Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Шеллинг

Шеллинг (Schelling) Фридрих Вильгельм Йозеф (27.1.1775, Леонберг, - 20.8.1854, Рагац, Швейцария), нем. философ. По окончании Тюбингенского тео-логич. ин-та (1795) проф. философии в ун-тах Йены (1798-1803), Мюнхена (1827-39), Берлина (1841^7). Д. ч. (1806) и през. (1827) Баварской АН.

Приобрёл известность прежде всего как создатель натурфилософии, в к-рой отстаивал идеи единства всех природных сил (особенно электричества, магнетизма и химизма), постепенного усложнения организации тел, единой линии развития от "косной материи" до человека и сквозной поляризации природных явлений как предпосылки их единства. Природа, по Ш., - не мёртвый агрегат вещей в пространстве, а жизнь, всеобщий организм; материя - всего лишь "угасшая жизнь". В натурфилософии мысль движется от объекта к субъекту и прослеживает непрерывное возрастание субъективности в природном процессе. Этот подход Ш. считал своим открытием и называл его "методом потенцирования". Необходимым дополнением натурфилософии явилась трансцендентальная философия, разработкой к-рой ограничились И. Кант и И. Г. Фихте. Здесь движение мысли приобретает противоположное направление (от субъекта к объекту) и устанавливается "история самосознания" от бессознательного ощущения, целиком погружённого в объекты внешнего мира, вплоть до худож. творчества, в к-ром свобода воображения соединяется с органич. необходимостью, присущей продуктивности природы. Эталон художественности Ш. видел в творениях гения, где каждая деталь необходима и ничего нельзя изменить без ущерба для произведения. Высшая проблема философии - примирение свободы и необходимости - находит разрешение, по Ш., в области эстетики и приводит к точке зрения "абсолютного все-единства" в основе мироздания. В философии "все-единства", или тождества, осуществляется "взаимопроникновение идеализма и реализма", преодолевающего односторонность каждого из этих направлений.

После появления трактата "Философия и религия" (1804) эстетич. доминанта в творчестве Ш. сменилась религиозной. Данные религ. опыта - особенно в его высшей, христ. форме - показывают иллюзорность эстетич. созерцания как окончательной филос. позиции. Постепенно Ш. овладела мысль о том, что вся история новой философии от Р. Декарта и до Г. Гегеля, включая и его собств. воззрения, была всего лишь разработкой абстрактной умопостигаемой сущности мира, игнорирующей несводимую к мысли реальность бытия, к-рая воплощается в "воле", "деянии", "свободе", "существовании". Теперь вместо "негативной философии" сущности Ш. утверждал необходимость "позитивной философии" существования. Первый набросок такой философии Ш. дал в соч. "Филос. исследования о сущности человеческой свободы" (1809), где развивал взгляды, к-рые позднее получили название "христианский персонализм". В противовес пантеистич. тенденции философии тождества Ш. обосновал личностную природу Бога и человека. Он различал в Боге "основу" и собственно "существование", или Его личность. "Основа" и есть природа как тёмная хаотич. сила, "слепая воля" к самовоспроизведению и обособлению (индивидуализации). Бог вносит в неё начало света, благодаря к-рому из хаоса возникает упорядоченный космос с человеком как посредником между Богом и природой. Но в человеке связь начал тьмы и света, природы и разума, основы и существования является результатом его свободного выбора, а выбор совершается в пользу добра или зла. В этом, по Ш., и состоит "реальное понятие" свободы человека. Жизнь духа протекает в борьбе добра и зла, но эта борьба в самом духе, а не между духом и плотью, ибо природные влечения сами по себе не греховны, более того, они совершенно необходимы и для добрых дел, если преобразуются универсализи-рующей "волей любви". Начало же зла и греха - дух своеволия, "голод себялюбия", жажда "господствовать над всеми вещами". Отдаваясь злу, человек теряет свободу, отождествляя себя с законом природного бытия и падая ниже животного, к-рому нельзя вменить в вину его поведение. Напротив, делая добро, человек утверждается "на вершине" сотворённого мира, впитывая в себя "свет божественного знания", в чём и состоит веление совести. Т. о., совесть есть феномен "откровения Бога" в человеческом поведении, а совестливость, т.е. готовность действовать в соответствии с открывшейся истиной, совпадает с религиозностью в "изначальном смысле".

В позднейшей "Философии мифологии и откровения", оставшейся неопубликованной при жизни Ш., представляет интерес своеобразная философия истории, в к-рой древнейший период существования человечества подразделяется: на "абсолютно до-историческое время", когда сознание было целиком подавлено природной основой и потому для него "ничего не происходило"; на "относительно до-историческое", сплошь заполненное мифологич. процессом, знаменующим собой первый проблеск ист. сознания народов; и на собственно "историческое", в к-ром обнаруживает себя самосознающий дух. Поздняя философия Ш. во многом предопределила идеи философии жизни и экзистенциализма, о чём свидетельствуют Э. Гартман, К. Ясперс и Г. Марсель. Непосредств. влияние Ш. оказал на С. Кьеркегора. Заметный след оставил Ш. и в рус. культуре. Естествоиспытатели, поэты и писатели, лит. критики (Ф. И. Тютчев, Ф. М. Достоевский, А. А. Григорьев), ряд мыслителей (от И. В. Киреевского и А. И. Герцена до Н. А. Бердяева и С. Л. Франка) испытали воздействие его идей.

Пед. значение имеют идеи Ш. о единстве эстетич., нравств. и религ. воспитания, о функции человека как "спасителя природы". В соч. "О методе академич. занятий" (1803) Ш. отметил специфику университетского преподавания, в основе к-рого лежит науч. творчество, соединяющее студента и его наставника. Ш. ратовал за бескорыстное стремление к истине, видя в нём признак настоящего учёного, в противоположность карьеристу, превращающему науку в источник дохода и "привилегированной праздности".

С о ч.: Samtliche Werke, Abt. l (Bd l-10) - 2 (Bd 1-4), Stuttg.-Augsburg, 1856-61; Соч., т. l-2, M., 1987-89; Философия иск-ва, M., 1966.

Лит.: Ф и III с p К., История новой философии, т. 7, СПБ, 1905; Гулы га А. В., Шеллинг, М., 1982; Hartmann E., Schel-lings positive Philosophie als Einheit von Hegel und Schopenhauer, B., 1869; T i 11 i с h P., Die religionsgeschichtliche Konstruktion in Schellings positiver Philosophie, ihre Voraussetzungen und Principien, Breslau, 1910; J a s p e r s K., Schel-ling. Grosse und Verhangnis, Munch., 1955; Gabriel Marcel, Coleridge et Schelling, P., 1971; F r o m a n W. J., Schelling's Treatise on the essence of human freedom and Heidegger's thought, "International Philosophical Ouaterly", 1990. v. 30, № 4; Bibliographie de Schelling, "Revue philosophique de la France et de l'etranger", 1991. v. 116, № 2. M. А. Киссель.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета