Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Фребель

Фребель, Фpeбел (Frobel, Фридрих Вильгельм Август (21 4 1782, Обервейсбах, Тюрингия, - 21 6 1852, Мариенталь, там же), нем педагог теоретик дошк воспитания Учился в Иенском и Берлинском ун-тах, но из-за материальных затруднений оставил обучение и стал работать, испробовав неск профессий Встреча с последователем И Г Песта-лоцци - директором образцовой школы г. Франкфурт-на-Майне Г А Грунером определила интерес Ф к педагогике В 1805-07 преподавал в этой школе естеств науки В 1807-10 работал в Ивердонском ин-те Песталоцци, под влиянием к-рого утвердился в решении посвятить себя пед деятельности, завершив предварительно высш образование В 1811-13 учился в Геттингенском и Берлинском ун-тах, где его мировоззрение складывалось под влиянием нем классич философии (Ф Шеллинг, И Г Фихте, Г В Гегель)

В 1816 в Тюрингии в дер Грисгейм Ф открыл свое первое воспитат учреждение "Универсальный германский воспитат ин-т" (через год - в соседней дер Кайльгау) Следуя пед принципам Песталоцци, Ф в своем ин-те занимался с детьми физич упражнениями, приучал их к с -х труду, в обучении использовал наглядность

В основу теоретич разработки своей воспитат системы Ф были положены принципы педагогики Песталоцци в соединении с постулатами нем философии В 1817 опубликовал свой первый лит труд - "К нашему нем народу" С 1820 ежегодно выпускал брошюры с сообщениями о состоянии своего воспитат учреждения В 1826 издал кн "Воспитание человека" - гл труд, в к-ром систематически изложил свои пед воззрения, получившие конкретизацию в его последующих работах

В 1828 Ф был обвинен в распространении вредных идей И хотя специально назначенная комиссия не подтвердила этих подозрений, большинство родителей забрали детей из ин-та, к рый в 1829 пришлось закрыть Ф пытался открывать воспитат учреждения в разных местах, но всюду встречал сопротивление

В 1833 Бернское пр-во предложило Ф возглавить сиротский приют в Бургдор-фе, основанный Песталоцци, в к-ром обучались дети разного возраста, в т ч дошкольники Проводя с ними эксперим работу, Ф определял содержание и методы воспитания детей дошк возраста В 1837 Ф вернулся в Тюрингию и основал в Бланкенбурге (близ Кайльгау) учреждение, к-рому в 1840 дал назв "дет сад"

Для пропаганды своей пед теории и методики Ф в 1838-40 издавал газ "Воскресный листок" под девизом "Будем жить для наших детей" В 1843 опубликовал "Материнские и ласкательные песни" ("Mutter- und Koselleder"), в 1844 под его редакцией вышли "Сто песен к играм в мяч, практиковавшимся в дет саду в Бланкенбурге", в 1851 выпустил "Журнал, содержащий изложение попыток Фридриха Фребеля по проведению идеи развивающе-воспитывающего образования в целях всестороннего единства жизни" Из всех этих изданий после смерти Ф его последователями была составлена кн "Педагогика дет сада" (в России переведена в 1913 H Соколовым под назв "Дет сад")

"Дет сад" в Бланкенбурге просуществовал 7 лет и был закрыт из-за недостатка средств Но Ф продолжал работу и осуществил подготовку "дет садовниц" - воспитательниц В конце жизни ему удалось открыть еще один дет сад в Мариентале, но в 1851 по приказу властей все дет сады в Германии были запрещены как составляющие часть якобы социалистич системы Ф, имеющей целью вести юношество к атеизму

Ф, отстаивая принцип доступности образования для всех детей, поддерживал демокр подход к образоват политике и пришел к убеждению, что он соответствует обществ потребностям в более высоком уровне образования населения, вызванным быстрым пром и науч развитием Германии Всеобщее образование рассматривал как альтернативу традиционно-элитарному образованию С точки зрения Ф, цель всеобщего образования состоит в том, чтобы дать возможность каждому ребенку стать развитой личностью, а не в том, чтобы с ранних лет готовить детей к предопределенному месту в обществе или обучать их к -л профессии Согласно Ф, всестороннее развитие личности возможно лишь в том случае, если пед процесс сможет "выковать неразрывные связи между мышлением и действием, познанием и поступками, знанием и умением" и даст "как телу, так и уму человека всестороннее, всеохватывающее образование в соответствии с его внутр природой" Это означает, что нельзя пренебрегать ни одной из способностей индивида, подлинное воспитание не знает границ и представляет собой непрерывный процесс на протяжении всей жизни

Содержание образования должно отражать разнообразие человеческих сил и способностей Разработанный Ф уч план включал все осн области обществ и культурной жизни того времени "иск-во", "естествознание", обучение "способам использования природных ресурсов", а также "простой и более сложной переработке" получаемого при этом сырья, "знание о природных веществах и силах", "естественная история и история человечества и отд стран", "математика" и "языки" Эту обширную образоват программу Ф стремился претворить в жизнь в своих школах

Пед взгляды Ф были построены на убеждении, что возможности человека развиваются в процессе его деятельности и что в соответствии с этим пед процесс должен быть основан на "действии, работе и мышлении", а вся система образования Ф, включая и дошк воспитание, - на деятельности детей под руководством педагога

Ф рассматривал воспитание как двусторонний, затрагивающий ученика и учителя процесс, в к-ром учитель, руководствуясь пед принципами, воздействует на развитие личности гл обр с помощью множества разл видов деятельности, процесс, подводящий и ученика, и учителя к сознательным усилиям, направленным на то, чтобы изменить самих себя Настоящий педагог всегда в состоянии одновременно "давать и воспринимать, объединять и разделять, предписывать и проявлять терпение, быть строгим и снисходительным, твердым и гибким"

Понимание Ф значения деятельности для формирования личности привело его к выводу виды деятельности (игра, учеба и труд) имеют особое значение для воспитания Ф показал множество форм их взаимодействия, привлек внимание к необходимости их взаимодействия в пед процессе

Игру Ф характеризовал как "высш ступень дет развития" Он разработал теорию игры, собрал и методически прокомментировал подвижные игры Ф вел многообразные изобразительные, трудовые занятия в определенной, строго регламентированной системе, создал знаменитые "Дары" - пособие для развития навыков конструирования в единстве с познанием формы, величины, размеров, пространств отношений Тесно связал развитие речи ребенка с его деятельностью

Стремясь ознакомить ребенка с окружающей жизнью, Ф, тем не менее, в значит степени ограничил его кругозор, свободное творчество рамками своей системы, дидактич материалами, мало связанными с живой действительностью Это было одной из гл причин критики системы Ф в разных странах

Ф впервые в истории дошк педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащенную практич пособиями систему обществ дошк воспитания Своими трудами Ф способствовал выделению дошк педагогики в самостоят область знания

Система Ф получила широкое распространение в др странах, в т ч в России, где с 70-х гг 19 в создавались Фребелев-ские общества

С о ч Pedagogische Schriften, Bd l-3, W - Lpz, 1883, в рус пер - Пед соч, т 1-2, M, 19132, Воспитание человека [фрагменты], в кн История заруб дошк педагогики Хрестоматия, M, 19862, Дет сад [фрагменты], там же

Лит III и p с ф ф Э, Жизнь Ф Фребеля, M, 18862, Гюнтер К X, Фридрих Фребель, "Перспективы", 1984,.№2, Mчеделидзе H Б, Пед деятельность и теория Фридриха Фребеля, в кн История дошк педагогики, под ред Л H Литвина, M, 19892, Schuffenhauer H,F W A Frobel, В, 1962 Я Б Мчедлидзе.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета