Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Задача познавательная

Задача познавательная, учебное задание, предполагающее поиск новых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система 3. п. сопровождает весь процесс обучения, к-рый состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам деятельности 3. п. Разнообразные 3. п. в уч. процессе зависят от особенностей уч. предметов, от их места в системе знаний и умений школьников, возрастной ступени обучения. Педагогически обоснованная система 3. п. позволяет осуществить все функции обучения, поэтому в каждой 3. п. учителю необходимо выделять не только её роль в приобретении знаний и место в логике содержания уч. материала, но и в активизации учебно-познават. деятельности учащихся, сопутствующей её решению.

3. п. не решаются по готовым образцам, а прогнозируют новые решения, в к-рых нужны догадка, прикидка, ориентация на перспективы познания и углубление, совершенствование имеющихся знаний и умений.

Значительна роль 3. п. в проблемном обучении, когда с помощью 3. п. учитель ставит ученика перед противоречиями, заставляет находить выход из них, приводит в активное состояние все пси-хич. процессы, познават. силы субъектов обучения. Процесс выполнения 3. п. требует от учеников волевых усилий, интеллектуального напряжения, а её разрешение, завершающее познават. акт, вызывает удовлетворение, положит, эмоции.

Общие требования к постановке 3. п. в ч. процессе сформулировал в дидактике ". А. Данилов (1960). 3. п. должны отражать систему и логику содержания уч. предмета; учитывать актуальный уровень развития и уч. подготовки, чтобы создавать реальные условия развития учащихся; содержать информацию для развития ума, творческих процессов; создавать положит, мотивацию выполнения 3. п.

В последующие годы в связи с потребностями общества и школы проблема 3. п. привлекла широкий круг исследователей (не только дидактов, но и педагогов широкого профиля, психологов, социологов, методистов и др.), занимая всё более значительное место в межнаучной интеграции наук о человеке и его деятельности.

Лит.: Данилов М. А., Процесс обучения в сов. школе, М., 1960; Познават. задачи в обучении гуманитарным наукам, под ред. И. Я. Лернера, М., 1972; M a X м у-тов М. И., Проблемное обучение, М., 1975; Щукина Г. И., Активизации познават. деятельности учащихся в уч. процессе, М., 1979; её же, Роль деятельности в уч. процессе, М., 1986; Балл Г. А., Теория уч. задач. Психолого-пед. аспект, М., 1990, гл. 4.

Г. И. Щукина.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета