Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Вспомогательная школа

Вспомогательная школа, специальное уч.-воспитат. учреждение для умственно отсталых детей; Первые такие учреждения появились во Франции и Германии в нач. 19 в. В России первый вспомогат. класс был открыт в 1908 в Москве, первые В. ш. - в 1910 в Москве и в 1915 в Петербурге.

В Рос. Федерации школы этого типа относятся к гос. общеобразоват. уч. заведениям и находятся в ведении органов образования. Осн. тип В. ш. - школы-интернаты. Значит, часть В. ш. в крупных городах имеет группы продлённого дня.

Осн. контингент учащихся В. ш. - дети, страдающие олигофренией в степени дебильности и др. нарушениями, перечень к-рых определён инструкцией о приёме детей во В. ш. Дети направляются во В. ш. на основании заключения медико-пед. комиссии (районной, областной, городской). Документы для медико-пед. обследования представляются в комиссию органами нар. образования.

Обучение во В. ш. в 20-е гг. продолжалось 5-6 лет, с 1960 - 8 лет. С 1986 начался переход В. ш. на обучение в течение 9 лет. При наличии соответствующих условий допускается организация 10-го кл. с производств, обучением. Обучение специфично по содержанию и объёму, ведётся по особым уч. планам, программам и учебникам. Значит, объём уч. времени отводится трудовой и проф. подготовке; помимо курсов общеобразоват. предметов программа В. ш. предусматривает занятия по социально-бытовой ориентировке, ритмике и др. Спец. задача В. ш. - макс, коррекция недостатков детей в процессе учёбы, воспитания, а также занятий по исправлению дефектов развития и леч.-профилактич. работы. В. ш. призвана обеспечить адаптацию и интеграцию детей в обществе, в частности за счёт трудовой и проф. подготовки, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям их умственного и физич. развития. В 1-3-х кл. ведётся обучение труду, в 4-м кл. - в уч. мастерских; в 5-9-м кл. проф.-трудовая подготовка; в 10-м кл. производств, обучение (зачисляются учащиеся, способные по состоянию здоровья и уровню интеллекта овладеть профессией; по окончании обучения они сдают квалификац. экзамен на получение нач. разряда по профессии). Виды трудового обучения во В. ш. определяются с учётом производств, окружения школы, возможностей проведения производств, практики и трудоустройства выпускников по месту жительства.

В коррекционно-воспитат. работе, к-рую ведут педагоги-дефектологи, учитываются данные индивидуального психолого-пед. и клинич. изучения учащегося. Напол-няемость классов В. ш. - 16 чел., воспитат. групп в 1-4-мкл. - 1С чел., в 5-9-м кл. - 20 чел. Леч.-профилактич. работа во В. ш. осуществляется штатными психоневрологом, педиатром и мед. сестрами. Лит.: Книга для учителя вспомогат. школы, под ред. Г. М. Дульнева, М., 1955; ДульневГ. МОсновы трудового обучения во вспомогат. школе, М., 1969; Обучение во вспомогат. школе, М., 1973; Психол. проблемы коррекционной работы во вспомогат. школе, М., 1980; ДульневГ. М., Уч.-воспитат. работа во вспомогат. школе, М., 1981; Забранная С. Д., Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения, М., 1988. И. А. Грошенков.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета