Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Шишков

Шишков Александр Семёнович [9(20).3.1754 - 9(21).4.1841, Петербург], гос. деятель, учёный-филолог, писатель. Окончил Морской кадетский корпус (1771), позже был воспитателем, а с 1779 преподавал мор. тактику. Адмирал, возглавлял Комитет для издания собраний, касающихся до кораблестроения и прочего (1799-1804) и Адмиралтейский департамент (1805-27). Гос. секр. (1812- 1813), през. Рос. академии (1813-41). Министр нар. просвещения (1824-28); поч. чл. Петерб. АН (1800). В полит, взглядах придерживался консервативной ориентации; идеализировал патриархальный уклад допетровской Руси; свою деятельность стремился направить на сохранение нац. самобытности, гл. обр. в сфере культуры и образования.

В своих пед. воззрениях Ш. опирался на категории страсти, разума, веры. Страсти - источник человеческой деятельности, как положительной, так и отрицательной; разум без веры сдержать их не в силах; вера сдерживает страсти, а если они побеждают, то оставляет надежду на спасение и исправление. Гл. внимание Ш. уделял нравств. развитию личности и религ. воспитанию как его основе. Уверенный в изначальной склонности человека скорее к дурному, чем к хорошему, Ш. при этом считал, что пороки и преступления суть следствия "заблуждения, слабости и глупости". События Франц. революции кон. 18 в. привели к актуализации в полит., социальных и пед. взглядах Ш. патриотич. идей: Россия противопоставлялась Франции как страна, сохранившая в неприкосновенности христ. ценности; причины революции - преобладание разума над верой и, как следствие, развращение нравов; революция - преступление против морали; язык стал рассматриваться как основа нац. культуры и нравственности; заимствования из европейских (в первую очередь французского) языков могут способствовать утрате нац. самобытности, нравственности, падению существующих порядков. Т. о., вопрос о революции - вопрос воспитания, в т. ч. формирования языковой культуры. Эти идеи определили постоянный интерес Ш. к книгоиз-дат. и цензурной политике, а также направления его филол. деятельности.

В ходе полемики нач. 19 в. о путях развития рус. языка и культуры Ш. выдвинул идею "рус. воспитания", к-рое понимал как формирование религ. чувства любви к отечеству и православию, приверженности таким "русским" ценностям, как послушание, кротость, милосердие, гостеприимство. С целью поощрения отеч. словесности и лит.-языковой подготовки начинающих авторов создал лит. объединение "Беседа любителей рус. слова" (1811-16). Становление автора понимал прежде всего как восприятие им языковых и образных средств "славянской" (церк.-слав. и др.-рус.) литры и фольклора. Необходимые составляющие лит. труда - "чтение, размышление, упражнение".

Лит-ру Ш. рассматривал как важнейшее средство воспитания; считал необходимым создание отеч. лит-ры для детей и юношества. Ему принадлежит переложение "Дет. библиотеки" (Kleine Kinderbibliothek) И. Г. Кампе (вышло в 1783-85, неоднократно переиздавалось). "Библиотека" пользовалась популярностью вплоть до 20-х гг. 19 в. гл. обр. благодаря стихотворениям, к-рые были написаны от лица детей и отличались удачной передачей отд. психол. черт ребёнка. В 1806-07 издал новый вариант "Дет. библиотеки" - "Собрание дет. повестей"; в нём снята фамилия Кампе, опущено указание на перевод, включены "оптими-стич." песни простолюдинов и рассказы-были о возможности для них достичь благосостояния честностью и добросовестным выполнением своих обязанностей, расширен жанрово-стилистич. спектр произведений. Ш. способствовал изданию дет. произведений Б *. М. Фёдорова, А. О. Ишимовой и А. П. Зонтаг.

В 1815 выступил с проектом цензурной реформы, предусматривавшим активное влияние нравств., духовной и полит, цензуры на словесность. Проект лёг в основу цензурного (т. н. чугунного) устава 1826, к-рый в апр. 1828 (перед отставкой Ш.) был заменён другим, более мягким.

На посту министра нар. просвещения Ш. готовил при поддержке архимандрита Фотия коренную реформу уч. системы, к-рая была подчинена идеям воспитания "в благоговении к Богу, в преданности к Государю и Отечеству, в любви к правде, в чувстве чести и человеколюбия". Не разделяя представлений о необходимости всеобщей грамотности, Ш. утверждал приоритет воспитания над обучением, к-рое должно сообразоваться с потребностями в "науках" каждого сословия. Отвергая частное образование, предусматривал создание закрытых дворянских пансионов. Реформа предполагала ревизию и унификацию действовавшего уч. законодательства (в т. ч. уставов уч. заведений), программ, пособий, усиление цензуры и надзора за уч. работой и учащимися. Под руководством Ш. был выработан Устав гимназий, уездных и приходских уч-щ, ориентировавший каждый разряд школ на определённую социальную группу, сокращение числа уч. предметов (утверждён Гос. советом в 1828). Противник энциклопедизма, Ш. признавал полит, науки и философию "вредными" для юношества, отдавая предпочтение основат. изучению дисциплин, составляющих классическое образование. Предлагал ввести в уч. курс гимназий церк.-слав. язык, рассчитывая усилить уважение к православным традициям. Выступал за отмену выборности ректоров ун-тов, расширение прав попечителей, уничтожение училищных комитетов при ун-тах, усиление власти директоров и смотрителей нар. уч-щ. Принимал меры к открытию кафедр слав, языков при унтах.

Обращаясь к детям, изложил свои филол. и пед. взгляды в "Разговорах старца с юною девицею". Создал уч. книги - перевод "Морского иск-ва" Ш. Ромма (1792-93) и "Треязычный морской словарь" (1795).

Соч.: Собр. соч. и переводов, т. 1-17, СПБ, 1818-39; Записки, мнения и переписка, т. 1-2, Берлин-Прага, 1870.

Лит.: С т о ю и и и В., А. С. Шишков, в его кн.: Ист. соч., ч. 1, СПБ, 1880; Рождественский С. В., Ист. обзор деятельности МНП. 1802-1902, СПБ, 1902; А л т-ш у л л с p M., А. С. Шишков и Великая франц. революция, "Рус. литература", 1991, № 1. К. Г. Боленко.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета