Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Шацкая

Шацкая Валентина Николаевна [26.5(7.6).1882, усадьба Горки, ныне с. Горки Калининской обл., - 7.3.1978, Москва], педагог, д. ч. АПН РСФСР (1950), проф. (1935), канд. пед. наук (1949). По окончании Моск. консерватории (1905) преподавала в муз. школе, работала в дет. клубах об-в "Сетлемент" и "Дет. труд и отдых". В 1911 вместе с С. Т. Шацким организовала летнюю трудовую колонию "Бодрая жизнь" (под Калугой), где руководила эстетич. воспитанием. С 1919 заведовала школой-колонией "Бодрая жизнь", вошедшей в состав Первой опытной станции по нар. образованию Наркомпроса РСФСР, и возглавляла муз. отдел станции (с 1920). В 1932- 1943 зав. кафедрой муз. воспитания в Моск. гос. консерватории. В 1944-46 зав. кабинетом эстетич. воспитания НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР, в 1948-62 директор НИИ худож. воспитания АПН РСФСР.

Ш. заложила основы сов. системы муз.-эстетич. воспитания, включающей дошк., шк., внешк. воспитание. Определяла понятие эстетич. воспитания как часть гармоничного воспитания личности. Ш. одной из первых в России поставила вопрос о комплексном использовании разл. видов иск-ва в воспитании детей и юношества, о необходимости участия в эстетич. развитии детей всех уч. заведений, дошк., внешк., культ.-просвет, учреждений, театров, музеев и др. Ш. рассматривала музыкальное воспитание как средство формирования нравственности учащихся. По мнению Ш., способности слушать и слышать музыку не являются природными, а поддаются воспитанию и развитию в процессе обучения. Большое значение имеет её положение о том, что полноценное восприятие музыки и развитие худож. вкуса достигаются при условии целенаправленного пед. руководства. Учитель должен не только осуществлять муз. работу с учащимися, но и быть организатором эстетич. жизни школы.

Ш. принимала активное участие в деятельности пед. секции ГУСа по разработке программ для ср. школы, по созданию уч. пособий и метод, разработок для преподавателей дет. садов, школ, пед. уч-щ (с 1940 Ш. - член уч.-метод, совета и пред, секции худож. воспитания). Ш. была одним из инициаторов создания в стране дет. муз. радиовещания.

Соч.: Бодрая жизнь, М.-П., 19243 (соавт.); Музыка в дет. саду, М., 19253; Худож. воспитание в школе I ступени. Мат-лы к составлению программ, M., 19272 (соавт.); Эстетич. воспитание детей в семье, М., 1954; Общие вопросы эстетич. воспитания в школе, М., 1955; Музыка в школе, кн. 1-2, 1950-63.

Лит.: Скаткин Л Н., Ветлугина Н. П., Жизнь в поисках, СП, 1972, № 8; Фрадкин Ф. А., Время выбирает людей, СП, 1982, № 8; Плохова М. Г., Науч,-пед. деятельность В. Н. Шацкой, там же.

М. Г. Плохова.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета