Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Детство

Детство, этап развития человека, пред шествующий взрослости, характеризуется интенсивным ростом организма и фор мированием высших психич функций В совр фичософии, социологии, психологии обобщенное понятие "Д " рассматривается как сложный многомерный фено мен к рый, имея биол основу, опосре дован мн социально культурными фак торами что диктует необходимость изу чения его ист развития

Сопасно Д Б Элеконипу, Д возникло на том этапе эволюции животного мира, когда инстинктивные формы поведения перестали соответствовать усложняющим ся взаимоотношениям с окружающей сре дои Для прижизненного приобретения соответств форм поведения и возникло Д Своеобразие Д человека состоит в том, что младенец появляется на свет без к л врожденных способов удовлетворения даже элементарных органич потребностей

Человеческий младенец - беспомощное существо, но в его беспомощности за ключена огромная потенциальная сила ребенок с помощью взрослых и во взаи модействии с ними постепенно овладевает всеми человеческими способами удовлет ворения своих органич и духовных по требностей Овладение ребенком истори чески сложившимися способами родовой человеческой деятельностью - основа

поэтапного психич. развития Благодаря этим способам люди создали все богатства своей материальной и духовной культуры, а индивид, посредством интерио-ризации воспроизводя данные способы в себе (в процессе общения с окружаю щими людьми), тем самым присваивает богатства родовой культуры и за счет этого развивается как человек

Присвоение ребенком достижений че ловеческой культуры всегда носит дея тельностный характер - ребенок не пас сивен в этом процессе, не приспосабли вается к условиям своей жизни, а высту пает как активный субъект их преобразо вания воспроизводящий и создающий в себе человеческие способности

В психологии выявлены и описаны разл виды дет деятельности, в процессе осуществления к рых происходит овладе ние основами культуры и тем самым реа лизуется психич развитие Так, показа на роль непосредственно эмоционального общения младенца со взрослыми в становлении самой потребности человече ского общения Исследования содержа ния и структуры предметно манипулятив ной и игровой деятельности позволили выявить их принципиальное значение в возникновении и дальнейшем становлении у ребенка основополагающих пред метно двигат и познават способностей (воображения, мышления), речи, ориен тации в общих смыслах человеческих отношений Все виды дет деятельности общественны по своему происхождению, содержанию и форме, поэтому ребенок с момента рождения и с первых стадий своего развития является обществ су ществом "Ребенок присваивает об щество Все, что должно появиться у ребенка, уже существует в обществе, в том числе потребности, общественные задачи, мотивы и даже эмоции" (Эль-конин Д. Б, Избр психол тр, М., 1989, с 496)

В ист социальной практике ребенок выступает в качестве объекта воспитания со стороны общества и - по мере своего социального и психич развития - в каче стве его субъекта Обязательной пред посылкой формирования личности явля ется не только усвоение опыта предшест вующих поколений в результате воздей ствия на ребенка разл социальных инсти тутов, но и обретение им способности выйти из под такого воздействия (Не избежные противоречия перехода от от ношения к ребенку как объекту воспита ния к восприятию его как субъекта социальных отношений, как личности, способной к самостоятельным ответственным решениям, проявляются в подрост ковом возрасте) В разл социально ист условиях соотношение объективно субъектной роли, выполняемой ребенком, имеет свои особенности Неодинаковы влияние на него тех или иных социальных институтов и критерии социально-психол развития, по к рым он воспринимается как субъект культуры и общества.

Свойственное обществу на конкретном ист этапе представление о Д и внутр мире ребенка в решающей степени опре деляет содержание и стиль пед воздейст вий В европ культурной традиции существует неск образов ребенка Согласно традиц христианскому взгляду, ново рожденный несет на себе печать перво родного греха и спасти его можно только беспощадным подавлением его воли под чинением родителям и духовным пастырям С точки зрения социально пед д° терминизма (Дж Локк, К А Гетызе ций и др) ребенок по природе не склонен ни к добру, ни к злу, а представляет собой "чистую доску", на к рой общество или воспитатель могут написать что угод но С точки зрения биол (природного) детерминизма (напр, А Вейсман) ха рактер и возможности ребенка предопре делены до его рождения Сторонники утопически гуманистич позиции (вое ходящей к идеям Ж Ж Руссо) утверж дают, что ребенок рождается хорошим и добрым и портится только под влиянием общества

Каждому из этих образов соответствует свой стиль воспитания Идее первороц ного греха соответствует авторитарная, репрессивная педагогика, направленная на подавление природного начала в ре бенке, идее социализации - педагогика формирования личности путем направлен ного обучения, идее природного детерми низма - принцип развития положит природных задатков и ограничения отри цат проявлений, идее изначальной бла гости ребенка - педагогика саморазвития и невмешательства и т п

Срок окончания Д устанавливается в соответствии с нормами и традициями общества Последнее определяет разл продотжительность Д в разные ист эпохи и у разных народов В примитивных обществах Д длится недолго т к спектр усваиваемых образцов поведения ограничен самими условиями существо вания этих обществ Чтобы освоить роль вчрослого, ребенку в этих условиях доста точно достичь определенного уровня фи зич развития и овладеть весьма ограни ченным набором повседневно необходи мых знаний, умений, навыков При этом Д, как правило, завершается с на ступлением полового созревания и *ш даже раньше С развитием общества роль взрос лого все более расширяется по мере ob ia дения человечеством силами природы и усложнения обществ отношений Соогвет ственно удлиняется период Д Однако ограниченность человеческой жизни де лает недопустимым бесконечное удлиие ние Д Пределом Д следует считать срок, необходимый для формирования эре той активной личности, обладающей соци альной ответственностью Чрезмерное уве личение этого срока при сформирование сти организма и обширной информиро ванности представляет собой т и чич ностный инфантилизм В таких случаях количество прожитых лет должно свиде тельствовать о зрелости человека но не совершенное поведение и несформированность основных личностных черт не дают к этому достаточно основании

В этой связи дискуссионным остается вопрос о включении в период Д подрост кового возраста Недостаточная личност ная зрелость подростков при ускоренном в условиях акселерации физич и отчасти умственном развитии позволяет мн пе дагогам характеризовать их как "детей подросткового возраста" Утвердившее ся в пед лит ре выражение "дети и под ростки" по существу представляет собой не расчленение, а объединение этих понятий

В Д усваиваются основы общенауч знаний и приобретаются начальные навы ки трудовой деятечьности

При общении с ребенком, организации его деятельности, осуществлении целе направленных воспитат воздействий не обходимо учитывать, что Д. - качественно своеобразный этап в развитии человека. Ребёнок отличается от взрослого не только тем, что ему ещё многого не хватает (знаний, умений и т. п.) - Каждый возрастной этап (см. Возраст) характеризуется качественными особенностями пси-хич. процессов и характерным типом ведущей деятельности. Специфика этих этапов определяется совокупностью мн. условий. Это и система требований, к-рые предъявляются к ребёнку на данном этапе его жизни, и сущность отношений с окружающими, и тип знаний и деятельности, к-рыми он овладевает, и способы усвоения этих знаний. К этим условиям относятся и особенности физич. развития ребёнка (напр., созревание определённых морфологич. образований в раннем возрасте, перестройка организма в подростковом возрасте и т. п.).

Внешние условия, определяющие специфику развития в Д., действуют на ребёнка не непосредственно. Одни и те же элементы среды влияют по-разному на каждого ребёнка в зависимости от того, через какие ранее развившиеся психич. свойства они преломляются.

Особую роль в жизнедеятельности и общении детей, формировании их личности, интеграции в общество и культуру играет дет. субкультура. Она включает в себя специфич. ценности и установки, нормы поведения, особые виды деятельности и коммуникации, характерные именно для дет. среды. Одна из функций дет. субкультуры - приобретение социального статуса среди сверстников и удовлетворение потребности в общении, в освоении стиля поведения. Занимая в общечеловеческой культуре подчинённое место, дет. субкультура вместе с тем относительно автономна. В любом обществе дети ведут себя в соответствии со своими "законами", моральными регуляторами поведения, пользуются своеобразным языком, создают собственный фольклор.

В отд. периоды Д. возникают наиб, благоприятные условия для развития разных сторон психики. Эти периоды наз. сен-зитивными, т.е. особенно чувствительными к соответствующим внеш. воздействиям. Напр., для развития речи сензи-тивен период от 1 года до 5 лет, для формирования мн. двигат. навыков - младший школьный возраст. Если упущен сензитивный период, то в дальнейшем соответств. качества развиваются с трудом и не достигают совершенства.

Т. о., положит, эффект воспитат. воздействий во многом зависит от учёта в процессе воспитания возрастных (а также индивидуальных) особенностей формирующейся личности.

От того, насколько богатыми и разнообразными были условия развития в Д., насколько полноценным и эмоционально насыщенным было общение с родителями и воспитателями, зависит весь дальнейший жизненный путь личности.

Специфич. интересы и потребности детей как особой социально-демографич. группы побуждают государство выделять спец. средства на финансирование образования и воспитания, здравоохранения, культуры, на поддержку семьи и т. д. Кроме этого, в совр. обществе функционирует система произ-ва, ориентированная специально на нужды и запросы детей: выпускаются продукты питания, дет. одежда и обувь, игрушки, спортинвентарь, полиграф, издания, кинофильмы и т. д. В идеале такая система должна быть предельно дифференцированной, в полной мере учитывающей возраст, пол, состояние здоровья, уровень развития ребенка.

Формирование ребёнка как социального субъекта и личности гарантируется путём включения его в правовую систему общества. В большинстве стран дети как социально-демографич. группа обеспечиваются правозащитой с момента рождения.

Лит.: Эпштейн М., Юкина Е., Обра?ы детства, "Новый мир". 1979, № 12; Л с о и т с в А. Н., Проблемы развития психики, М., 1981 *; К о и И. С., Этнография детства. Историографич. очерк, в кн.: Этнография детства. Традиц. формы воспитания детей и подростков у народов Вост. и Юго-Вост. Азии, М., 1983; его же, Ребенок и общество. Ми988; Развитие личности ребенка, пер. с англ., М.. 1987; М и д М., Культура и мир детства, пер. с англ., М., 1989.

E. M. Рыбинский.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета