Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Финляндия

Финляндия (фин Suomi, швед Fin-land), Финляндская Республика, гос-во в Сев Европе Пл 337 тыс км2 Нас св 5 млн чел (1992), 95% - финны, 6,3% - шведы Гос языки - финский и шведский Столица - Хельсинки

В сер 12 в началось завоевание терр Ф шведами С 1323 она входила в состав Швед королевства Первое упоминание о кафедральной школе в Турку относится к 1326 Известно, что студенты с терр Ф учились в ср -век ун-тах Парижа, Болоньи, Лейпцига В период Реформации (с 20-х гг 16 в) епископ Микаэль Агрикола разработал старофинскую письменность, составил (1542) первый фин букварь, перевел на фин яз Новый Завет (1548) и лютеровский катехизис, издание к-рых создало возможности для обучения в приходских школах и на фин языке В 1581 Ф получила статус великого княжества и пользовалась правами внутр автономии В 17 в стали открываться городские и цеховые школы, гимназии (первая в 1649) В 1640 в Або (Турку) учреждена академия (первый в Ф ун-т), с сер 17 в усилилась шведизация Ф, фин язык был вытеснен из сфер нач шк обучения и адм управления Однако рост грамотности продолжался Закон 1686 предписывал каждому учиться с 7 лет грамоте С 18 в при церквах открывались также воскресные школы для взрослых Фактически до сер 19 в ведущую роль в обучении детей сохраняла семья

В Великом княжестве Финляндском, включенном в состав рос гос-ва в 1808, под влиянием оживившегося фин нац движения началось расширение сферы образования на фин языке Академия в Турку была реорганизована в ун-т (1829), переведенный в Гельсингфорс и получивший назв Александровского, языками преподавания были фин и шведский Финский - стал предметом изучения в высш школе В 1848 основано фин техн уч-ще В 1859 открыта первая фин ср школа (частная) в Ювяскюля, в 1863 осн фин учительская семинария В 1863 фин яз официально уравнен в правах со шведским После адм реформ в Ф (60-е гг) вопросы нач обучения отнесены к ведению финляндского самоуправления В 1-й пол 19 в становлению фин лит языка способствовали публикация Э Ленротом нац эпоса "Калевала" (1835, 1849), издание произв худож литры, появление фин периодики

Законом 1866 введена система образования, предложенная У Сигнеусом в каждой коммуне (общине) создавались школы для детей 8-14 лет, существовавшие школы преобразованы в народные и переданы в ведение коммун Нар школы по уровню образования были близки школам рос МНП и земским Законом 1872 оформлена система ср образования, в к-рую включены лицеи, муж реальные и жен школы Лицеи имели отделения 4-летние для поступления в техн уч-ще и 8-летние для поступления в ун-т После нормализации фин языка (70-е гг) значит масштабы приобрело издание уч лит-ры Во 2-й пол 19 в стали создаваться высш нар школы для обучения взрослых

В независимой Ф (дек 1917) принят закон об обязательном обучении детей в возрасте 7-15 лет (1921) Уч предметы, этапы и направленность нач обучения определены законом 1923 В городской нар школе осн курс продолжался 6 лет, ст ступень нар школы - т и гражданская школа - 2 года (обучение включало допрофессиональную подготовку), в сел нар школе осн курс - 7 лет, гражданская школа - 1 год (ориентация на с -х профессии) Ср образование также делилось на ступени неполное (лицей, 5 лет после 4-летнего курса нар школы) и полное (гимназия, 8 лет после такого же курса) Право поступления в вузы давало только окончание гимназии Была создана сеть гос и частных дет садов В 1939 принят закон о проф образовании, укрепивший практич направленность обучения в нар школе и расширивший функции (в сфере проф подготовки) образоват учреждений для взрослых (в т ч "рабочих йн-тов") Сложилась система высш школы Ф, сосредоточенная гл обр в Хельсинки ун-т и техн уч-ще (вуз с 1908), коммерч уч-ща - финское (осн в 1911, вуз с 1920) и шведское (1909, вуз с 1934), другим вузовским центром стал Турку, где появились ун-ты финский (1920) и шведский (Академия Або, 1918)

После 1945 первоочередное внимание уделялось ср и высш образованию В 1959 организация и финансирование нач и ср проф образования отнесены почти целиком к ведению коммунальных властей

В 60-70-х гг выросла сеть вузов В 1963-68 введено обязательное 9-летнее обучение (возраст детей 7-16 лет), созданы школы с единой программой на 1-й ступени (1-6-е кл), на 2-й ступени (7- 9-е кл) практиковалась дифференциация обучения Законом 1978 введено обязательное 9-летнее обучение по единой программе, дифференциация перенесена в ст ступень ср школы - гимназию В 90-х гг вводится обязательное 10-летнее образование

Современная система образования охватывает учреждения дошк воспитания, 9-летние основные школы, проф и высш уч заведения Непосредственное руководство системой уч заведений осуществляет Мин-во образования, в рамках к-рого действуют управления школьного, проф и высш образования Нек-рые проф уч заведения подведомственны Мин-ву труда или соответствующим отраслевым мин-вам Дошк учреждения входят у систему Мин-ва социального обеспечения и здравоохранения Обучение на всех ступенях ведется на фин или швед языке Наряду с государственными имеются частные уч заведения К нач 90-х гг гос ассигнования на образование составляли св 5 ВНП

В соответствии с законом 1973 дошкольное воспитание осуществляется в дет центрах (возраст до 3 лет) и в дет садах (3-6 лет) В нач 90-х гг дошк учреждения (в т ч св 1,7 тыс дет садов) посещало ок 250 тыс чел

Общее образование 9-летняя основная школа состоит из 2 ступеней младшей (1-6-е кл) и старшей (7- 9-е кл) На младшей ступени преподавание всех предметов, кроме иностр яз (изучается с 3-го кл), ведет один учитель На ст ступени обучение предметное и дифференцированное На изучение родного языка отводится 33% уч времени, на математику и естеств науки - 30%, на социальные и гуманитарные - 12%, на физкультуру и предметы по выбору (в 7-9-х кл) - 25%

На ст ступени вводится второй иностр язык При изучении иностр яз, математики, физики и химии учащимся предлагаются различные по объему курсы Выбор уч дисциплин предопределяет возможности дальнейшего образования В 1991 в 4,8 тыс основных школ обучалось св 591 тыс учащихся После завершения обязат образования учащиеся могут продолжить обучение либо в гимназиях, либо в проф уч заведениях Гимназия имеет 2 отделения - математическое и языковое Прием в гимназию происходит на основании конкурса табелей за 9-й кл основной школы, при этом учитываются оценки по профилирующим для данного отделения дисциплинам, а также объем изученных курсов Общие для обоих отделений предметы родной язык, математика, религия, иностр яз, история, обществоведение, граждановедение, психология и философия, естествознание, география, физич воспитание и гигиена, черчение и моделирование На языки (в зависимости от отделения) отводится 35-43% уч времени На матем отделении изучаются физика и химия, на языковом - продолжается освоение двух иностр языков, изучается третий или (по выбору) латинский Обучение в гимназии завершается сдачей экзаменов по всем предметам Учащимся, получившим положительные оценки на устных экзаменах, выдают свидетельство об окончании гимназии Письменные экзамены проводит комиссия Хельсинкского ун-та, состав к-рой утверждает Мин-во образования Предусмотрено 4 обязат письменных экзамена родной язык, второй гос язык, иностр яз и комплексный экзамен, включающий естеств науки, историю, философию и психологию При положительных результатах комиссия выдает выпускнику гимназии аттестат зрелости Право поступления в высш уч заведения имеют выпускники, получившие оба документа В 1991 в 465 гимназиях было ок 106,5 тыс учащихся

Профессиональное образование дают на базе основной школы гл обр гос уч-ща общего профиля Принимаются лица, выдержавшие вступит экзамены по родному языку и математике Срок обучения - 2-3 года Программы предусматривают подготовку по специальностям металлообработка, ремонт машин, электротехника, столярное дело, стр-во, изготовление одежды, произ-во продуктов питания Время практич обучения возрастает от 50% на первом году до 75-80% на третьем С 1991 проф образование в основном строится на основе 26 базовых программ (более чем 200 специализаций) Другую группу проф уч заведений составляют муниципальные и частные уч-ща, удовлетворяющие локальные потребности и в специалистах Особое место занимают частные уч-ща повышенного типа, напр авиационные, стоматологич и др

Для имеющих стаж практич работы действуют также техн ин-ты (срок обучения 3-4 года), коммерч школы (1-2 года, в зависимости от базового образования) и ин-ты (2-3 года) и др уч заведения В 1991 насчитывалось св 540 разл проф уч заведений, из к-рых 30% - гос, 48% - коммунальные, 22% - частные (ев 180 тыс учащихся)

Высшее образование осуществляется в ун-тах и высш школах (все государственные) В нач 90-х гг действовало 22 вуза (115,8 тыс студентов) Крупнейшие вузы Хельсинкский ун-т (8 ф-тов, 31 тыс студентов), Ун-т Тампере (оси в 1925,6 ф-тов, 16 тыс студентов), Техн ун-т Хельсинки (ведет историю от техн уч-ща, 6 ф-тов, 12 тыс студентов), Ун-т Турку (6 ф-тов, 12 тыс студентов), Ун-т Оулу (в 1958,5 ф-тов, 11 тыс студентов), Ун-т Ювяскюля (в 1968, 8 науч центров, 5 ф-тов, 9 тыс студентов) Срок обучения в вузах - от 4 до 6 лет Выпускникам ун-тов присуждается степень кандидата наук, выпускникам специализиров вузов - проф звания Для получения степени д-р наук необходимы проведение науч исследования и защита диссертации

Система образования взрослых в Ф многообразна Старейшие учреждения- высш нар школы Наиб массовыми уч заведениями являются центры образования взрослых и уч кружки, создаваемые с нач 20 в разл орг-циями и учреждениями (в нач 90-х гг - св 270 центров, 652 тыс учащихся) В 20-х гг гос-во начало субсидировать эти уч заведения, обучение в них бесплатное Повышение квалификации и переподготовка специалистов проводятся также в вузах и региональных открытых ун-тах, созданных в 70-х гг В нач 90-х гг в систему образования взрослых было вовлечено св 1,6 млн чел, т с 40% взрослого населения

Педагогическое образование Большая часть воспитателей дошк учреждений и учителей нач классов основной школы получила образование в семинариях (2-4 года обучения на базе неполной ср школы), к-рые в 70-х гг 20 в стали преобразовываться в высш пед школы, срок обучения продлен на 1 год Учителя-предметники ст ступени основной школы и гимназии получают подготовку в ун-тах Срок подготовки - от 3 до 5 лет В соответствии с законом 1971 о пед образовании подготовка учителей всех ступеней системы образования возложена на вузы (ведется на базе полной ср школы) В ун-тах Ювяскюля, Оулу, Турку, Академии Або и в высш школах Иоэннсуу, Лапландии созданы пед ф-ты Учителя трудового обучения готовятся в спец уч-щах в течение 3 лет

Лит Kananoja T, Tyo, taito ja tek nologia, Turku, 1989, Report of the university stu-dies reform committee Summary, Hels, 1993

Л Г Можаева

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета