкультурная работа в дошк учреждениях и уч заведениях регламентируется соответствующими программами и уч планами и входит в сферу ответственности органов управления образованием

Система Ф в ориентирована на разл возрастные группы Оси задачи Ф в детей дошк возраста забота о здоровье, закаливание, содействие правильному и своевременному развитию костной системы, укреплению и пропорциональному развитию всех групп мышц, функцией совершенствование сердечно-сосудистой, дыхат, нервной систем, улучшение обменных процессов В этом возрасте формируются жизненно важные двигат навыки (ходьба, бег, прыжки, метание, ловля, плавание и др), умения согласовывать движения, сохранять правильную осанку, развиваются качества, обеспечивающие рациональное выполнение движений, - ритмичность, ориентирование в пространстве, способность рассчитывать усилия и др К формам организации Ф в детей в возрасте до 1 года относятся индивидуальные занятия физич упражнениями и массаж, позже - групповые занятия (игры 3-6 детей в манежах, прогулки) В дет саду проводятся занятия физич упражнениями по типу уроков (простейшие игры и упражнения, разл построения, прыжки, катание обруча, бег и т и, физкультминутки во время занятий рисованием, лепкой и т и, экскурсии и прогулки на природе, праздники)

В шк возрасте Ф в осуществляется на уроках физической культуры

Ф в учащихся в проф уч заведениях предусматривает наряду с решением задач, свойственных общеобразоват школе, развитие проф способностей, необходимых для трудовой деятельности 10-12% времени из всех уроков отводится на физич подготовку с проф уклоном

Оси формы Ф в студентов учебные и факультативные (по избранным видам спорта) физкультурно-оздоровит мероприятия Обязат уч материал программы по Ф в в вузах предусматривает обучение упражнениям осн, гигиенич, производств и спорт гимнастики, легкой атлетики, плаванию, катанию на лыжах, спорт играм, туристским навыкам и умениям, а также сообщение теоретич сведений по разл вопросам физич культуры

Ф в в семье осуществляется в форме процедур закаливания, физкультпауз во время приготовления уроков, а также самостоят занятий физич упражнениями, игр, развлечений, прогулок (см также Семейное воспитание)

Лит Теория и методика физич воспитания, под ред Б А Ашмарина, M, 1979, Кун Л Всеобщая история физич культуры, пер с венг, M, 1982, История физич культуры и спорта, под ред В В Столбова, M, 1983, Введение в теорию физич культуры, под ред Л H Матвеева, M, 1983, Физич воспитание, M, 1983 В H Шаулин

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета