Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Шереметевский

Шереметевский Владимир Петрович [14(26).7.1834, Москва, - 15(27).6.1895, там же], педагог, методист рус. языка. Окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та (1857). Преподавал рус. словесность в гимназиях и др. уч. заведениях Москвы. В 70-х гг. читал лекции по методике преподавания рус. яз. на Пед. курсах при Об-ве воспитательниц и гувернанток и в частной жен. гимназии 3. Д. Перепёлки-ной. Обучал иск-ву декламации на драма-тич. курсах П. Д. Боборыкина. Организовал комиссию преподавателей рус. яз. при Уч. отделе Об-ва распространения техн. знаний.

Осн. целью преподавания рус. яз. считал умение владеть речью. В ст. "Начатки науки о родном слове" ("Филологические записки", 1881) сформулировал программу первонач. обучения языку в гимназиях, ведущим направлением к-рой считал этимологич. работу. Предложил ориг. систему практич. упражнений, осн. задача к-рых - привлечь внимание учащихся к работе над "корнесловием". Не отрицая пользы теоретич. знаний на элементарной ступени школы, выступал сторонником практич. изучения языка, наблюдений над речью. В программе Ш. можно увидеть элементы проблемного обучения.

Учитывая значит, трудность рус. орфографии для большинства учащихся, предлагал прежде всего использовать упражнения, к-рые опираются на зрительное восприятие учащихся и на этимологич. анализ слов. Сторонник морфоло-гич. принципа, Ш. недооценивал фонема-тич. подход и вследствие этого недостаточно уделял внимания звуковой работе при изучении орфографии.

В наиб, значит, труде "Слово в защиту живого слова..." (1886) Ш. обосновал объяснительное чтение как особое звено в комплексе языковых занятий. Предложил ряд приёмов и способов уч. работы, к-рые превращали уроки чтения в школу "живого слова": при изучении худож. произведения рассматривал объяснит, чтение (анализ) лишь как "предупредительное", как этап к выразит, чтению (его методика описана здесь же). Книга Ш. проникнута заботой о развитии самостоятельности учащихся, формировании навыков усвоения содержания и анализа худож. произведений учащимися. Диалог между учащимися и учителем не должен стать монологом учителя. По Ш., важен не результат отд. урока, а сам процесс добывания знаний.

В основе методики преподавания чтения Ш. - сохранение целостного впечатления от прочитанного и внимание к воcприятию учащихся на всех этапах изучения произведения.

Ш. показал всю сложность шк. работы по рус. яз., естеств. связи и взаимопроникновение отдельных её видов. Исходя из неразрывной связи формы и содержания при изучении языка, дал критику приёмов абстрактно-формального преподавания грамматики. Велика заслуга Ш. в метод, разработке раздела о составе и происхождении слов.

С о ч.: Соч., М., 1897; Статьи по методике нач. преподавания рус. языка, М., 1914.

Лит.: Некролог, "Пед. листок", 1895, № 3; Ермилов В. Е., Учитель словесности, "Рус. школа", 1897, № 12; К о л о с о в С. Н., Метод, взгляды В. П. Шереметевского, РЯШ, 1940,№1;Калинина М. Ф., Организация деятельности учащихся в процессе изучения худож. произведения. (Из опыта методики В. П. Шереметевского), "Науч. труды Свердловского пед. ин-та", 1974, сб. 230; Лебедев В. И., Значение метод, работ В. П. Шереметевского для нашего времени. К 140-летию со дня рождения, РЯШ, 1974, № 1; Чернова Л. В., Элементы проблемного обучения в метод, наследии Ф. И. Буслаева и В. П. Шереметевского, в кн.: Вопросы обучения и воспитания в нач. школе, в. 4, Челябинск, 1977.

О. В. Кубасова.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета