Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Яворский

Яворский Болеслав Леопольдович [10(22).6.1877, Харьков, - 26.11.1942, Саратов], музыковед, композитор, пианист, педагог, обществ, деятель; д-р искусствоведения (1941), проф. Киевской (1916) и Моск. (1938) консерваторий. Окончил Моск. консерваторию (1903) по классу композиции. Ученик С. И. Танеева. С 1906 принимал участие в организации и преподавал в первой в России Моск. нар. консерватории, готовил для неё уч. планы, программы, метод, материалы. Организатор "Муз. выставок". Рассматривал нар. консерваторию как школу, к-рая способна приобщить к муз. культуре широкие слои населения. С 1917 директор Киевской нар. консерватории (КНК). Организатор и руководитель курсов по подготовке муз. педагогов из учащихся и выпускников КНК. Составил программу для групп муз. воспитания - детей и взрослых. Способствовал открытию в Киеве 35 дет. муз. школ и классов в образоват. учреждениях для больных детей, в т. ч., напр., в "Доме слепых".

С 1921 по приглашению A. B. Луначарского заведовал муз. отделом Нарком-проса. Под руководством Я. проведена реорганизация муз. образования и соответствующих заведений, пересмотрены программы и создан единый уч. план. В 1921-31 преподавал в 1-м Моск. муз. техникуме. В 1922 открыта первая дет. муз школа, работавшая по системе Я. как первая ступень проф. муз. образования.

Способствовал созданию основ массового муз. воспитания в стране. Целью муз. воспитания считал развитие интеллектуальных и творческих качеств ребёнка, способствующих формированию худож. и муз. мышления. Я. считал, что внутр. худож. потенции ребёнка пробуждает "вслушивание в звуки природы, в звучание человеческого голоса, в непосредственные интонации человечества - нар. песню во всём её объёме...". Придавая значение воспитывающей среде как изначальному стимулу творчества, Я. уже в ранних работах указывал, что приобретение знаний и навыков не является тормозом в интенсивности воспитат. работы. Согласно Я., муз. иск-во выступает в триединстве: композитор - исполнитель - слушатель. Восприятие, или, по Я., слушание музыки, наиб, активная форма муз. деятельности.

Соединяя становление эстетически подготовленного слушателя с развитием качеств личности, Я. на первый план выдвигал формирование творческих способностей. Использовал движение, хоровое пение, исполнительскую деятельность, рисование, рассказ и др. Муз. образы рождали литературные, изобразительные и наоборот. Развивая ассоциативное мышление, навыки разл. видов худож. деятельности, Я. стремился че-оез них стимулировать муз. творчество. Процесс его формирования охватывал, но мнению Я., накопление впечатлений, их спонтанное, сенсорно-моторное, зрительное и речевое проявления, импровизирование, создание ориг. композиций.

В основе системы обучения Я. - "метод расширения", преследовавший цели раскрытия и развития худож.-муз. дарований ребёнка; важное значение имела инициатива детей. Решение этой задачи Я. связывал с отбором для изучения и исполнения произведений, отмеченных яркими образами, передающих глубокие чувства, вызывающих у детей эмоциональный отклик.

Соч.: Избр. труды, т. 2, ч. 1, под ред. Д. Д. Шостаковича, M, 1987.

Лит. Б. Яворский. Статьи, воспоминания, переписка, т. l, M, 19722; Морозова С., Из истории массового муз. воспитания. Б. Л. Яворский, "Муз. воспитание в школе", 1977, в. 12; с е ж е, Далекое-близкое. (Б. Л. Яворский о муз. воспитании детей), там же, 1985, в. 16.

С. Н Морозова.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета