Rambler's Top100

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ТРУДНЫЕ ДЕТИ > УЧИТЕЛЯМ > ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


УЧИТЕЛЯМ
РОССИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПОИСК
ВЫБЕРИТЕ ПЕРВУЮ БУКВУ ТЕРМИНА:
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОКРАЩЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ИЗДАНИЯ
ГОРОДА
ИНФОРМАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
ОБ OCR
 

Индустриально-педагогические учебные заведения

Индустриально-педагогические учебные заведения в Рос. Федерации, отраслевая группа высш. и ср. спец. уч. заведений, готовящая преподавательские кадры для системы проф.-тех. образования, а также для трудовой и проф. подготовки учащихся общеобразоват. школ.

Первый сов. вуз в этой группе - Моск. индустриально-пед. ин-т им. К. Либкнех-та (1923-43). С 1929 ин-т был причислен к втузам. К 1931 ин-т готовил специалистов на ф-тах металлопромышленности (5 отделений), осн. химии и хим. обработки (8), текстильном (3), строительном и деревообделочном (3), ж.-д. транспорта (2), индустриально-общественном (2), фабрично-заводских семилеток (ФЗС) и политехн. труда (3). Он оказывал науч. и метод, помощь проф.-тех. школам, обобщал и распространял лучший опыт проф.-тех. обучения. В 1931 в ин-те были упразднены специализированные пром. и транспортный ф-ты и он стал действовать на основе типового устава пед. ин-та. В 1930-33 его выпускникам присваивалось звание (квалификация) педагога-инженера. В 1943 слился с МГПИ.

В 1930-33 высш. образование давали индустриально-пед. ин-ты, к-рые были созданы в Свердловске, Нижнем Новгороде и др. городах РСФСР. Они готовили преподавателей широкого профиля ("цикловников") для ФЗС, техникумов, рабочих ф-тов, школ ФЗУ и др. В зависимости от специальности срок обучения составлял от 2,5 до 3,5 лет. Предусматривалась специализация по неск. циклам предметов: общественно-экономическому (обществоведение, экон. география, родной язык и лит-ра), физико-техническому (математика, физика, механика), естественно-технологическому (страноведение, химия, технология). Выпускникам по нек-рым специальностям металлообработки, текстильной и др. пром-сти присваивалось звание инженера-педагога .

В уч. планах большое внимание уделялось подготовке студентов по обществ.-полит, циклу (20% уч. времени) и практике (40%). На теоретич. подготовку по профилирующей специальности времени оставалось мало. Соотношение производств, и пед. практики составляло 2 : 1; основной считалась культ.-просвет, деятельность студентов, а не собственно пед. шк. работа. Из-за краткого срока обучения уровень проф. готовности педагогов не соответствовал требованиям времени. Кроме РСФСР, аналогичные ин-ты имелись на Украине; они назывались ин-тами проф. образования (1930-33). Срок обучения в них был 4 года. Студенты получали специальность на ф-тах обществ, наук, физ.-мат., агробиологическом и др.

После 1943 специализиров. вузов для подготовки инж.-пед. кадров не было. Их отсутствие стало серьёзной проблемой, особенно с развитием науч.-тех. революции и началом перехода к всеобщему ср. образованию молодёжи. В 60-х гг. в ряде политехн. и индустр. ин-тов были открыты инж.-пед. ф-ты, в 1979 в Свердловске и в 1989 в Харькове открыты инж.-пед. ин-ты. См. также Инженерно-педагогическое образование.

С 1943 ср. спец. образование по этому профилю дают индустриально-пед. техникумы. В них принимаются по направлениям местных органов нар. образования выпускники профтехучилищ, юноши и девушки, имеющие рабочую профессию не ниже 3-го разряда (учитывается близость с профилем обучения), демобилизованные из Вооружённых Сил. Подготовка осуществляется по 30 специальностям отраслей нар. х-ва. Выпускники получают квалификацию техника-мастера производственного обучения и пед. подготовку для работы в ПТУ, др. уч. заведениях и непосредственно на произ-ве. При необходимости выпускники могут заниматься производств.-технол. деятельностью на предприятиях.

Учащиеся техникумов наряду с общеобразоват., экон. и спец. техн. дисциплинами изучают психол.-пед. цикл предметов (возрастная физиология и гигиена, психология, педагогика, организация и методика производств, обучения, воспи-тат. работа, техн. средства обучения, пед. практика), проходят производств, обучение и практику, что позволяет им получить рабочую профессию широкого профиля, овладеть смежными профессиями.

В Рос. Федерации функционировали (1991) 39 индустр.-пед. уч. заведений (на Украине - 6, в Казахстане - 7, Белоруссии и Узбекистане по 3, в Грузии, Азербайджане, Молдове, Киргизии, Таджикистане, Армении по 1). Ряд рос. техникумов (Самарский, Омский, Магнитогорский, 1-й и 3-й Московские, 1-й Петербургский), а также Киевский, Кишинёвский и др. преобразованы (1991) в уч. заведения повышенного типа - индустр.-пед. колледжи. Выпускники колледжей получают квалификацию мл. инженера-мастера производств, обучения, лучшим из них предоставляется право поступать на 3-й курс инж.-пед. вуза по результатам собеседования.

Лит.: Очерки истории проф.-тех. образования в СССР, М., 1981.

< Предыдущая страница Следующая страница >


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета НаркоТоп: антинаркотические ресурсы РуНета