Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Шиллер

Шиллер (Schiller) Иоганн Кристоф Фридрих (10.11.1759, Марбах на Некка-ре, - 9.5.1805, Веймар), нем. поэт, драматург, философ, теоретик иск-ва, историк. По окончании Воен. академии герцога Вюртембергского в Штутгарте (1780) назначен полковым врачом. В 1781 опубликовал свою первую пьесу "Разбойники", после чего последовали репрессии, заставившие Ш. бежать из этого княжества. После неск. лет скитаний, будучи уже автором 4 пьес, в 1789 поселился в Йене, получив должность экстраординарного профессора истории в ун-те. В этот период Ш. занимался гл. обр. ист. и филос.-теоретич. работой, часто бывал в Веймаре, где читал курс эстетики. С лета 1794 началось тесное дружеское общение между Ш. и И. В. Гёте, необычайно плодотворное для обоих. Драматич. трилогия "Валлен-штейн" (1800) ознаменовала начало зрелого этапа в творчестве Ш. "Мария Стюарт" (1801), "Орлеанская дева" (1801), "Вильгельм Телль" (1804) пользовались триумфальным успехом. Во время работы над трагедией из рус. истории "Деметриус" жизнь Ш. оборвалась - во многом из-за многолетнего напряжения физич. и духовных сил вопреки прогрессировавшей тяжёлой болезни.

Творчество Ш. пронизывает идея свободы, получившая множество воплощений в его произведениях, изображавших самые разные эпохи, характеры и ситуации. В пьесе "Разбойники" Ш. развенчал старинную мифологему "благородного разбойника", показав, что беззаконием нельзя бороться с беззаконием: свобода, поставленная "выше чести и жизни", самоубийственна. Уникальность драма-тич. иск-ва Ш. - в способности превратить моральный пафос (к-рым в особенности проникнуты его последние - "высокие" - трагедии) в источник эстетич. наслаждения, связывая воедино красоту и добродетель. В "Письмах об эстетич. воспитании человека" (1793-95), в значит, мере написанных под впечатлением событий Франц. революции кон. 18 в., он отстаивал "иск-во идеала" в противовес утилитарным тенденциям времени. Теоретич. источник "Писем..." - "Критика способности суждения" И. Канта, осн. идею к-рого Ш. выразил по-своему и развил, обогатив ист. видением грандиозного социального сдвига, совершавшегося на его глазах. Т. о., эстетическое Ш. видел не только в его самодовлеющей сущности, но и в его отношении к прогрессу человека и человечества и в связи с опытом социальной революции. Старый порядок "...колеблется, его прогнивший фундамент оседает и, кажется, явилась физическая возможность возвести закон на трон, уважать, наконец, человека как самоцель и сделать истинную свободу основой политического союза. Тщетная надежда! Недостает моральной возможности, и благоприятный миг встречает невосприимчивое поколение" (Собр. соч. в 7 тт., т. 6, с. 261). Ш. считал, что падение Бурбонов давало возможность заменить гос-во произвола и привилегий гос-вом закона и справедливости, но этого не произошло, и не случайно, а в силу природы вещей, прежде всего неподготовленности реального человека к столь радикальному изменению. От "естественного" гос-ва, основанного на силе, не может быть прямого перехода к гос-ву свободы, ибо разрушение насильственных уз высвобождает буйные порывы человеческого вожделения, способного лишь разрушать. В этом отношении непосредств. результаты социального переворота похожи на последствия затяжной войны, изображённые Ш. в самом крупном ист. соч. "Тридцатилетняя война": "...исчезлоуважение к человеческим правам, страх перед законами, чистота нравов, сгинула верность и честность, и лишь одна сила правила железным своим скипетром" (т. 5, с. 346). Ш. показал, как гос-во восстанавливает силы в более брутальной, чем ранее, форме, а пренебрежение реальностью мстит за себя в политике, где фальшивый идеализм, ставящий перед собой неосуществимые цели, приводит к тиранич. господству природной необходимости, чтобы сохранить основы человеческого общежития.

В человеке, по Т., смешаны две натуры: физическая (чувственная) и духовно-нравственная, причём в разной пропорции. При этом физич. человек реален, существование морального человека проблематично. Моральный человек есть лишь идеал абс. господства разума над чувственным влечением и означает полное вытеснение индивидуального в человеке "родовым", т.е. общечеловеческим. Физич. человек - полная ему противоположность, он гонится за материальными благами, к-рые разделяют и противопоставляют людей, т. к. всякое присвоение есть вместе с тем обособление. Есть и др. источник разобщения людей: разделение труда, к-рое пожизненно приковывает человека к его роду деятельности, и "он становится лишь отпечатком своего занятия", а между людьми устанавливается "механическая связь" изолированных частей, как в обыкновенной машине.

Понимая, что разделение труда есть неизбежная плата за прогресс цивилизации, Ш. предлагает эстетич. воспитание - развитие "культуры чувства" - в качестве средства обретения гармонии, но не тотальной, в масштабе всего общества, а индивидуальной и локальной. Эстетич. восприятие - "наместник разума" в сфере чувственности - преодолевает противоположность нравств. закона и чувственного влечения, будучи "счастливой серединой" между моральной свободой (до к-рой человеку ещё необходимо подниматься) и природной необходимостью в её брутальном проявлении. Иск-во облагораживает влечения и смягчает непреклонную суровость разума, склонного пренебрегать индивидуальным в пользу всеобщего. Оно соединяет в себе пассивное созерцание и активное действие, свободное от грубого давления обстоятельств, и тем самым воплощается в игре - "эстетич. видимости". До гос-ва социальной справедливости, по мысли Ш., ещё далеко, но подготовкой к нему служит вполне осуществимое "гос-во эстетич. видимости", "круг прекрасного общения", в к-ром могут реализоваться ценности свободы, равенства и братства.

С о ч.: Собр. соч., т. 1-7, М., 1955-57.

Лит..-Ланштейн П., Жизнь Шиллера, М., 1984; С а г. 1 у 1 с Т h., The life of Friedrich Schiller, Lpz., 1869; Fischer K., Schiller als Philosoph, Lpz., 1868; Ueberwgeg F., Schiller als Historiker und Philosoph, Lpz., 1884; Dilthey W., F. Schiller, Gott., 1959; Raabe A., Idealistischer Realismus. Eine genetische Analyse der Gedankenwelt Friedrich Schillers, Bonn, 1962; R с е d T. J., Schiller, Oxf., 1991. M. А. Киссел.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета